Организации исламская конференция

Катар, 13 ноября 2000 г.

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые участники Саммита!

Позвольте выразить слова искренней признательности Эмиру Государства Катар, Его Высочеству Шейху Хамад Бин Халифа Ал Сони и народу Катара за гостеприимство и создание прекрасных условий для успешной работы нашего форума.

Пользуясь случаем также хотел бы поздравить Его Высочество с избранием в качестве Председателя 9-й сессии Встречи глав государств и правительств государств-членов Организации Исламская Конференция и пожелать ему успехов в выполнении этой ответственной миссии.

Мы убеждены, что наш форум предоставляет нам возможность заново осмыслить важнейшие политические, экономические и социальные проблемы наших народов в нынешних условиях глобализации, определить и скоординировать наши усилия по их решению в начале нового тысячелетия.

Важность вопросов, которые предстоит нам обсудить в ходе нашей встречи трудно переоценить.

Сегодня после окончания эпохи «холодной войны» масштабы угроз, способных разрушить международную безопасность, ввергнуть мир в состояние хаоса и нестабильности, все еще остаются значительными.

В этом контексте весьма обширную сферу риска для наших стран, в особенности, и для международного сообщества в целом, представляют международный терроризм, региональные конфликты, незаконный оборот наркотиков, активизация тенденции экстремизма, охватывающие в значительной мере зону действия Организации Исламская Конференция. Эти факторы риска приобрели чрезвычайную важность для государств Центральной Азии. Они не просто представляют угрозу безопасности и стабильности, причиняя значительный ущерб национальным интересам наших стран, но также подрывают основы существования самих государств. Создают для них множество сопутствующих проблем социально - экономического, культурно - гуманитарного, нравственно-психологического порядка.

Особую озабоченность новых независимых государств Центральной Азии вызывает опасность распространения экстремизма и международного терроризма в регионе. Эти явления, к сожалению, очень часто сопровождаются исламскими лозунгами, не имеющими ничего общего с благородными целями учения истинного ислама, который призывает к миролюбию, созиданию и толерантности.

Мы в своей стране, которая пережила и преодолела ужасы экстремизма, хорошо научились отличать священную религию ислама от чуждых ей проявлений. Нами сделано немало, чтобы уберечь Таджикистан от различных крайностей с целью создания общества, в котором новое было бы связано с тысячелетними традициями и духовностью.

В связи с этим, укрепляя сегодня тысячелетние связи нашего народа с народами единых с нами духовных ценностей, мы надеемся на оказание нам содействия в обеспечении устойчивого развития, а также в борьбе против таких опасных явлений таких, как экстремизм и терроризм в различных их формах и проявлениях в нашем регионе.

Уважаемые участники Саммита!

В соответствии со своими благородными целями и принципами Организация Исламская Конференция всегда подчеркивала важность поиска путей разрешения конфликтных ситуаций посредством диалога и сотрудничества.

В этом контексте мы выражаем глубокую озабоченность в связи с новой вспышкой насилия на Ближнем Востоке, которая привела к многочисленным жертвам и поставила мирный процесс на грань срыва.

Полувековое противостояние на Ближнем Востоке и опыт его разрешения свидетельствуют о том, что всякие попытки решить этот сложный вопрос путем применения силы и без учета законных прав всех вовлеченных в конфликт сторон, обречены на провал. Исходя из своего горького опыта, моя страна подтверждает свою приверженность мирному разрешению арабо-израильского конфликта.

Касаясь региональных конфликтов, хотел бы привлечь Ваше внимание к проблеме Афганистана, находящейся в фокусе внимания международного сообщества и имеющей самое непосредственное отношение к сохранению и упрочению безопасности в регионе Организации Исламская Конференция.

Официальная позиция Таджикистана по данному вопросу неоднократно четко и ясно была высказана с высоких трибун мирового сообщества и ОИК.

Афганская проблема не имеет силового решения.

