Холистический энциклопедический универсализм
НЕВОЛЬНОГО КАМЕНЩИКА
Для любого (в особенности сегодняшнего, а еще в большей степени холистического) стратегического целеполагания необходим субъект, владеющий аппаратом, который можно назвать ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМ УНИВЕРСАЛИЗМОМ.
Понятие адресует к известным историческим фигурам Платона, Аристотеля, Данте, Леонардо и т. д. Но эпоха – иная, причем уже давно, актуальный «антропогенный» универсум расширился до пределов невероятных.
Это расширение универсума наблюдается со времен Просвещения: Руссо, Вольтер, Дидро, Д'Аламбер, Гете, Гардер, Лессинг – еще энциклопедичны, по уже не вполне (или просто НЕ) универсалисты. Ломоносов, Гегель, Эйнштейн, Вернадский еще вполне универсалисты, но уже не вполне энциклопедичны.
Постмодерн в тех или иных формах постулирует: человечество уже исчерпало все содержательно новое, что соразмерно Человеку, пусть даже и гению.
Видимо, оп в узком смысле прав: интегрировать па индивидуальном уровне субъективные ипостаси универсализма и энциклопедичности в сегодняшнем «информационно‑перегретом» мире уже не удается.
Ю. Бялый. «Звезда и смерть российский интеллигенции»
От автора
Что бы вы ответили, если бы до рождения вас спросили, хотите ли вы стать заложником нелепых обстоятельств, родившись посреди бесконечной, темной, пустой, холодной бездны, на маленькой вращающейся планете, странно кружащейся вместе с подобными ей телами вокруг раскаленной звезды, находящейся на периферии наполненной звездами, пылью и черными дырами Галактики? Что бы вы ответили, узнав, что всему началом был Большой Взрыв, галактики разлетаются, удаляясь друг от друга, звезды рассеивают энергию и когда‑нибудь потухнут, планета постоянно находится под угрозой космических катастроф и не раз их переживала? Что бы вы ответили, узнав, что вы – животное, ваш организм, биологически близкий обезьянам и свиньям, состоит из клеток, которые за миллиарды лет до вашего появления в этом мире непонятно как возникли в нарушение известных законов природы, с тех пор принципиально не изменялись, но еще в момент появления уже были рассчитаны на обслуживание грандиозной биологической эволюции и ее конечная цель никому из смертных не известна? Что бы ответили, узнав, что вы – человек, существенной частью которого является мыслящий мозг, но вы не в состоянии объяснить происхождение мозга, исследовать и понять его и вынуждены использовать возможности мозга лишь на 5–8 %? Что бы ответили, узнав, что у вас есть не подчиняющиеся вашей воле подсознание, инстинкты, многочисленные биологические системы, определяющие жизнедеятельность вашего организма и обслуживающие интересы вида животных, к которому вы принадлежите, во многом вопреки вашим интересам и желаниям, например, вы вынуждены спать и видеть сны, которые вами не контролируются и не запоминаются? Что бы вы ответили, узнав, что вы – единица человеческого сообщества, но развитие человечества находится в очевидном противоречии с биосистемой планеты, то есть с вашими же интересами как животного, и что даже ваша смерть есть тайна и не обязательно является выходом из столь сложно устроенного мира?
Я не смог бы уверенно сказать, что хотел бы жить в таком мире, даже услышав сформулированный вопрос из уст Всевышнего, то есть будучи уверенным, что у Вселенной, где мне суждено появиться, есть понимающий происходящее Создатель. Но мы уже живем, а если так, то нам имеет смысл подумать о следующем. Каждый из нас – результат продолжавшейся миллиарды лет эволюции неживой и живой материи. Мы органично включены в мироздание, растворены в нем, в нас неизбежно находят отражения процессы, протекающие на всех уровнях организации Вселенной. Каким бы этот мир нам ни открывался в процессе его изучения, это наш мир, мы – его часть. И самое благоразумное для нас – как только возможно дольше сохранять существующее положение вещей. У человека и человечества нет более важной цели, чем сохранение гармонии мира. Любые иные устремления всегда будут заблуждением, ибо этот мир сформировался столь давно, что даже наши идеи, не говоря о наших желаниях, предопределены миллиардами лет предшествующей эволюции Вселенной.
Понимая именно таким образом смысл своего пребывания в мире реальности, я никогда не соглашусь с утверждением, сформулированным в эпиграфе, что «человечество уже исчерпало все содержательно новое, что соразмерно Человеку» и «интегрировать на индивидуальном уровне субъективные ипостаси универсализма и энциклопедичное™ в сегодняшнем «информационно перегретом» мире уже не удается». Путь к истинным вершинам объятия необъятного только начинается. Более того, будущее и человечества, и самой жизни на Земле зависит сегодня именно от способности Человека синтезировать такое фундаментально‑новое, всеобъемлющее миропонимание, которое даст всем обитателям Земли ощущение настоящей включенности в достойную, насыщенную, наполненную смыслом жизнь.
Построение новой действительно универсальной утопии – а именно это благородное дело я намерен избрать своей целью – возможно только при обращении к культурному наследию домонотеистических цивилизаций, и если и отрицании, то – отрицании отрицания.
Глава I