Стратагема достаточной враждебности.
Каждое общество имеет своих врагов.
Внешних и внутренних.
Наличие врагов вызывает последствия, по крайней мере, двух свойств: — с врагами вступают в борьбу; — для борьбы с врагом общество может изменяться, менять ранее выбранный путь развития, изменять свою структуру.
То есть в зависимости от того, как устроен враг и какие вредные последствия могут от него проистекать, общество может наращивать производство пулеметов (каменных топоров, мечей, спутников-шпионов), приносить жертвы своим богам (вводить дополнительные налоги, внедрять однопартийную систему, объявлять всеобщую воинскую повинность), совершенствовать институты государственной власти и управленческий аппарат. Если меры оказываются своевременными и адекватными опасности, а имеющихся ресурсов достаточно, общество может успешно противостоять своим врагам.
Если меры несвоевременны, опасность недооценена, руководство не подготовлено — внутренняя или внешняя агрессия имеет все шансы быть успешной.
Но есть одна проблема, которая не может быть решена только разумностью и компетентностью руководителей. Она заключается в том, что правитель не всемогущ, он может направить и усилить существующие в обществе тенденции, но если их в обществе нет, то он бессилен.
Тенденция, которая используется для усиления мер по отражению врагов, может существовать только тогда, когда общество осознает существующую или надвигающуюся опасность. Причем общество должно осознавать эту опасность своевременно, поскольку многие процессы требуют значительного времени. Невозможно за несколько месяцев наладить производство вооружения, обучить необходимое количество солдат и офицеров, создать стратегические запасы.
История знает много примеров, когда молодое государство в окружении врагов вело очень успешные войны, покоряло громадные территории. Но большинство из них сталкивалось с одними и теми же проблемами. После того как все возможные враги были покорены, а угроза новых войн казалась нереальной, в течение нескольких поколений воинственность исчезала.
Бывшие воины превращались в вельмож, им на смену приходили чиновники от армии. Золото становилось более ценным металлом, чем сталь, на смену воинской доблести приходило пресыщение.
В конце концов, находился враг, который нападал на зажравшуюся великую империю. Империя оказывалась великой только по названию.
* * *
В течение нескольких веков на территории Китая существовали отдельные государства, между которыми велись бесконечные войны. В этот период были созданы наиболее известные военные трактаты, воинское искусство ценилось правителями, а армии были мобильны и боеготовны. Наконец, в шестом веке страна была полностью объединена под властью династии Сунь.
Некоторое время все шло по-прежнему, но затем отсутствие реальных врагов начало давать свои последствия. Армия не может быть боеготовной, не участвуя в конфликтах, и она из боевой единицы постепенно стала превращаться в подобие чиновничьего ведомства.
В двенадцатом веке Северный Китай захватили племена кочевников- чжурчжэней.
В тринадцатом веке весь Китай был завоеван татаро-монголами.
В ходе вторжений в Китай в двенадцатом и тринадцатом веках татаро- монголы истребили около тридцати пяти миллионов человек.
В 1368 году татаро-монгольское иго было свергнуто, что явилось закономерным следствием. У китайцев появился враг, а татаро-монголы начали почивать на лаврах.
* * *
Подобные процессы происходили в истории Римской империи. Пока существовали сильные внешние враги, структура государства, дух его народа позволяли в любой момент мобилизовать необходимые силы и средства.
Затем, когда империя разрослась до неимоверных размеров, а воевать стало особенно не с кем, наступил распад и загнивание. В 395 году Римская империя разделилась на Восточную и Западную. В 476 году германским вождем Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Август.
* * *
Нет стимула — нет движения, нет опасности — нет предпосылок для консолидации общества. Существует закономерность — для сплочения общества необходимы враги. Тот, кто отождествляется с лидером, способным победить врагов и устранить угрозу, имеет все шансы на поддержку своих сограждан. Данная закономерность давно известна правителям и политикам.
Она успешно используется ими для пользы своего государства или в собственных корыстных целях, которые к благу государства и народа никакого отношения не имеют.
