Глава 1. теоретические и правовые основы обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ….. 5

1.1 Правовые основы информационной открытости деятельности органов власти в РФ 5

1.2. Информационная открытость как принцип деятельности органов власти. 18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ АЗОВСКОГО НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.. 28

2.1. Общая характеристика Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. 28

2.2. Анализ структуры и содержания источников информации о деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. 42

2.3. Рекомендации по повышению открытости и прозрачности деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 51

ВВЕДЕНИЕ

Доступность социально-значимой информации и расширение использования интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия государства и общества названы Вице-президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым одними из приоритетных задач нашей страны на ближайшую перспективу.

Недостаточная информированность общества о деятельности государства приводит к процветанию коррупции, нежеланию молодых специалистов идти на государственную службу, формированию отрицательного образа государства в глазах населения и в первую очередь — молодого поколения.

В настоящее время в нашей стране активно внедряется ряд программ, таких как "Электронная Россия", "Электронное правительство" и других, направленных на совершенствование методов работы государственного аппарата и оказания государственных услуг гражданам. Принимаются меры, направленные на законодательное обеспечение беспрепятственного доступа различных групп населения к социально важной, официальной информации.

Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии российского общества и органах публичной власти, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности. Открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность - функциональный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в стране.

Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами исполнительной власти.

Цель аттестационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию открытости деятельности администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

· изучить правовые основы информационной открытости деятельности органов власти;

· рассмотреть информационную открытость как принцип деятельности органов власти;

· изучить структуру Азовского немецкого национального муниципального района Омской области;

· проанализировать сайт Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Объект исследования - источники информации о деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Предмет исследования - информационная открытость исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Методы исследования: анализ нормативно-правовой базы, а так же источников информации о деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области; анкетирование жителей села Александровка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области; обобщение всей полученной и изученной информации.

Рекомендации по повышению открытости и прозрачности деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

Из проведённого выше анализа можно дать следующие рекомендации по модернизации сайта Администрации АННМР:

1. Размещение полной информации о проведении тендеров и бюджетных закупок;

2. Размещение информации о конкурсах на замещение должностей, информация о наличии вакансий в аппарате органов местного самоуправления в отдельном разделе;

3. Разместить полноценные презентации всех принятых проектов.

4. Упорядочить размещение решений районного совета и распоряжений Главы АННМР, упростить систему поиска документов по контекстным данным;

5. На сайте предусмотреть раздел для размещения решений общественных слушаний, собраний граждан по месту жительства;

6. Наличие "горячей линии", но с более широким кругом проблематики (правонарушения, социальные проблемы, а также просто справочная служба);

7. Обеспечить возможность отследить движение документов в органах местного самоуправления по обращениям граждан, по получению разрешительных документов;

8. Установить версию для слабовидящих;

9. Использование счетчиков посещений в онлайновом режиме.

Повышение информационной открытости органов местного самоуправления АННМР помимо прочего предусматривает и совершенствование их отношений со средствами массовой информации. Стремление к формированию собственного политического имиджа должно отойти на второй план по сравнению с системной работой по объективному информированию общественности о деятельности местного самоуправления и различных аспектах жизни района.

Взаимодействие со СМИ должно строиться на принципах прозрачности, равенства, объективности и профессионализма.

Целями сотрудничества со СМИ должны стать:

· повышение качества и доступности информации о жизни района;

· укрепление связей между органами местного самоуправления, СМИ и населением;

· рост доверия общественности к органам местного самоуправления и местным СМИ как к важнейшим институтам гражданского общества.

Для того чтобы добиться поставленных целей необходимо:

· Повысить мотивацию и интерес журналистов к освещению деятельности органов местного самоуправления, избегать заангажированности в работе со СМИ, искажения и сокрытия информации о деятельности районных властей;

· Приветствовать попытки непредубежденного, объективного анализа нормативно-правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления;

· Ввести практику "информационной активности" (проведение брифингов, пресс-конференций, пресс-туров, распространение текущей информации в виде сообщений для СМИ, пресс-анонсов и пресс-релизов, обеспечение репортерской потребности в информации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сфере информационной открытости органов власти особо остро встает вопрос о коммуникационном взаимодействии власти и населения. Открытость власти должна порождать доверие населения к ее деятельности. Данная двухсторонняя коммуникация должна осуществляться исключительно в рамках действующего законодательства и служить

гарантированной основой успешного взаимодействия власти и института гражданского общества.

Вовлечение населения в диалог и, как следствие, в процесс управления территорией , основная задача органов муниципальной власти и выборных должностных лиц территории, так как без обратной связи, власть не получит адекватной оценки своей деятельности.