Время показало, что переменные позиционные успехи одних вооруженных формирований над другими вряд ли могут привести к полному и окончательному урегулированию афганской проблемы.

На всех этапах затяжного внутриафганского противоборства Таджикистан призывал к прекращению борьбы и урегулированию конфликта мирным путем, на основе национального примирения, учета интересов всех этнических и религиозных групп населения Афганистана.

На этой же принципиальной позиции руководство Республики Таджикистан остается и сейчас.

Наш особый интерес состоит в том, чтобы была обеспечена безопасность границ Афганистана с государствами Содружества и, чтобы афганская территория не использовалась, как это происходило раньше в отношении нашего государства, для осуществления действий, подрывающих стабильность и безопасность соседних стран.

Отсутствие гражданского мира в Афганистане, в стране, которая практически превратилась в рассадник международного терроризма и в мировой центр производства наркотических веществ, оборачивается для государств Центральной Азии такой опасностью, как контрабанда наркотиков из числа наемников.

Мне хотелось бы привлечь Ваше внимание и к другой стороне этой проблемы. Недавнее обострение вооруженного противоборства в Афганистане усиливает вероятность притока афганских беженцев прежде всего в Таджикистан и в другие государства Центральной Азии, что не может не беспокоить эти страны.

Мы хорошо осознаем негативные последствия увеличения числа беженцев: это и активизация транзита наркотиков, контрабанда оружия, увеличение уровня безработицы, обострение криминальной ситуации, межэтнической напряженности и т.д. Эти проблемы угрожают не только безопасности и стабильности Центральной Азии, но и подрывают их усилия, направленные на проведение политических и экономических преобразований.

Таджикистан поддерживает международные усилия, предпринимаемые под эгидой ООН в интересах достижения мира и спокойствия в Афганистане. В этой связи особого одобрения заслуживает Резолюция недавней сессии министров иностранных дел государств-членов ОИК в Куала-Лумпуре о ситуации в Афганистане, в которой поддерживаются усилия мирового сообщества и группы «6+2» по мирному разрешению афганского конфликта, и содержится призыв к противоборствующим сторонам сесть за стол переговоров.

На наш взгляд в афганском урегулировании ОИК могла бы сыграть более активную роль, используя имеющиеся в её распоряжении рычаги влияния на противоборствующие силы, особенно на талибов и их сторонников.

Нам хотелось бы надеяться, что принимаемые на этом форуме решения также будут способствовать скорейшему разрешению афганской проблемы.

Уважаемые господа!

С наступлением нового тысячелетия суверенный Таджикистан в условиях мира и стабильности приступил к строительству нового демократического государства.

Несомненно, Республика Таджикистан преподнесла пример многим другим странам, как разрешать внутренние конфликты, и в настоящее время постепенно, но уверенно выходит из социально-экономического кризиса.

Нами приняты программы, предусматривающие надежные меры по обеспечению эффективной системы государственных гарантий рыночным преобразованиям и созданию благоприятного инвестиционного климата.

При поддержке Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда нашим Правительством разработана специальная программа снижения уровня бедности в стране.

Квалифицированная рабочая сила, богатые минеральные запасы и наличие сырьевых ресурсов, благоприятные климатические условия для производства высококачественной и экологически чистой сельскохозяйственной продукции, колоссальный энергетический потенциал, на базе которого возможно развитие производств различного профиля, и другие являются теми преимуществами, которые делают Таджикистан привлекательным для иностранных инвестиций.

Все силы общества исходят из необходимости поисков путей ускоренной мобилизации внутренних ресурсов и внешних инвестиций на постконфликтное восстановление экономики, эффективную реконструкцию и устойчивое развитие.

Мы хорошо осознаем, что в условиях переходного периода нашей стране трудно в одиночку справиться со всеми существующими проблемами социально-экономического характера. В этой связи мы возлагаем большие надежды на мировое сообщество, Организацию Исламская Конференция и ее специализированные учреждения и другие международные финансовые институты в деле оказания помощи по решению социально-экономических проблем постконфликтного периода в нашей стране.

