Обратная логика, или Мир Зазеркалья
Открытие обратной логики не принесло никакой радости. Во‑первых, обратная логика неприятна человеку сама по себе, она антиприродна, а мы все вышли из природы. Обратная логика коробит нас своей дисгармонией. В свое время мы еще увидим, что общество хоть и развивается согласно обратной логике, но совершенно не приемлет ее и сопротивляется ей (цикл «черная – серая – белая революции»). Во‑вторых, было стыдно за нелепую ошибку, к тому же еще и опубликованную и породившую неверные прогнозы. Наконец, эмоционально, может быть, самое главное: открытие обратной логики делало центральными знаками на так называемую предстоящую нам золотую четвертую фазу (1989–2025) в России логические знаки Петух – Бык – Змея, знаки, прямо сказать, не слишком уважаемые. Петух – пустозвон, Бык – хам и тупица, Змея – подлюка. Впрочем, плохих знаков не бывает, и означенные знаки очень хороши в фантастике, военном деле, архитектуре, мультипликации, но совершенно бездарны в политике и экономике и уж, конечно, крайне далеки от понимания структурного гороскопа.
Зазеркалье – красивый образ, который давно и с успехом используется в пауке и искусстве. Принципиальная особенность зеркального мира заключается в его внешней идентичности миру прямому, в невозможности до поры до времени различать их. За зеркало уходит Алиса, а из‑за зеркала появляется свита Воланда в «нехорошей квартире». Подойдем к зеркалу и вглядимся в отражение. Ничего особенного: тот же кот, та же мебель, те же цветы, те же люди. Есть, правда, одна странность, на которую, как правило, мы не обращаем особого внимания: в зазеркалье мы находим свое собственное изображение, которое нигде более найти не можем. Но эту странность оставим пока без внимания. Продолжим каш эксперимент – попробуем почитать «зазеркальную» газету, любую газету отраженную в зеркале. Ну очень смешное и странное занятие! Но, пожалуй, самый поучительный эксперимент – наблюдение зазеркального времени. Стрелки вращаются в обратную сторону. Еще интереснее смотреть на оба циферблата одновременно, прямой и отраженный: стрелки то бегут навстречу друг другу, то разбегаются прочь. Каковы реальные последствия существования двух миров, каждая наука решает самостоятельно. О том, как работает с двумя мирами – прямым и зеркальным – структурный гороскоп, думается, будет интересно узнать читателю.
В начальный период создания структурного гороскопа прямая логика торжествовала безраздельно. Очень легко удалось установить, что вся наша жизнь, так же, как и жизнь семьи, коллектива, государства, разворачивается в логике четырех фаз развития. Год Петуха принимает решения, год Собаки их осуществляет, год Кабана подводит итоги, а год Крысы отменяет принятые решения и готовит нас к принятию новых решений года Быка. Такая логика очень естественна, природна: утро – день – вечер – ночь. Кто станет спорить, что утро – лучшее время для того, чтобы принять решение, день – лучшее время его осуществления, вечер подводит дню итог, а ночь несет отдых, забвение, отрицание дня. Еще лучше наблюдать эту логику в природных циклах года.
Весна – единственное время для посева, цветения, зарождения новой жизни. Летом решаются иные проблемы: посеянное надо вырастить, не дать погибнуть. Осень – сбор урожая, зима – отдых природы и человека от проблем произрастания. (Речь, конечно, не о тропиках, где, собственно, ни весны, ни осени нет.)
Этот закон развития казался таким универсальным, таким очевидным, что ни о чем другом и думать не хотелось. Мне как бывшему кристаллографу очень нравилась схема: зародыш – рост кристалла – перекристаллизация – растворение кристалла. Так и хотелось считать это законом развития всего.