Каждый современный политик или руководитель может использовать известный набор врагов. Врагами могут быть группы, объединенные по различным признакам: национальному (евреи, арабы, немцы, русские, чеченцы и пр.), религиозному (мусульмане, христиане, иудеи, сектанты, еретики и пр.), политическому (коммунисты, анархисты, фашисты, сионисты, монархисты и пр.) и другим.
* * *
Технология использования врагов в своих целях включает в себя несколько этапов. Первоначально лидер (партия, семья) объявляет себя защитником общества (государства, нации, класса) от того врага, который представляется ему оптимальным.
Затем, после победы, необходимость во врагах не уменьшается, именно они могут сделать правление стабильным и многолетним. Но для этого надо провести некоторую селекцию среди врагов. Те, доступные враги, которые реально угрожают правлению, безжалостно уничтожаются всеми доступными средствами. Те, которые нужны для соблюдения технологии, доводятся до такого уровня, при котором они могут громко кричать, протестовать, угрожать, но не имеют шансов стать реальными конкурентами.
Создается закрытый политический клуб. Ограниченное число партий и ограниченное число реальных претендентов на власть. На всех лидеров накапливается эффективный компромат. Без наличия компромата вход в клуб невозможен или нежелателен.
Жестко контролируются средства массовой информации, финансовые потоки, ключевые структуры, имеющие отношение к контрольным и карательным функциям.
* * *
Ельцин имел крайне низкий рентинг перед выборами 1996 года. Но у него был беспроигрышный козырь — коммунистическая партия России и, соответственно, коммунистическая угроза.
Других альтернатив не существовало. Естественно, выиграл Ельцин.
* * *
Почему в России существуют фашисты? Вопрос поставлен некорректно. Фашисты существуют не "почему", а "для чего". А существуют они для того, чтобы у действующей власти был удобный враг. Пока около Кремля, в центре Москвы продается фашистская литература, а фашистские лидеры пытаются участвовать в парламентских и президентских выборах, можно очень удачно снимать с этого политические сливки, укреплять силовые структуры и подчеркивать демократичность режима, а в нужный момент проводить дозированные решительные действия.
Поднимите имеющиеся оперативные данные и дайте приказ специалистам, прошедшим горячие точки, решить проблему российского фашизма.
Проблема будет решена за очень короткий срок. Навсегда. Участие судов, прокуратуры, принятие новых законов просто не потребуется.
Но пропадет политический козырь. Обидно.
* * *
У Антуана де Сент-Экзюпери в "Маленьком принце" описывается планета, на которой жили монарх, крыса и судья. Время от времени крысу приговаривали к смертной казни. Но монарх всегда ее миловал. А что ему оставалось делать? Кого судить и миловать, когда единственной крысы не станет? Наоборот, крысу надо беречь, поскольку только она дает возможность проявлять царское величие и наглядно демонстрировать реализацию принципов правового государства.
* * *
Можно не искать враждебную группу. Можно весь мир объявить враждебной территорией, а всех людей — врагами. За счет этого достигнуть полного контроля над своей группой. Такой способ активно применяется в тоталитарных сектах.
* * *
Данная стратагема находит применение во внешней политике.
В 1976 году в Китае умер Мао Цзэдун. Новое руководство Китая провозгласило политику реформ.
Но без поддержки Запада невозможны ни инвестиции, ни современные технологии, ни реформы в целом. А как помогать Китаю, когда в нем правит коммунистическая партия? Руководство Китая нашло успешный выход. В 1979 году начался прямой вооруженный конфликт между Китаем и Вьетнамом. На стороне Вьетнама выступил Советский Союз. По сути две страны получили прямое военное столкновение.
Зачем Китаю был нужен этот конфликт? Только затем, чтобы Запад увидел, что у него и Китая общий враг — СССР.
Запад поверил Китаю и начал оказывать ему всестороннюю поддержку.
В то время как Советский Союз участвовал в гонке вооружений и укреплял псевдонародные режимы, Китай динамично развивался и к концу восьмидесятых годов удвоил внутренний валовой продукт, снял проблему обеспечения собственного населения продуктами питания.
Кто и когда станет его следующем реальным врагом?