Пользуясь случаем, хотелось бы выразить глубокую признательность за принятие на недавней сессии министров иностранных дел государств-членов ОИК в Куала-Лумпуре резолюции об оказании экономической помощи Таджикистану в деле преодоления экономических проблем и осуществления программы постконфликтного восстановления экономики Таджикистана.

Мы надеемся, что скорейшая реализация вышеупомянутой резолюции будет способствовать дальнейшему расширению экономического, торгового, научного и культурного сотрудничества Таджикистана с государствами-членами ОИК. Мы высоко оцениваем роль Исламского Банка Развития в экономической поддержке нашей страны.

Исламский Банк Развития является единственным специализированным учреждением ОИК, который продолжает вносить свой достойный вклад в дело преобразования экономики Таджикистана.

Мы поддерживаем инициативу Правительства Гамбии о необходимости увеличения уставного капитала Исламского Банка Развития, реализация которого позволила бы этой важной специализированной структуре, как ОИК, еще более активно участвовать в осуществлении проектов экономического развития в наших странах.

Надеюсь, что другие специализированные учреждения Организации и ее ведущие государства-члены также будут вносить свою лепту в решение нынешних экономических проблем нашей страны путем налаживания взаимовыгодного сотрудничества с Таджикистаном.

Хотелось бы выразить уверенность в том, что духовная, историческая и культурная близость таджиков с народами стран-членов ОИК даст нам возможность рассчитывать на особое внимание с их стороны в вопросах экономического и социального развития моей страны, построения справедливого и процветающего общества.

Вступая в XXI-й век, мы с оптимизмом смотрим в грядущее будущее и выражаем уверенность в том, что ОИК в перспективе трансформируется в важную региональную структуру для решения проблем нового поколения с целью обеспечения устойчивого развития и процветания наших стран.

В заключение еще раз хотел бы выразить признательность организаторам Саммита, Его Высочеству Эмиру Катара за гостеприимство и за создание прекрасных условий для успешного проведения нашего форума.

Благодарю за внимание.

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

НА ПОРОГЕ XXI-ГО ВЕКА

АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗУМНЫМ

ПОДХОДАМ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

8 декабря 2000 г.

Нет ничего более трудного, чем предсказывать судьбу человека среди неожиданных событий и людей с их непостоянными обстоятельствами. Тем более неблагодарным покажется труд человека, предсказывающего судьбу народа и страны в наступающем XXI-м веке, на пороге которого жизнь Евразийского континента забурлила, как мощный вулкан.

В подобной ситуации можно ясно себе представить чрезвычайную трудность какого-либо предвидения вообще.

Тем не менее, несмотря на сомнительность прогноза, именно благодаря возможности предвидения в строго ограниченных пределах, человек и общество обретают уверенность, вступая в будущее. И так происходит на каждом шагу.

Таджикистан представляет собой относительно небольшое государство и в силу этого во многом зависит от процессов, происходящих за его пределами. Поэтому характер и особенности континентальной жизни определенно влияют на страну, находящуюся в центре Евразии. Находить оптимальные решения для своей устойчивой жизни на перекрестке, где сталкиваются интересы больших мировых образований - задача, которую следует постоянно решать нашей республике. Несомненно, что компромисс этих интересов в Таджикистане и по поводу Таджикистана, достигнутый в результате миротворческих усилий, прежде всего самих таджикистанцев, и привел их к миру.

Каков же сегодня Евразийский континент, от общей ситуации на котором зависит и судьба Таджикистана, каково его будущее? Ответ на эти вопросы прояснит и вопросы будущего нашей страны.

Во-первых, наш континент резко отличается от, назовем условно, большого Запада тем, что он крайне асимметричен, его регионы и страны очень непохожи друг на друга. Это не Запад, где политические системы и системы ценностей различных стран и народов достаточно близки и даже составляют единое целое во многих отношениях. Вместе с тем и у государств нашего континента также есть много общего, однако оно несколько иного плана.