А теперь представьте себе, что удалось найти процессы, в которых вслед за посевом идет зимняя спячка, потом сбор урожая, а завершением и апофеозом четырехтактного процесса явится бурный летний рост. Кажется, абсурд. Но факты – упрямая вещь. При разработке возрастного гороскопа пришлось убедиться, что знаки группируются ровно в обратном направлении. Те самые часы, что видятся нам в зеркале, стали реальностью. После рождения приходит возраст Петуха, вторым – возраст Обезьяны, третьим – Козы, четвертым – Лошади. На этом кончается первая треть жизни, называемая детством. Структура второй и третьей части жизни точно такая же.
Становится очевидным, что, кроме логики прямого развития, есть иная логика и описывать ее нужно совсем в других понятиях. Первая фаза (та, что утро) – накопление энергии, план будущих действий. Вторая фаза (ночь) – разведка, исследование поля действия. Третья фаза (вечер) – создание работающего органа (в детстве это язык, в молодости – разум, в зрелости – душа). И наконец, четвертая фаза (день) – осуществление работы. Понять эту логику до конца очень трудно, ибо трудно подобрать природный аналог: в природе все работает на самовоспроизведение, а здесь явное движение вперед, рождение нового качества. Потому зеркальную логику можно назвать революционной, а прямую логику циклической, или ритмической.
В историческом гороскопе, казалось бы, главенствует ритмическая логика, те самые утро – день – вечер – ночь. Кажется, все логично: первое 36‑летие планирует индустриализацию (1881–1917), второе 36‑летие осуществляет эту индустриализацию силовым путем (1917 1953), третье подводит итог и доводит до предела этот процесс (1953–1989), а четвертое наконец‑то сможет познакомить нас с плодами этой индустриализации и даст возможность расслабиться (1989–2025). Но главной особенностью структурного гороскопа является то, что он развивается сам по себе, не обращая внимания на личные пристрастия и симпатии его создателей. Собственно, о том, что вторая 36‑летка мало связана с волей, было известно давно. С первого до последнего дня она проходила под знаком террора, насилия, главенства сыска и охранки. Сильные властные и экономические знаки не имели никакого преимущества. Царили такие деятели, как троица Ягода – Ежов – Берия, олицетворявшие тройку сыскных знаков Кот – Коза Кабан. Уже с самой революции вверх пошли такие деятели, как Троцкий, Сталин, Зиновьев, Каменев (Коты и Козы). Для сильного политического знака Лошади места почти не было: Ленин работал с большим перерасходом сил и быстро умер.
В культуре те же самые знаки, по чину или нет, но чувствовали себя гораздо более адекватно времени, чем другие. В театре К. Станиславский (Кабан) и Е. Вахтангов (Коза); в поэзии О. Мандельштам (Кот), Н. Заболоцкий (Кот), С. Есенин (Коза); в прозе М. Булгаков (Кот), А. Платонов (Кабан). Конечно, им было нелегко, но они были в центре, лучше Других понимали свое время. Живучесть некоторых в столь суровое время, например, И. Эренбурга (Кот), буквально поражала.
А вот следующее 36‑летие сразу отличилось железной хваткой, твердым порядком, который могли обеспечить только волевые знаки. У власти в силе состязались в основном два знака: Лошадь и Тигр. За первый знак выступала команда Хрущев – Брежнев – Кириленко – Шелепин – Щербицкий – Кулаков – Машеров. А за Тифов выступали Суслов – Гришин – Мазуров – Зимяпин – Андропов – Воротников. В культуре начался буквально бум волевых, или, как иногда говорят, адекватных знаков. А. Галич и В. Высоцкий, А. Солженицын и Б. Пастернак, А. Герман, В. Ерофеев и многие‑многие другие. И вновь количественное преимущество совпадает с точностью понимания своего времени. Как до сих пор структурному гороскопу удавалось пройти мимо того факта, что после вечера наступает день, ума не приложу. Короче говоря, до очередного открытия оставался шаг.
Теперь уже нет сомнения, что первая 36‑летка прошла под знаком мистической стихии. Великая троица тех времен Толстой – Чехов – Горький как раз и представляла тройку Крыса – Обезьяна – Дракон. А ведь были еще А. Фет и А. Блок в поэзии, И. Левитан и И. Ренин в живописи, блистал создатель «Мира искусств» С. Дягилев. Все они родились в годы мистических знаков. В политике, разумеется, этих знаков тоже было достаточно: Николай II, Распутин, Штюрмер и другие.
