Часть iii. административное право и законность
А.И. Сухаркова
А Д М И Н И С Т Р А Т И В Н О Е П Р А В О
Учебно-методическое пособие
(теоретическая часть)
Минск - 1999
Составитель: кандидат юридических наук, доцент Сухаркова А. И.
Рецензенты:
кандидат юридических наук, доцент Академии управления при Президенте Республики Беларусь Забелов С. М.,
кандидат юридических наук, доцент Сапогин А. Н.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственного
и международного права
« 25 » февраля 1999 г., протокол № 6.
Одобрено Советом факультета 24 марта 1999 г.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании
учебно-методической комиссии института
«25» марта 1999 г., протокол № 4.
Компьютерный набор Чернуха Л.В.
Подписано в печать
Печать: ризография
Негосударственный институт управления и предпринимательства,
г. Минск, ул. Гамарника, 10
© Сухаркова А.И.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Теоретическая часть
Введение....................................................................................................................... 5
Общие методические рекомендации по изучению курса
«Административное право»................................................................................ 7
Основные теоретические положения курса
«Административное право» и методические рекомендации
по изучению отдельных тем............................................................................ 12
Часть I. Сущность и основные институты административного права 12
Раздел I. Исполнительная власть. Государственное управление и административное право.............................................................................................................. ..... 12
Раздел II. Субъекты административного права...................................... 19
Раздел III. Административно-правовые формы и методы................... 38
Раздел IV. Ответственность по административному праву............. 45
Раздел V. Виды административных правонарушений и взыскания, применяемые за их совершение............................................................................................................... 51
Раздел VI. Органы (должностные лица), уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях 52
Раздел VII. Административно-процессуальное право......................... 54
Часть II. Основы административно-правовой организации
Управления экономической, социально-культурной и
Административно - политической сферами. Межотраслевое
управление......................................................................................................... ..... 57
Раздел VIII. Административное право и управление экономикой 58
Раздел IX. Административное право и управление социально-
культурной сферой............................................................................................... 60
Раздел X. Административное право и управление
административно-политической сферой................................................. 62
Раздел XI. Межотраслевое управление ....................................................... 68
часть iii. административное право и законность
в управлении…………………………………………………………………….71
введение
Целевое назначение курса «Административное право» состоит в формировании студентами комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.
Основными целями курса являются:
q обогащение студентов глубокими знаниями об основных принципах, категориях и положениях науки административного права, о достигнутом уровне ее развития;
qобучение студентов правильному ориентированию в действующем административном законодательстве; привитие им навыков и умений правильно толковать и применять нормы административного права к конкретным жизненным фактам;
qознакомление студентов с системой государственного управления, формами и методами управления, со способами обеспечения законности и дисциплины в управлении; с организацией и административно-правовым регулированием управления в межотраслевых сферах, в социально-политической, социально-культурной и хозяйственных сферах, а также с особенностями взаимоотношений органов управления общей, отраслевой и специальной компетенции с органами внутренних дел.
Курс «Административное право» базируется на положениях теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, изучаемых в высших учебных заведениях. Он тесно связан с финансовым, трудовым, уголовным правом и другими юридическими дисциплинами. Вместе с тем, данный курс имеет основополагающее методологическое значение для курсов «Экологическое право», «Предпринимательское право».
Курс «Административное право» состоит из трех частей.
Первая часть начинается с раздела – Исполнительная власть, государственное управление и административное право, – раскрывающего сущность и принципы государственного управления, механизм административно-правового регулирования. Изучение этого раздела должно дать студентам глубокие знания об основах государственного управления и его структуре, об административно-правовых нормах и административно-правовых отношениях, а также о других элементах механизма административно-правового регулирования.
Во втором разделе подробно рассматриваются субъекты административного права, много внимания уделяется административно-правовому положению граждан, органов исполнительной власти, государственного управления, государственных служащих, общественных объединений и их служащих.
Третий раздел предусматривает изучение административно-правовых форм и методов государственного управления. Значительное место в разделе отводится административно-правовым актам управления, убеждению и принуждению в государственном управлении.
В четвертом разделе подробно рассматривается сущность ответственности по административному праву, административное правонарушение и административная ответственность.