Асимметрия евразийских стран унаследована от прошлого. Идеологические системы, которые разделяли и противопоставляли народы и страны, отступили, но еще не канули в прошлое. И сегодня, в период отступления в одних странах идеологически господствующих систем, мы видим наступление других идеологических систем в других частях континента.

Что же мы можем противопоставить крайней неоднородности стран континента в целях мира и устойчивости? Это глобальный вопрос, имеющий отношение ко всем странам и особенно к нам.

Неоднородность политических систем, идеологические различия евразийских стран - это в XXI-м веке явление чрезвычайно длительного характера. Последнее выдвигает перед всеми государствами нашего континента, в частности перед Таджикистаном, задачи укрепления новой системы международных отношений, основу которых составляет политическая толерантность друг к другу. Постепенно она зарождается уже сегодня, но должна еще охватить всех как единое целое. Это означает, что Китай имеет такое же право на коммунизм, какое имеет Иран на ислам как основу своей государственности, а страны Центральной Азии - на право быть светскими государствами. Каждый народ вправе сам определять свою судьбу, свой исторический выбор без вмешательства извне. XXI-й век зарождается в борьбе тенденций и альтернатив, одна из которых направлена на установление мира и устойчивое развитие стран. Альтернатива мира требует от нас неуклонного утверждения гуманистического принципа, согласно которому никто не имеет права насильно навязывать другому свой образ жизни, поведения, мыслей, волю, формы духовности или религию, культуру и язык.

Этот принцип должен в наступающем столетии стать всеобъемлющим и в международных отношениях, и во внутренней жизни народов как выражение стремления к ненасилию, миру и гуманизму. Как идеал он будет всегда привлекать взоры людей на протяжении длительной перспективы, а как реальность - давно зародился в международной и внутренней жизни многих стран.

Принцип ненасилия утверждается и в Таджикистане, недавно вышедшем из ада гражданской войны и окончательно сегодня выбирающемся из пучины насилия милитаризованного в последнее десятилетие общества. Этот принцип определяет отношения нашей страны с Россией, государствами Центральной Азии, СНГ, ОБСЕ, Китайской Народной Республикой, странами исламского мира.

Придерживаясь принципа ненасилия, участники межтаджикского диалога смогли установить мир в нашей республике. Но данный принцип не действует сам по себе, политические силы должны были изменяться сообразно его требованиям. Это произошло с принятием сторонами формулы согласия, заключающейся в признании всеми единой цели - создания в Таджикистане правового демократического светского государства. Твердый курс на создание демократического общества будет определять мирное будущее Таджикистана в XXI-м веке.

Мы никому не навязываем свою модель демократии, вырастающей на нашей почве, с ее системой светского общества. Однако мы, и это наше демократическое право, будем отвергать любые навязываемые нам чужие модели обустройства нашего государства, которые могут только ухудшить положение в стране, привести к расколам и политическим кризисам, потере независимости.

По сути дела, независимость Таджикистана, утверждение в его внешней и внутренней жизни вышеназванного принципа ненасилия зависят, прежде всего, от геополитических приоритетов. И здесь мы, снова касаясь будущего Евразийского континента и его внутренних контуров и реалий, выражаем твердую уверенность в том, что в будущем столетии Россия, выдержав все испытания, останется одним из самых значительных мировых центров силы - политической, военной, технологической, экономической и т. д. Она не будет разрушена, даже если ей навяжут новую гонку вооружений. Именно это определяет долгосрочную перспективу национальной безопасности нашего государства, которого с Россией связывают отношения стратегического партнерства и союзничества.

Вместе с тем процессы глобализации требуют установления тесных отношений Таджикистана со многими странами, то есть республике необходимо диверсифицировать свои межгосударственные отношения. Без этого она окажется в стороне от важнейших политических, экономических, научных и культурных процессов.