Органы местного самоуправления являются обладателями огромного массива информации, составляющей общественной интерес. Необходимость

предоставления доступа к такой информации, при условии отсутствия законных ограничений, должна входить в обязанность обладателей информации, что подлежит обязательному закреплению на уровне нормативно-правовых актов территории. Исследование нормативно-правовых актов показало, что существует достаточно широкий спектр инструментов для обеспечения доступа к информации.

Одним из таких инструментов является официальный сайт органов власти. Мною был проанализирован один из таких сайтов, а именно сайт Администрации Азовского немецкого национального муниципального района. В результате анализа было выявлено, что сайт по содержанию имеет практически всю нужную информацию, так же он достаточно прост в использовании и своевременно пополняется необходимой информацией. Но, к сожалению, опрос населения АННМР показал, что далеко не все жители знают о существовании сайта Администрации АННМР, что свидетельствует об их правовой неграмотности. Так же в ходе анализа выявлены и недостатки сайта, по устранению которых были разработаны рекомендации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и нормативные акты:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" / СПС "Консультант +"

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) / СПС "Консультант +"

3. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (действующая редакция, 2016) / СПС "Консультант +"

4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) / СПС "Консультант +"

5. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (с изменениями и дополнениями) / СПС "Консультант +"

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 / СПС "Консультант +"

7. Устав Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

Учебная и научная литература:

8. Давыдова Л. Ф. Информационная открытость муниципальной власти. Актуальные проблемы управления и экономики: российский и зарубежный опыт: материалы Всероссийской научно–практической

конференции с международным участием (г. Томск, 26 апреля 2013 г.), Томск: Изд– во Том. Ун–та, 2013. С. 44–47

9. Малахова О. В.Суханова В. А. Информационная открытость дельности органов государственной власти: региональные практики // Журнал Среднерусский вестник общественных наук, выпуск № 2 – 2015 г.

10. Дубровская Ю.В., Жаворонкова К.С. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления // Журнал Государственное управление. Электронный вестник, выпуск № 55 - 2016 г

11. Гасумова С. Е. К проблеме информационной открытости органов местного самоуправления // Журнал Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, выпуск № 1 – 2014г

Электронные ресурсы:

12. Портал открытых данных Российской федерации. URL: www. data.gov.ru.

13. АИС| Мониторинг госсайтов. URL: www. gosmonitor.ru

14. Официальный сайт Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. URL: www.azov.omskportal.ru

15. И. М. Дзялошинский. Информационная открытость власти как основа публичной политики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru

[1] И. М. Дзялошинский. Информационная открытость власти как основа публичной политики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru

[2] Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (с изменениями и дополнениями) / СПС "Консультант +"

[3] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) / СПС "Консультант +"

[4] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 / СПС "Консультант +"

[5] Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (действующая редакция, 2016) / СПС "Консультант +"

[6] Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" / СПС "Консультант +"

[7] Портал открытых данных Российской федерации. URL: www. data.gov.ru.

[8] АИС| Мониторинг госсайтов. URL: www. gosmonitor.ru.

[9] АИС| Мониторинг госсайтов. URL: www. gosmonitor.ru.

[10] Устав Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

[11] Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (действующая редакция, 2016) / СПС "Консультант +"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ….. 5

1.1 Правовые основы информационной открытости деятельности органов власти в РФ 5

1.2. Информационная открытость как принцип деятельности органов власти. 18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ АЗОВСКОГО НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.. 28

2.1. Общая характеристика Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. 28

2.2. Анализ структуры и содержания источников информации о деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. 42

2.3. Рекомендации по повышению открытости и прозрачности деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 51

ВВЕДЕНИЕ

Доступность социально-значимой информации и расширение использования интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия государства и общества названы Вице-президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым одними из приоритетных задач нашей страны на ближайшую перспективу.

Недостаточная информированность общества о деятельности государства приводит к процветанию коррупции, нежеланию молодых специалистов идти на государственную службу, формированию отрицательного образа государства в глазах населения и в первую очередь — молодого поколения.

В настоящее время в нашей стране активно внедряется ряд программ, таких как "Электронная Россия", "Электронное правительство" и других, направленных на совершенствование методов работы государственного аппарата и оказания государственных услуг гражданам. Принимаются меры, направленные на законодательное обеспечение беспрепятственного доступа различных групп населения к социально важной, официальной информации.

Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии российского общества и органах публичной власти, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности. Открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность - функциональный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в стране.

Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами исполнительной власти.

Цель аттестационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию открытости деятельности администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

· изучить правовые основы информационной открытости деятельности органов власти;

· рассмотреть информационную открытость как принцип деятельности органов власти;

· изучить структуру Азовского немецкого национального муниципального района Омской области;

· проанализировать сайт Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Объект исследования - источники информации о деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Предмет исследования - информационная открытость исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Методы исследования: анализ нормативно-правовой базы, а так же источников информации о деятельности Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области; анкетирование жителей села Александровка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области; обобщение всей полученной и изученной информации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Наши рекомендации