В пятом разделе рассматриваются виды административных правонарушений и взыскания, применяемые за их совершение; в шестом – органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
В седьмом разделе раскрывается сущность административно-процессуальной деятельности, виды административных производств; производство по делам об административных правонарушениях.
Вторая часть курса посвящена административно-правовому регулированию управления в следующих сферах (отраслях): хозяйственной деятельности (раздел 8), социально-культурной (раздел 9), социально-политической (раздел 10), межотраслевой (раздел 11). Во второй части курса раскрываются понятие и сущность управления сферой (отраслью) и ее административно-правовое регулирование.
В части третьей раскрывается сущность законности в государственном управлении, организационно-правовые способы ее обеспечения.
Во всех разделах первой, второй и третьей частей курса, рассматриваемые вопросы увязываются с механизмом административно-правового регулирования.
Порядок проведения семинарских, практических и индивидуальных занятий со студентами подробно излагается в планах семинарских и практических занятий по данному курсу, где также содержится подробный перечень литературы и нормативных актов, относящихся к той или иной теме курса.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Административное право представляет собой одну из отраслей права, регулирующих общественные отношения в области государственного управления. В процессе изучения административного права у студентов должны быть сформированы знания: о содержании государственного управления, его задачах и роли в жизни общества, а также организации правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процесс исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления; о содержании государственного управления в различных отраслях и сферах.
Учебная дисциплина «Административное право» изучается студентами на первом и втором курсах. Этому предшествует изучение таких общеметодологических дисциплин, как теория государства и права, история государства и права, конституционное право. Перечисленные дисциплины создают общеметодологическую и правовую базу для изучения курса «Административное право».
В свою очередь изучение курса «Административное право» создает теоретическую и в определенной мере практическую базу для изучения таких дисциплин, как финансовое право, уголовное право, уголовный и гражданский процесс, трудовое право и др.
Типовая программа курса «Административное право» определяет круг вопросов, подлежащих изучению по каждой теме, основную и дополнительную литературу.
Одно из главных направлений совершенствования работы высшей школы – развитие творческого отношения студентов к изучаемому материалу, к приобретению профессиональных навыков и умений, повышение уровня самостоятельной работы в процессе обучения при необходимом контроле, помощи и поддержке со стороны преподавателей.
Самостоятельная работа есть основная часть учебы студентов по освоению курса «Административное право».
В ходе самостоятельной работы студенты приобретают научные знания путем личных поисков, имеют возможность проявить активный интерес и развить вкус к творчеству, самостоятельному подходу в учебной и практической деятельности.
Дальнейшее совершенствование учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов-юристов невозможно без повышения уровня самостоятельной работы студентов над теоретическим, нормативным и иным материалом.
В последнее время серьезно ускорились темпы, усложнился характер обновления знаний. Поэтому умение будущего специалиста самостоятельно осваивать новые достижения науки и практики стало важнейшим элементом в структуре его профессиональных качеств.
При 90 часах общего количества времени, отводимых учебным планом на изучение административного права, количество часов на лекционные, семинарские и практические занятия явно недостаточно для усвоения этой дисциплины. Поэтому большое значение имеет самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студента складывается из изучения учебной литературы (специальной, основной, дополнительной), освоения нормативного материала, конспектирования первоисточников, подготовки докладов, рефератов, а также практикума по административно - юрисдикционной деятельности.
Основное в самостоятельной учебе студента – это его работа над книгой, изучение нормативного материала, выполнение практических заданий, составление административно-процессуальных документов. Особое место здесь занимает изучение основополагающих трудов ученых - административистов.
При самостоятельном изучении рекомендованных тем много времени занимает освоение нормативных актов. Их изучение нужно начинать с выяснения общих сведений: кто издал акт, когда, официальный источник опубликования, цель издания, основное содержание. Усвоение нормативных актов есть, по существу, уяснение их содержания, юридической силы.
К основной литературе относится тот ее минимум, который необходим для полного и твердого усвоения учебного материала.
Дополнительная литература рекомендуется для углубленного изучения программного материала, расширения кругозора студентов. Изучение ее необходимо для написания рефератов, докладов.