Политика нашего государства направлена на формирование развитой социально-ориентированной рыночной экономики как неотъемлемой части мировой экономики. Страны Евразийского континента сделали окончательный выбор в пользу рыночных отношений, и в этой сфере у всех нас общая судьба. Кто-то раньше, кто-то позже вступил на этот путь. Никакая идеология уже не сможет препятствовать продвижению по нему, и выбор перспективы является итогом развития в уходящем столетии.

Придерживаясь курса на создание полнокровных рыночных отношений, мы в своей политике всегда будем выдвигать на первый план требования социально-ориентированной рыночной экономики как главного приоритета в органической связи с указанными выше принципами. Социально ориентированные рыночные отношения как цель развернуты в целом ряде наших программ, и уже начато продвижение в этом направлении.

Вместе с тем последнее не оторвано от конкретных географических и природных условий Таджикистана. В настоящее время успешное продвижение по выбранному пути зависит от учета природных условий страны и региона. Без этого вообще не может быть функционирования любой экономики в Центральной Азии.

На примере природных условий Таджикистана и Центральной Азии мы можем еще раз видеть влияние глобальных процессов на нашу жизнь.

Парниковый эффект, о котором много говорят в аспекте потепления климата планеты, по всей видимости, имеет прямое отношение и к нам. Ученые Таджикистана, сравнивая топогеодезические карты, аэрофотоснимки в августе-сентябре 1949 года и космические снимки, относящиеся к этим же месяцам последующих десятилетий, снежно-ледового покрытия ледника Федченко, самого крупного на Памире и в Центральной Азии, пришли к выводу, что за последние 50 лет гидроресурсы ледника сократились на одну треть.

Разумеется, природа планеты знает большие циклы потепления и обледенения, но мы сейчас, по всей видимости, переживаем период потепления, и если эта тенденция продлится, то в ближайшие 100 лет от ледника Федченко вряд ли что останется. Но важно другое: в самое ближайшее время, если не предпринять необходимых мер по сохранению водных ресурсов Таджикистана, начнется тяжелый период для всех центрально-азиатских стран. Обозначенная проблема носит глобальный характер, и ее должны решать всем миром с непосредственным участием мирового сообщества.

Новые принципы международных отношений, о которых говорилось выше, являются залогом мирного, разумного решения народами Центральной Азии всего комплекса вопросов гидро-и топливно-энергетических ресурсов региона. Эта проблема в ближайшее время выдвинется на первый план и будет определять всю систему отношений в регионе, а не только в Центральной Азии на протяжении десятилетий XXI века. К нему сведутся и проблемы Аральского моря, и Сарезского озера, и взаимной помощи стран региона друг другу в сфере энергетики.

Изменения природы предъявляют к людям категорические требования быть разумными и благожелательными друг к другу, толерантными и осторожными. Мы не должны допустить новых конфликтов в регионе, а залогом этого является использование комплексного подхода, исключающего односторонность. Мы имеем в виду необходимость рассмотрения всей энергетики Центральной Азии как единой системы. Вместе с тем планетарную угрозу можно отвести, используя внутренние резервы и обратив на нее внимание мировой общественности, международных организаций и структур, которые известны гуманитарной деятельностью в разных частях света.

Чтобы не испытать шока от встречи с будущим и встретить его во всеоружии, следует уже сегодня начать серьезно думать обо всех указанных проблемах. Для нас в Таджикистане это означает необходимость существенной корректировки стратегии использования водных ресурсов, других видов энергоисточников. Всем следует понять, что ценность воды не меньше чем ценность нефти, газа, угля и других видов топлива и энергоисточников. Тщательно разработав новую стратегию в отношении источников энергии и их использования и в целом - экологии природы и энергетики края, мы должны сделать все для устойчивого будущего страны и региона. Важно определить перспективу и не метаться из стороны в сторону ни по одному глобальному вопросу настоящего и будущего.