Да и вся предреволюционная эпоха была окутана сном, мистикой, оккультизмом.
Последовавшие затем 72 года реалистических стихий (1917–1989), казалось, навеки похоронили обращенность человека к неземным сферам. Страна была буквально отрезана от высших сил – атеизм, антимистицизм, запрет астрологиии, целительства и прочее.
Но пробил час, пришла четвертая фаза (1989), и вновь с нами астрология, мистика. На новом уровне возрождается интерес ко всему зазеркальному, запредельному. И это не на год и не на два, а минимум на 36 лет. Потому что мы вступили во владения фантастических знаков – Петуха, Змеи и Быка. Уже первые годы фазы вполне иллюстрируют главенство этих знаков. В первую очередь речь, конечно, идет о Петухе как открытом знаке. Единственным вождем революции 1989 года был академик А. Сахаров. Вдохновителем и организатором ельцинских побед был Г. Бурбулис. Большим человеком имеет шансы стать В. Шумейко. Все они родились в год Петуха. Другие открытые знаки, особенно волевая Лошадь, при гораздо большей затрате сил добиваются куда меньшего эффекта. Прекрасные политики И. Силаев и Е. Яковлев сходят с арены, так и не поняв, что наступило время, в котором безволие Петуха важнее воли Лошади.
Как понять эту метаморфозу читателям, мало интересующимся глубинами теории? А так, что наступает время всевластия информационных систем (о чем многократно писал наш гороскоп). Для организации информационных систем необходимо снимать запреты, ослаблять вожжи; а главное – не бояться, что при этом послаблении начнется хаос. Информационный порядок очень быстро расставит все по своим местам без всякого нажима властей.
Сейчас бы нам просмотреть анкетные данные лидеров, нарастающих подобно кому информационных систем, и мы бы увидели, как много там Петухов, а также других информационных (Змея, Бык) и других открытых знаков (Кот, Лошадь, Крыса).
Ну а теоретикам остается рассуждать над этой странной революционной зеркальной логикой, в которой 36 лет длится ночь, 36 лет – вечер, потом 36 лет день и лишь в награду, на закуску, наступает ясное утро.
(«Мир зазеркалья». – «Зазеркалье», 1993, № 4)
Таким было последнее слово теории в 1993 году, и его предстояло еще осмыслить. А пока идет осмысление, вернемся несколько назад, к тому моменту, когда автор уже задумался над смыслом 36‑летий, но еще не открыл обратной логики.
Возвращение к эмпирике
Предполагается, что любая теория построена на жесткой логике, мощной системе доказательств. Мы еще не раз убедимся, что в данной теории это не всегда получается: есть прорывы интуиции, есть волевые решения, есть эмпирические попытки прорваться к истине на ощупь.
Говоря о неожиданности каждого открытия, необходимо помнить, что логически безупречные формулировки открытия – следствие тех самых эмпирических, полуслепых попыток обозначить проблему, нащупать тот самый вопрос, на который надо ответить. Стоит ли сразу же забывать эти попытки, как только открытие свершилось? Думается, нет. Наверняка в попытках эмпирического описания есть нечто самоценное.
По классической арифметической схеме, если открытие совершено в год принятия решения (1993‑й – год Петуха), то предшествующие эмпирические поиски должны были идти весь мистический год Обезьяны (1992). И действительно, проблема описания 36‑летий вышла в том году на передний план. Для начала приведем отрывок из неопубликованной статьи, заказанной газетой «Совершенно секретно» (1992).
Несмотря на то что между тремя мирами (Восток, Запад, Империя) существуют глубочайшие различия, в строении 144‑летий серьезных различий нет. Первая фаза – 36 лет накопления энергии; вторая – насильственные реформы; третья – бюрократизация, глобализация идеи; четвертая – освобождение, свободный полет, снятие узды.