В ходе самостоятельного изучения важно умение конспектировать научную литературу, нормативные акты, составлять рабочие записи прочитанного. Такой метод удлиняет процесс проработки материала, но способствует его лучшему осмыслению, усвоению, систематизации.
Следует иметь в виду, что характер, полнота записей – дело индивидуальное. Одному достаточно набросать краткий план изученных работ, другой составит развернутый план прочитанного (коротко раскроет содержание вопросов, сделает выписки). Наиболее эффективным является написание конспекта, который представляет собой краткое изложение своими словами содержания работы.
Для поиска основной литературы и других книг нужно ознакомиться с каталогами библиотек Минска.
В данном учебном пособии указаны: темы курса, вынесенные на семинарские и практические занятия; время, отведенное на их изучение; вопросы, подлежащие усвоению; рекомендованная литература; формы контроля знаний.
Основная цель семинара – проверка, углубление и закрепление теоретических знаний студентов, полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над рекомендованной литературой, нормативным материалом, оказание помощи студентам в самостоятельном овладении материалом.
Одной из центральных задач семинара является развитие творческой активности и самостоятельности мышления студентов, ведения научной полемики.
При подготовке к семинарским занятиям студент должен глубоко изучить рекомендованную по данной теме научную литературу, соответствующий нормативный материал и подготовить развернутый план ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре.
Занятия будут проходить в форме индивидуального опроса, творческого обсуждения проблемных вопросов, ведения полемики, обсуждения подготовленных докладов и рефератов.
Институты административного права необходимо рассматривать исходя из общих теоретических положений и знаний, полученных студентами по общей теории государства и права, конституционному праву.
Практические занятия так же, как и семинарские занятия, являются средством проверки, углубления и закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. Но в отличие от семинара практические занятия преследуют и такую цель – выработать умение правильно применять теоретические положения административного права к конкретным жизненным ситуациям, к практической деятельности органов исполнительной власти; привить студентам навыки работы с нормативными материалами; выработать умения правильной квалификации определенных противоправных действий в области управления, составления процессуальных документов и актов управления, принятия управленческих решений.
В ходе практических занятий студенты мобилизуют мышление, внимание, волю; закрепляют, совершенствуют и получают новые знания, умения, навыки, приводят их в систему.
Практические занятия проводятся в форме контрольного опроса по теоретическим положениям темы, вынесенной на занятие; в форме принятия студентами устных решений и подготовки документов (протоколов, постановлений, решений) по конкретным ситуациям, изложенным в плане занятия. Эти ситуации взяты из практики соответствующих органов государственного управления или публикаций в юридических изданиях (газетах, журналах).
Готовясь к практическому занятию, студент обязан подобрать нормативный материал, необходимый для решения каждой задачи, хорошо разобраться в содержании правовых норм и подготовить мотивированные ответы на поставленные в заданиях вопросы со ссылкой на конкретные статьи нормативных актов, необходимо так же сделать глубокий логический анализ этих статей.
В процессе самостоятельной работы используются самые разнообразные источники. Где их взять?
Официальными источниками нормативного материала являются:
Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь;
Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Основополагающие правовые нормы ко всем темам необходимо находить в Конституции Республики Беларусь.
В связи с непрерывным обновлением административного законодательства материал учебников по курсу «Административное право» быстро устаревает. Его необходимо изучать с учетом нового правового и международного положения Республики Беларусь как суверенного демократического государства и соответствующих рекомендаций преподавателя.
Учебным планом курса «Административное право» предусмотрено выполнение студентами курсовой работы. При подготовке к ее написанию необходимо внимательно изучить рекомендации, изложенные в данном учебном пособии. Каждый студент должен принять активное участие в семинарских и практических занятиях (выступление на семинаре по теоретическим вопросам, решение задач). В основу всех форм участия студентов в семинарских и практических занятиях положена глубокая проработка учебного материала и нормативных актов, рекомендуемых заданиями для самостоятельной работы.
В тех случаях, когда студент по каким-либо уважительным причинам не смог присутствовать на семинаре, он должен пройти индивидуальное собеседование по темам пропущенного занятия.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСА
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