Когда возникает какая-либо угроза, это объединяет людей, страны, народы, политические силы. Философия будущего Таджикистана должна исходить из приоритетности экологической угрозы в общественно-природных условиях мира наряду с другими угрозами, имеющими международный характер. Это будет способствовать сплочению здоровых сил региона.

Необходимость устранения экологических угроз суть новая дополнительная почва для укрепления всей системы отношений в Центральной Азии. Ни один процесс не проходит гладко, но самое главное - воля, стремление найти взаимоприемлемые решения. Мы надеемся, что этот разумный выбор возобладает в XXI-м веке.

В 2016 году население Таджикистана должно возрасти до 10 млн. Это другая глобальная для страны проблема, которая должна перейти из стадии стихийного проявления в стадию управляемой. Предстоит найти не только способы решения демографических вопросов, но и такие пути развития экономической жизни, политики, культуры, медицины и образования, чтобы общество могло успешно развиваться.

Наряду с вышеназванными проблемами важнейшими для нас являются вопросы отношения к Востоку, исламскому миру и европейской цивилизации как основы для дальнейшего развития в XXI-м веке. Часто приезжающие к нам европейцы не скрывают своего удивления по поводу существенных сдвигов в жизни населения по пути модернизации.

Сразу же заметим, что модернизация, произошедшая в нашей стране, во-первых, не во всем плод добровольного принятия новаций коммунистического мира. Во-вторых, ее нельзя усматривать во многих событиях: не по воле народа дважды менялся алфавит, отнюдь не желанием населения объясняется вытеснение из вузов таджикского языка, не при поддержке народа господствовал государственный атеизм.

Ясно, что не в этом заключалась модернизация жизни населения. Она проявилась, прежде всего, в принятии людьми новых ценностей, связанных с развитием в стране бесплатного образования и медицины, естественных и гуманитарных наук, светской культуры и искусства, разделением государства и религии, индустриальным развитием и внедрением относительно новых для того времени технологий.

Идея модернизации глубоко вошла в сознание людей. И в последнее десятилетие XX-го века у нас снова на крыльях этой идеи совершалось все - и самое светлое, и самое черное. На нас лежит великая ответственность, заключающаяся в том, чтобы обновляющуюся жизнь не направить на бездумное восприятие западной массовой культуры, не знающей нравственных ограничений. Я говорю о массовой культуре, а не о подлинной европейской культуре с ее величайшими достижениями и в области высокой нравственности.

Исламская революция в Иране была одним из ответов на бездумную вестернизацию жизни страны. Мы не вправе допустить, чтобы жизнь народа Таджикистана, окунувшись сначала в одну крайность, затем, вырвавшись из нее, была брошена в другую. Залогом устойчивого развития республики будут светская государственность, светская культура и религиозность на основе свободы совести, не противоречащая гуманизму, разуму и морали. Жизнь показала, что народы мира не приемлют ни религиозного фанатизма и экстремизма, ни какой-либо иной идеологической крайности.

Европейская культура - одно из величайших творений человеческого духа. Но история свидетельствует, что она сама по себе не гарантирует ни от разгула фашизма и расизма, ни от гримас бескультурья. Именно поэтому на Западе был создан сложнейший механизм защиты демократии и культуры, механизм, недопускающий превращения аномалий здорового общества в норму.

Мы видим будущий Таджикистан как общество, не дающее увлечь себя двумя группами идей, которые по существу разрушают устойчивое развитие страны.

Первая группа идей, отвергая подлинные достижения модернизации XX-го века, стремится к восстановлению некоего "национального типа" людей (здесь имеется в виду реставрация прошлого, даже возвращение к халифату). При этом сторонников такого подхода не смущает архаичность отката в прошлое. Спекулируют на идее возрождения такой религиозности, которая не допускает свободы совести, то есть современных достижений мировой цивилизации и демократии, норм Всеобщей декларации прав человека.