Если брать вторую фазу, то к имперским лидерам России – Петру I и Иосифу Сталину – можно добавить Александра Невского и Ивана Грозного, хоть и принадлежавших к восточному ритму, но также правивших во время вторых, насильственных фаз.
На Западе размах, конечно, меньше, по все же во вторых фазах и там достаточно много ярких лидеров. Например, в США с 1933 по 1969 год у власти стояли такие крупные фигуры, как Рузвельт, Эйзенхауэр, Кеннеди. Но вот наступает третья фаза, и президенты Становятся попроще, поприземистее: Форд, Никсон, Рейган, Буш… У нас в третьей фазе также яркость не была в почете: Леонид Ильич и все его окружение – серые, в общем‑то, люди.
Интеллектом, яркими одеждами должна блистать четвертая фаза. Вот уж когда отыграемся за серость брежневских времен! Достаточно вспомнить екатерининские времена Четвертая фаза – антибюрократическая. Контроль над людьми необычайно ослабевает, но продолжают действовать имперские законы, а стало быть, власть должна быть очень сильной. В этом есть глубокий парадокс. Однако парадокс разрешим. Свободой смогут воспользоваться лишь те, кто к этому готов. Во времена Екатерины II (четвертая фаза шла с 1‑761 но 1797 год) это были дворяне, военный класс. В наше время это технократы, директора, сотрудники масс‑медиа. Не смогли воспользоваться свободой в то время крестьяне. В наше время не смогут воспользоваться свободой рабочие. Рабочий класс останется прикованным к своим заводам, квартирам, зарплатам, пенсиям. Главное чудо четвертой фазы в том, что государство существует как бы внутри народа. Народ же самодисцинлинируется, осуществляет государственный интерес без принуждения, а иногда и вопреки нерадивым чиновникам. (Не чиновничество, а освобожденный класс несет государственную идею.) Государственная идея в четвертой фазе не нуждается в защите, ибо стала внутренней потребностью людей.
Можно сказать, что весь пафос второй фазы заключается в искоренении частного интереса. В четвертой же фазе придется насаждать частный интерес и искоренять избыток государственной преданности. Основной критерий власти в имперских циклах гласит, что истинная власть должна все контролировать и ни за что не отвечать. Лишь такая власть имеет свободу маневра и может принимать адекватные решения. Возможности внешней экспансии этой власти безграничны. С 1917 но 1953 год такой властью обладали карательные органы, стоявшие над всеми и контролировавшие все, включая армию, науку, строительство, личную жизнь. С 1953 но 1989 год такой властью стала обладать КПСС, опять контролируя все, в том числе и «органы», и ни за что не отвечая. В четвертой фазе единственным претендентом на такую власть становятся информационные системы. Хрущевская оттепель, расцвет высшего образования в 60‑е годы создали широчайший слой населения, нуждающегося в информации, Горбачевская «гласность» – уже реальная подготовка к информационному перевороту. Информационный характер носила и сама революция 1989 года, и последовавшее за ней гражданское противостояние 1989–1993 годов, вылившееся в борьбу средств информации и за средства информации. Формирование информационной власти в России должно быть вчерне закончено к 2001 году. Речь не идет о легализации этой власти. Увы, власть в Империи всегда вне закона. Просто все остальные ветви власти будут подконтрольны информационным системам. Они же не будут более подчинены никому.
«Совершенно секретно» (1992)
Проанализировать этот мистический прорыв с точки зрения сухой теории не так уж просто. Первый пласт – энергетический. Набор энергии в первой фазе… Ну что же, во сне мы действительно получаем энергию. Аналогично и зимой мы накапливаем энергию. Но что происходит далее? Вместо весны (утра) наступает осень, вместо созидания накопленная энергия реализуется в разрушении. Вторая фаза больше разрушает, чем созидает! Бешеный выход энергии во второй фазе истощает нацию. Цикл же в самом разгаре. Для стабилизации и наступает дневная, она же летняя, третья фаза, создающая обстановку застоя, дворцовых интриг, бюрократической волокиты. Наконец нам надо объяснить освобождение четвертой фазы. Несет ли освобождение утро? Что делать утром, если вся энергия цикла уже ушла? Обычно утро у лас ассоциируется с избытком сил, а тут энергия цикла на исходе. Может быть, именно в этом и есть великая мудрость обратной логики, что в четвертой фазе сочетается бодрость утра и мудрость столетнего цикла. (Если бы юность умела, если бы старость могла…)
В дальнейшем понятие чуда будет достаточно жестко привязано именно к четвертой фазе. И дело, конечно, не в свойствах логической стихии, ее стремлении к чуду, ее фантастических способностях. Дело в способности обратной логики рождать новое качество. Будет продемонстрировано, как Империя рождает идеологические чудеса, Запад – политические, а Восток соответственно – экономические.
