В высшие тайны жрецов не были посвящены даже фараоны
Что может быть зафиксировано в календаре пирамиды? Какие события существенны для жрецов? Вероятно, наиболее важным для жречества являлась возможность спокойно служить богам и находить понимание со стороны непосвященных. Жрецы в Древнем Египте были окружены всеобщим почитанием.
У египтян были сложные представления о жизни после смерти, о воскресении людей, исполнивших все нужные обряды при жизни и похороненных должным образом. Считалось, что жрецы обладают всеми необходимыми знаниями о мире, обеспечивающими людям вечную жизнь. Наиболее важные из этих знаний были еще в глубокой древности записаны в «Книге мертвых», которая была священна для египтян. В названии «Книги мертвых» скрывался двойной, понятный только посвященным смысл.
Согласно Н. Вашкевичу известное нам из греческого языка слово «атом» имеет египетское происхождение и при прямом прочтении, как и с греческого, переводится как «неделимый», а при обратном – «мертвый». «Книга мертвых» – это, по существу, монография‑справочник по химии, где собраны знания о возможности получения веществ с заданными свойствами путем смешивания в определенных пропорциях компонентов или деления веществ на составляющие – атомы. И древнее название Египта – Хема – также переводится как страна, составленная из элементов (корень арабского слова «химия»). Любовь египетских жрецов к пропорциям, видимо, привела к серьезному развитию в стране химии, с помощью которой решались проблемы продления жизни и обеспечивалось длительное сохранение тел умерших.
Веря, что душа живет, пока остается невредимо тело, египтяне с величайшей тщательностью готовили мумии своих владык. Приготовление мумии, выполнявшееся как торжественный ритуал, занимало 70 дней. Число дней было выбрано не случайно. Сириус, восход которого над горизонтом возвещал о скором разливе Нила и начале египетского года, ежегодно в течение 70 дней был не виден. После 70‑дневного превращения фараона в мумию уже никто и никогда не должен был тревожить тело усопшего.
Авторитет жрецов признавался не только простыми смертными, но и фараонами и даже завоевателями, приходившими в Египет. Страна подвергалась нашествию иностранных армий, включалась в состав других государств, например, в Персидскую империю (VI–III века до нашей эры), была провинцией Рима (с I века до нашей эры). Страной управляли иностранцы. Целые династии основывались не египтянами, например, XXII династию фараонов основал ливиец Шешонк I (X век до нашей эры), XXV династию – царь Напатского царства Пианхи (VII век до нашей эры), царскую династию Птолемеев – ставленник Александра Македонского Птолемей I Сотер (IV век до нашей эры). Птолемеи, правившие страной с 305 по 30 год до пашей эры, оставались греками во всем, не желая признавать культуру народа, находящегося под их властью, и лишь великая Клеопатра VII (I век до нашей эры) пожелала изучить египетский язык. И служителей культа никто не трогал. Жрецы прославляли царей, фараоны освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство, пока в эпоху Нового царства (с 1580 года до нашей эры) впервые не возникли противоречия [26]: «Государство начало активные военные действия в Передней Азии. Храмы, не оставшиеся в стороне от столь важных событий и снабжавшие войско фараона людьми, скотом и зерном, требовали свою долю добычи. Служившие в армии выходцы из низов общества были не согласны с таким разделом, претендуя на большую часть захваченного. Правящая династия фараонов не могла в условиях продолжающейся и приносящей огромную прибыль захватнической войны конфликтовать с военными. Начались столкновения между жрецами и властью, которые были такими острыми, что ставшая фараоном в 1525 году до нашей эры царица Хатшепсут (первая женщина‑фараон, правившая Египтом 22 года) даже была вынуждена прекратить походы в Сирию и Палестину.
Выход был позднее найден в усиленном ограблении завоеванных стран: захватывали больше рабов, скота и зерна. Но отношения испортились надолго».
Аменхотеп IV (правил в 1419–1400 годах до нашей эры), стремясь ослабить жречество, опираясь на средних и мелких землевладельцев, провел религиозную реформу, отменив культ старых богов, и ввел культ единого бога солнца Атона. Свою резиденцию фараон перенес в построенный им город Ахетон (современный Эль‑Амарна) и оттуда управлял страной, игнорируя жрецов. После смерти Аменхотепа IV при фараоне Тутанхамоие (1400–1392 годы до нашей эры) старая религия была восстановлена. Интересно, что при провозглашении себя фараоном Тутанхамон взял тронное имя Тутанхатон, что переводится с египетского как «живой образ Атона». Но, отменив религиозную реформу и перенеся столицу страны снова в Фивы, молодой фараон (а было ему в момент вступления на престол всего 12 лет) назвал себя Тутанхамоном – «живым образом Амона».
С 1400 по 1200 год до нашей эры неподалеку от Фив были построены самые роскошные египетские храмы Карнак и Луксор. Их строительство должно было символизировать восстановление союза между царской властью и жрецами. Жрецы были терпеливы и дождались восстановления культа богов. Конфликт продолжался 125 лет, а полностью исчерпал себя только через 200 лет после начала
События, приведшие к отмене религиозных культов, должны были восприниматься как огромное потрясение, например, во время Нового царства (1580–1070 годы до нашей эры), на которое приходится апогей могущества Египта. Высшей точкой в долгой истории древней цивилизации является правление Аменхотепа III (1455–1419 годы до нашей эры). В это время власть фараона простиралась от верховьев Евфрата на севере до четвертого порога Нила на юге.
Новое царство – период не только высшего государственного, экономического, но и культурного расцвета Египта [27]: «Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. Фивы становятся одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением города были грандиозные дворцы фараонов, великолепные дома знати и особенно величественные храмы, определившие архитектурный облик Египта. Если пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения Древнего Египта, поражал огромным количеством колонн – 134 (!), папирусо‑, лотосо‑, пальмообразных, высотой свыше 20 м, с диаметром около 5 м. В храмах помещалось множество статуй; стены, пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский и Луксорский храмы называют каменным архивом Египта. Храмом, олицетворявшим архитектуру Нового царства, стал расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр‑Эль‑Бахри».
Конфликт жречества и светской власти перешел во все сферы жизни Египта [27]: «Противоборствующие стороны привлекли к «борьбе» поэтов и художников, скульпторов и архитекторов, поставив перед ними задачу смело сломать традиции в искусстве, «дабы не следовать канону, а служить истине». Это был творческий вызов, и традиционные изображения богов и фараона, приукрашенные, трафаретные, спокойно‑величавые, с выражением на лице неземного величия, сменились произведениями высокого искусства, реалистичного, динамичного, очень естественного, насквозь пронизанного светскими мотивами и жизнелюбием, сильно отличающегося от всего, что знал Древний Восток того времени. Уникальным явлением стала некультовая, любовная лирика. Противостоявшие жрецам придворные фараона в едином пакете идей, обосновывающих существование одного бога во Вселенной, впервые в истории человечества сформулировали концепцию мирового господства – доктрину «мировой» империи одного великого фараона. Это тут же выразилось в гигантомании в храмовом строительстве и сооружении царских статуй‑колоссов. Тогда был построен самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя фараона, весившая более 110 тонн. Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами нм служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Гробницам фараонов Нового царства полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход, ведущий к захоронению, замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все скальные гробницы были разграблены еще в древности».
Открытая английскими археологами в 1922 году гробница Тутанхамона дала нам удивительные свидетельства богатства фараонов. Жрецы поддерживали авторитет царской власти. Но в вопросах религиозных не могли уступать ни на йоту. Ибо в высшие тайны жрецов не были посвящены даже фараоны.
Глава III