Вторая группа идей неприемлемых для нашего будущего, связана с попытками некоторых заинтересованных сил дискредитировать религию в процессе борьбы против международного терроризма. В поисках его корней они готовы обвинять священную религию - ислам, что в высшей степени несправедливо и деструктивно. Громадный мир ислама мирно трудится, занимается производством и торговлей, развивает культуру и науку. Этими идеями пытаются увлечь нас на путь изоляции от исламского мира. Таджикистан не дает обмануть себя ложными, разъединяющими идеями и делает все, чтобы укрепить свои связи со странами, с которыми у нашего народа существуют тысячелетние связи и единая религия.

Мы находимся на границе исламского и европейского миров. Это реальность XXI-го века требует от нас сбалансированного отношения с окружающим нас миром. Век грядущий требует от нас достойной встречи с новациями третьего тысячелетия.

Суверенный Таджикистан заново открывает для себя Китай, Японию, Индию, другие страны Южной, Восточной и Западной Азии, начинает сооружать новые мосты культурно-исторического и политико-экономического сотрудничества. Это часть процесса глобализации, идущего по разным направлениям.

Наша страна движется по пути к открытому обществу, и мы уверены, что именно таким она будет в грядущем столетии. Все народы ожидает глобальный синтез культуры, экономики, политико-информационной жизни. Но мы сделаем все, чтобы, участвуя в этом процессе, сохранить облик своей культуры, не допуская повторения трагедий XX-го века.

Когда мы говорим о возрождении народа, нельзя понимать это как "очищение" культуры от различных взаимовлияний. Всякое "очищение" политическими средствами вызывает насилие, кровь, трагедию. Например, Япония сохраняет свои традиции и не идет по пути "очищения" от усвоенных достижений и наслоений модернизации европейского типа. Пользуясь японской техникой, никто не считает ее чужой для своей страны. Более того, "Сони", "Тойота" рассматриваются как символы подлинно японских достижений, ставших возможными благодаря ее современной политической и экономической организации жизни. Точно так же это относится к демократии, которая стала органической частью японской действительности. В то же время для японцев остаются священными их вековые традиции.

Мы должны идти не путем "очищения" от влияний XX-го века, что, например, означало бы отказ от русского языка, европейской одежды и т. п.

Подлинное возрождение народа мы видим не на путях запретов, а прежде всего на дороге наибольшего благоприятствования развитию различных сфер жизнедеятельности в русле национальных интересов и мира в стране. Это значит, что мы будем поощрять у себя освоение русского, английского, китайского, японского, арабского и других языков, но будем прежде делать все для того, чтобы полнокровно развивался государственный язык. Молодежь, которая будет жить в XXI-м веке, уже сегодня идет по пути многоязычия, которое послужит строительству нового зрелого общества.

XXI-й век - век информатики, новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет "сбрасывать" устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодежи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на ее ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом.

Мы осознаем, что груз нерешенных проблем у нас еще немалый. Думаю, что на пороге нового века самое время осмыслить накопленный опыт, проанализировать прежде всего то, что нам еще предстоит сделать. У нас имеется достаточный потенциал, и поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее.

По моему глубокому убеждению, путь, который избрал народ Таджикистана, является важной предпосылкой политической и социально-экономической стабильности и развития не только в регионе, но и на всем пространстве Содружества. В новом тысячелетии он будет способствовать становлению более безопасного, демократического и единого мира.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА КОНФЕРЕНЦИИ В ПАЛЕРМО

Италия 12 декабря 2000 г.

Уважаемый господин Председатель!

Прежде всего, хотелось бы выразить признательность руководству ООН за приглашение принять участие в работе сегодняшней Политической Конференции, а также сказать слова благодарности Правительству Италии за создание прекрасных условий для успешного проведения этого форума и за проявленное гостеприимство.

Уважаемые дамы и господа!

В XX-м веке человечество признало наличие общечеловеческих ценностей, к началу XXI-го века оно должно будет согласиться с наличием общечеловеческих угроз, среди которых наибольшую опасность несет транснациональная организованная преступность, спектр проявления которой постоянно расширяется.