Что касается второго пласта, непосредственного определения властвующих стихий, то тут эмпирика и теория перемешиваются, по очереди вырываясь вперед… Так, информационный характер власти в четвертой фазе сначала был вычислен эмпирически, а потом уже было выдвинуто предположение, что именно логические знаки (Петух, Бык, Змея) соответствуют информационным сферам.
Эмпирическое доказательство было триединым: по сигналу за четыре года до революции («гласность»), по характеру самой революции (освобождение некоторых газет и телепрограмм в течение 1989 года), по завораживающей способности масс‑медиа манипулировать населением на выборах и референдумах…
Теоретически родство логики и информационной работы связывается также триедино: во‑первых, информатор должен уметь формализовать информацию, отсеивать несущественное, по частному определять общее, действовать очень быстро, распределяя информацию по времени и в пространстве (все это логические операции). Во‑вторых, методом исключения. Если информацией командует волевая стихия, то она неизбежно искажает информацию. Если включаются реалистические знаки, то они начинают раскрашивать информацию в эмоциональные цвета. Мистики все валят в кучу, информация теряет порядок, утрачивает числа, становится вневременной. Наконец, третье и самое важное: лидеры информационного мира действительно родились в годы Петуха, Быка и Змеи.
И все же, говоря об эмпирике и теории, хотелось бы добавить, что на сегодняшний день избавиться от эмпирических формул полностью невозможно. То ли это невозможно принципиально, то ли теория еще не дошла до чего‑то. Например, достаточно точно объясняя смысл второй и третьей фазы (власть террора и власть бюрократий), теория как‑то странно и неуверенно характеризует смысл первой фазы, да и с четвертой не все ясно. Не случайно автор на несколько лет отодвинул развитие теории, взявшись за чисто эмпирический труд по поискам Империи (книга «Поиски Империи»), Ну а пока еще один мистический труд (1992) по ненавидимой со студенческой скамьи истории КПСС.
Была такая дисциплина в системе высшего образования, доставлявшая студентам множество неприятностей – «История КПСС», эдакий интеллектуальный налог, заплаченный за право учиться настоящей науке. Псевдонаука эта ныне сама стала эпизодом истории, канув в прошлое. Однако, выкидывая на помойку тома с документами пленумов и съездов, не выкинуть бы нам кусок настоящей истории. Не истории КПСС, а истории нашей великой и любимой страны.
Обратимся к теории. Па Востоке (революции в годы Быка), как уже говорилось, реальная власть принадлежит идеологическим системам. И как бы парадоксально это ни звучало, именно идеологические системы находятся на Востоке в состоянии достаточно свободной конкуренции. В сознании китайца даосизм, конфуцианство и буддизм могли уживаться одновременно, не уничтожая друг друга.
На Западе (революции в годы Петуха) власть в руках экономических систем (идеология там деформирована, а политические системы лишь прикрывают всевластие экономики). И вновь для обеспечения максимальной мощности власти именно в экономических сферах существует широчайшая конкуренция. Западным экономистам давно очевидно, что без конкуренции нет здоровой экономики. Поэтому, легко разрешая фактический монополизм в политике (хваленая западная демократия – фикция), там так сильно борются с монополизмом в экономике. Конкурируют производители, банки, конкурируют и различные экономические доктрины, различная коммерческая мораль. Собственность только называется частной, на самом деле ее всегда достаточно много видов. И оттого, какой вид собственности доминирует, зависит тип экономического устройства в стране.