Сегодня мировое сообщество серьезно обеспокоено нарастающим распространением на территории не только отдельных государств, но и целых регионов организованной преступности.

Криминальные структуры участвуют в нагнетании экстремизма, разжигании политических, национальных и межрегиональных конфликтов, усиливают свое противостояние правоохранительной системе государств путем физического и морального террора.

Остается сожалеть, что международное сообщество до сих пор не смогло договориться о едином определении терроризма.

Все еще не изжита практика представления террористов "борцами" за дело справедливости и демократии. Они зачастую находят убежище за пределами своих стран, избегая тем самым законного наказания.

Существующие формы международного сотрудничества в борьбе против организованной преступности явно не соответствуют темпам, с которыми мир движется к созданию единого криминально-географического пространства, где укрепляются структуры организованной преступности.

Глобализация преступности показывает, что борьба с ней не может быть задачей исключительно внутренней политики.

Ситуация с организованной преступностью в странах СНГ указывает на то, что с международной организованной преступностью, можно эффективно вести борьбу только в том случае, если мировое сообщество осознает свою ответственность за это опасное явление для всего человечества и будет действовать сообща, предпринимая скоординированные действия по искоренению этого зла на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Транснациональная организованная преступность напрямую угрожает национальному суверенитету, особенно молодым независимым государствам, и является очевидным врагом демократии и правового государства.

В своем продвижении по пути строительства демократического и светского общества с рыночной экономикой Таджикистан столкнулся с серьезной проблемой - проблемой транснациональной организованной преступности и ее проявлениями в виде терроризма, различного толка экстремизма, незаконного оборота наркотических веществ.

Проблема незаконного оборота наркотиков, до недавнего времени считавшаяся местной или региональной проблемой, теперь все чаще затрагивает интересы многих государств.

В этой связи я с благодарностью хотел бы отметить ту помощь и поддержку, которую мы стали ощущать в последние годы со стороны мирового сообщества, прежде всего со стороны ООН, в вопросах борьбы против контрабанды наркотиков.

Созданное нами при содействии ООН и личных усилий господина Пино Арлакки, заместителя Генерального секретаря ООН, Агентство по контролю за оборотом наркотиков уже начало давать свои положительные результаты.

Мы считаем, что этого еще недостаточно, чтобы искоренить такое зло, как контрабанда наркотиков. Здесь нужны еще более активные и эффективные усилия мирового сообщества.

В условиях неурегулированности афганской проблемы и создавшейся ситуации перманентной напряженности в Афганистане - стране, которая практически превратилась в мировой центр по производству наркотических веществ и рассадник международного терроризма, а также используя наши трудности по обеспечению охраны границ с этим государством, международная наркомафия продолжает использовать нашу территорию в качестве плацдарма для контрабанды наркотиков в страны СНГ и далее в Европу. Тем самым предпринимаются попытки создать Таджикистану имидж нестабильного и непривлекательного для иностранных инвесторов государства.

Одним словом, Таджикистан остается щитом наркотрафика в Центрально-азиатском регионе.

Есть определенное основание полагать, что в целях обеспечения бесперебойного функционирования международной сети распространения наркотиков не только политическая элита талибов, но и их покровители за пределами Афганистана не проявляют достаточное заинтересованности скорейшем афганском урегулировании.

Мы не раз заявляли, что афганская проблема не имеет силового решения.

Ставшая хронической афганская проблема нуждается в более активных действиях и кардинальных решениях со стороны, прежде всего, России, США и других заинтересованных стран, а также мирового сообщества в целом.

Существующие формы международного сотрудничества в борьбе против организованной преступности явно не соответствуют темпам, с которыми мир движется к созданию единого криминально-географического пространства, где укрепляются структуры организованной преступности.

Уважаемые дамы и господа!

Весьма отрадно, что в результате больших усилий мирового сообщества была разработана и недавно без голосования одобрена Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция ООН, основной целью которой является содействие сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней.

В этой

Наши рекомендации