Ну и, наконец, в Центре, в Империи (революции в годы Змеи) реальной властью обладают политические системы. Стоит ли повторять, что именно в Империи существует реальная конкуренция политических систем.
Речь не идет о конкуренции политических партий, каковая лишь ослабляет политическую мощь режима и дезориентирует граждан. Речь идет о конкуренции могучих организаций, способных при случае контролировать все население, все действия, весь спектр жизненных проявлений. Внешне эти могучие организации напоминают аналогичные им во всем мире. Однако любому человеку видно, что НКВД во времена Сталина был намного большим, чем органом правопорядка, а КПСС во времена Брежнева была чем‑то большим, чем просто политической партией у власти. Таким образом, любая организация на Востоке так или иначе стремится стать идеологической, любая организация на Западе так или иначе стремится стать коммерческой, а любая организация у нас (в Империи) стремится стать политической. Никакая организация, идущая по основной стихии, неподсудна ни людям, ни времени. Нюрнбергский процесс осудил политиков – фашистов, но не тронул промышленников, истинных властителей Третьего рейха. Точно так же мы могли бы осудить идеологов коммунизма, но не в состоянии осудить ни саму политику советской власти, ни тех, кто эту политику осуществлял.
Не осуждать нам надо КПСС, а изучать (пока еще живы свидетели) бесценный опыт власти. Необходимо понять, как эта серенькая и убогая сила смогла не только в стране установить довольно сносный порядок. но и всему миру диктовать условия игры. История КПСС как высшей формы власти длилась 36 лет, с 1953 по 1989 год. До 1953 года большевики лишь готовились к власти. В 1917 году они дали лозунги революции, в двадцатые годы началось резкое количественное расширение партии, в тридцатые – партия закалялась, избиваемая настоящей властью (НКВД). И лишь к концу сороковых созрела наконец для высшей власти, что почувствовал даже Сталин за год до своей смерти, дав партии окончательное имя и создав Президиум.
Что касается периода с 1917 но 1953 год, то наиболее проницательные люди давно поняли, что этот период нуждается в написании истории НКВД, а не истории КПСС. Раньше других о власти ЧК заговорили белогвардейцы и эмигранты. Со стороны им было виднее, что у власти стоит не партия, а «органы». Н. Бухарин заявил, что власть перешла из рук партии в руки НКВД на февральско‑мартовском Пленуме ЦК 1937 года, в момент своего ухода в сторону. Изнутри это увидеть было трудно. Партия до 1953 года была на побегушках у карательной власти. За это ее, конечно, можно осудить. Но так же и нынешнюю информационную власть можно будет осудить за то, что она была на побегушках у КПСС.
1953 год в корне меняет власть. У НКВД забираются строительные главки, наука, военная машина, а самое главное – забирается народ, который отныне не обязан писать доносы на соседа в органы, а должен всего лишь обсуждать соседа на партсобрании.
Заметим, что революция 1953 года не проходила под лозунгами «Вся власть КПСС!» и «Создадим номенклатуру!». Идеи той революции И. Эренбург назвал оттепелью. Можно было назвать их идеями информационной открытости. Легко понять, что характер нынешней власти определили лозунги оттепели. Лозунга нынешней революции (1989) определят характер власти, которая установится в России после 2025 года Итак, КПСС привелось побыть властью в третьей фазе имперского 144‑летия. Скажем прямо, не самая удачная выпала карта. Третья фаза – всегда расцвет бюрократии, вакханалия запретов, время серое, дающее преимущество посредственностям с крепкими нервами. Разумеется, и в третьей фазе можно выступить хуже или лучше. Но надо помнить, что история тоже имеет принципы, иногда достаточно жесткие.
Одна из главных задач третьей фазы – вовлечь в орбиту государственного интереса все население страны. С этой задачей КПСС справилась блестяще. Все мы так или иначе были государственными служащими. Государственные крестьяне, государственные рабочие, государственные ученые, государственные писатели, даже государственные генеральные секретари… Другая ответственная задача – вырастить новую элиту, агрессивную, яркую, ненасытную, тех, кто обеспечит власть в России до 2025 года – информационную власть. Всех, кого притесняли во времена Хрущева и Брежнева (ученых, писателей, музыкантов, ну и, разумеется, журналистов), теперь ждет испытание свободой, ответственностью, властью.
Что касается суда над КПСС, то не судить ее нужно, а поклониться светлой ее памяти и поблагодарить за то, что вырастила себе достаточно зубастую смену.
(«История КПСС», – «Московская правда», 11 августа 1992 г.)
Невольно возникает вопрос: а почему это, собственно говоря, не теория, а эмпирика, то есть практика? Да потому, что разработана вся эта тонкая механика лишь для одного‑единственного цикла – для Нашего имперского (1881–2025). Для остальных девятнадцати имперских циклов и сотен циклов восточных и западных вся эта механика, может статься, и вовсе не нужна, ибо наш цикл энергетически сверхмощный, а потому позволяет рассматривать тончайшие эффекты.
Другие имперские циклы, не говоря уж о восточных и западных, много слабее. А потому там тонкой механики либо вовсе нет, либо она почти не отличается от шума, фона, случайных помех. Увы, теория работает чисто лишь в самых главных эпизодах мировой истории. Чтобы возвести эти построения, эти аналогии в ранг теории, в ранг принципов истории, необходимо провести максимальное количество эмпирических описаний различных циклов.
Имперские циклы у нас впереди, а пока первые попытки разбора циклов американских. Несомненно, США – одно из мощнейших государств во всей истории Запада. Быть может, это первое государство Запада, имеющее глобальную энергетику. Отсюда точность и чистота дат, недвусмысленность исторических оценок, достаточная известность исторических событий и тех, кого эти события поставили на пьедестал.
История Североамериканских Штатов коротка и весьма наглядна. Достаточно назвать имя президента, чтобы определить ту или иную эпоху. Выборы президента проводятся в високосном году. Править президент начинает в год принятия решений и правит четыре года. Более удачного ритма и придумать нельзя, тут американцам здорово повезло. Выборы в високосном году – не столько принятие нового решения, сколько отмена старых. Вот почему вероятность переизбрания старого президента всегда меньше, чем кажется. Зато новый президент в год принятия решения (годы Быка, Змеи, Петуха) не испытывает слишком сильного народного давления и волен действовать относительно свободно. Возможно, такое согласие с природным ритмом – одна из причин уникального явления, свойственного, пожалуй, только Америке. Именно там из весьма заурядных претендентов вырастают очень хорошие президенты.
В истории США достаточно хорошо просматриваются не только 4‑летний, но и 12‑ и 36‑летние ритмы. Началась означенная история в ничем особенно не выделяющемся 1753 году. Через 12 лет, в 1765‑м, на конгрессе по поводу гербового сбора американцы уже чувствовали себя самостоятельным народом и отказались признать за метрополией право на обложение налогами колоний, не имеющих своих представителей в английском парламенте.
Еще через 12 лет Соединенные Штаты приняли Декларацию независимости. Истинно революционным стал 1789 год, когда под давлением народных масс были приняты 10 поправок к конституции («Билль о правах»), провозгласивших основные демократические свободы. В том же году началось президентство в США. Первым президентом стал Джордж Вашингтон. Так начинается вторая фаза первого 144‑летия США.
Третья фаза всегда наступает менее заметно: доктрина Монро (невмешательство Европы в дела Америки и наоборот), президентом становится Джон Куинси Адамс. А вот четвертая фаза в экономических циклах Запада всегда наступает бурно. В 1861‑м президентом становится великий Авраам Линкольн, начинается Гражданская война, длившаяся, как и положено, четыре года, за этим последовала реконструкция Юга, что в сумме дало так называемую буржуазно‑демократическую революцию. Структурный гороскоп называет все это иначе. Согласно его теории четвертая фаза экономического цикла порождает политическое чудо, некий строй, который почти без изменений просуществует до наступления следующей четвертой фазы, то есть до 2005 года.
В 1897 году начинается второе 144‑летие США. Президентом становится Уильям Мак‑Кинли. Четвертая, освобождающая фаза сделала свое дело: США вышли па первое в мире место но объему промышленного производства. Однако следующий кризис был не за горами: Великая депрессия (1929–1933). Из кризиса вывел страну Франклин Рузвельт. В 1933 году началась вторая 36‑летняя фаза. Наступление третьей фазы не связано со слишком глубоким кризисом, однако помнится нам хорошо. 1969 год: разгар вьетнамской войны, массовые демонстрации протеста, президентом становится Никсон.
Теперь произведем простейший арифметический подсчет и легко увидим, что с 1993 года США входят в длительный 12‑летний идеологический ступор, который разрешится революционным 2005 годом. Весьма вероятно, что именно 2005‑й подарит очередного великого президента так же, как великих президентов подарили 1933‑й (Рузвельт), 1861‑й (Линкольн), 1789‑й (Вашингтон. Это игра в чет‑нечет, дающая наиболее четкие аналогии через 72 года).
(«Гуд бай, Америка!». – «Московская правда», 7 мая 1992 г.)
Трудно удержаться и не сослаться на умную книжку Артура Шлезингера‑младшего «Циклы американской истории», написанную в 1986 году и изданную у нас, кстати, осенью 1992 (намекаю на то, что моя статья уже вышла). В этой книге много ритмических версий, но результирующей признана версия с 30‑летним периодом. «В какой‑то момент, который наступит около 1990 г., должно произойти резкое изменение в национальных настроениях и ориентации – изменение, сравнимое с теми взрывами новаторства и реформ, которые последовали после прихода к власти Теодора Рузвельта в 1901 г., Франклина Рузвельта в 1933‑м и Джона Кеннеди в 1961 г.». Красиво сказано – два Рузвельта, Кеннеди. Наша теория скромнее, зато, думается, точнее. Предлагаем Артуру заочный спор. В какой‑то момент, который наступит около 2005 года, должно произойти резкое изменение в национальных настроениях и ориентации.
Теперь два слова о стихиях. Нет никаких сомнений в том, что с 1933 по 1969‑й стихии сыска, подозрительности, шпиономании доминировали в США. Достаточно вспомнить о печальной судьбе супругов Розенберг, о жути маккартизма, о знаменитом национальном комплексе «красные под кроватью», о внезапных вспышках террора. А главное здесь то, что США почти всю фазу участвуют в войнах: Вторая мировая, Корея, Вьетнам. После 1969 года США стремительно сворачивают свое присутствие во Вьетнаме и в дальнейшем стараются не столько воевать самим, сколько добиваться успеха чужими руками. Политическая мощь США многократно возрастает.
О четвертой фазе пока умолчим – эго дело будущего. А вот первая фаза (1897–1933), как и полагается мистической фазе, утопает в тумане. Внимание в те годы было приковано к Европе, об Америке думали мало. А между тем там происходило удивительное. Убогая, деревенская держава вдруг (?) начинает умнеть (Белл, Эдисон, Форд), обрастать могучей промышленностью, богатеет и жиреет на глазах. Ей еще трудно вырастить свою науку, свое искусство, но Европа уже грузится на пароходы, готовая помочь новой сверхдержаве. Именно в первой (мистической) фазе рождается великая «фабрика грез» американского, то бишь мирового, кино, рождаются новые жанры кино, весь его строй на многие годы вперед. Для нас же главным остается атмосфера ватной тишины в стране. Страна спала и во сне толстела, готовясь проснуться и стать великой державой.
Для полноты картины надо было бы рассмотреть еще и Восток – как там дела с распределением стихий. Однако, как вскоре выяснится, следить за трансформацией политики на Востоке можно, лишь памятуя о правиле романтизации угнетенных стихий. А потому разговор об обратной логике Востока откладываем до главы «Романтики времени».