С праздником единства, праздником консолидации нации, дорогие соотечественники.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ
НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ
9 июля 1999 г.
Дорогие друзья!
Как вам всем известно, несколько дней назад состоялась сессия Маджлиси Оли Республики Таджикистан, на которой были рассмотрены важнейшие вопросы, в том числе - о внесении изменений и дополнений в ныне действующую Конституцию республики и о назначении референдума для принятия этих поправок и дополнений. Это означает, что сделан еще один шаг по пути закрепления достижений независимости мира и взаимопонимания. Выражаю полную уверенность в том, что все жители республики примут активное участие в обсуждении и принятии этих поправок и дополнений, содействуя тем самым укреплению мира и стабильности на нашей красивой земле. Так благодаря достижению мира, согласия, национального единства, мудрости народа мы шаг за шагом, этап за этапом продолжаем построение цивилизованного общества. Однако для того, чтобы приблизить этот счастливый день, нам необходимо - путем решения экономических трудностей и продвижения по пути созидания - устранить некоторые моральные препятствия, мешающие нашему развитию и повышению жизненного уровня народа. Я имею в виду неудовлетворительное положение дел с соблюдением народных обрядов, традиций, и обычаев, которое, без преувеличения, является серьезным препятствием на пути прогресса и построения здорового и цивилизованного общества. Необходимость собрать всех вас для обсуждения этой проблемы подсказала сама наша сегодняшняя жизнь. Кроме того, многочисленные обращения, письма и телеграммы, поступающие на имя Президента, также побудили нас созвать данную конференцию.
Трудности нашего общества сегодня заключаются не только в проблемах экономики и ходе реформ. Мы сталкиваемся также с рядом нравственных проблем, решение которых требует прогрессивных идей в обществе и созидательного образа мышления. Решение этих проблем, на мой взгляд, не требует значительных средств, но вместе с тем принесет огромную пользу для обеспечения нормальной жизни населения и повышения нравственного уровня народа.
На протяжении истории каждый народ и нация в зависимости от природных условий, экономической, социальной и политической обстановки вырабатывает свой образ жизни, обряды и традиции, которые почитаются как неотъемлемая часть народной культуры.
Таджики, как и другие цивилизованные нации мира, за время своей многотысячелетней истории также обладают различными традициями, обрядами и обычаями. Большинство наших праздников - в том числе Навруз, Мехргон и Сада - восходят к доисламским временам.
Почему праздник Навруз, этот вечный праздник, несмотря на превратности веков, сохранился и в наше время? Этот праздник сельских тружеников, праздник посевных работ. Навруз - это начало пробуждения природы, когда весеннее дуновение призывает дехкан к самоотверженному труду. Такой праздник, мы, чтя наследие предков, должны праздновать достойно. Это послужит укреплению патриотического духа подрастающих поколений, воспитанию в них чувства взаимопонимания и тяги к созиданию.
Большинство традиций и обрядов, которых придерживается сегодня наш народ, восходят к исламскому периоду в нашей истории. На протяжении веков большинство из них стали национальной традицией. Вместе с тем не следует, забывать о том, что народные традиции и обряды в какой-то степени подверглись влиянию ислама, и их сегодня трудно отделить друг от друга.
Среди нашего народа, после принятия ислама, получило широкое распространение празднование Иди Курбона, Иди Фитра, также связанных с мусульманской традицией. Следует отметить, что за время совместного существования в бывшем Советском Союзе таджикский народ также перенял обычаи и обряды, традиции дружественных народов.
С учетом давней исторической традиции и смешения различных обрядов и обычаев нам следует сегодня обсудить вопрос об организации празднеств и торжеств, с учетом нынешних условий - обретения независимости и построения цивилизованного общества. Ведь всем понятно, что слепое соблюдение традиций в условиях, когда нация обрела независимость, лишь ограничивает мировоззрение народа, его творческий потенциал, связи страны с зарубежными государствами.
Как упорядочить отправление народных обрядов и обычаев - это очень важная проблема для нации. Мы обязаны в первую очередь использовать все нравственное наследие, завещанное предками нашего народа, в качестве источника для воспитания последующих поколений.
Однако эта работа требует продуманного подхода. Понятно, что прогресс страны и ее процветание могут быть обеспечены лишь путем повышения грамотности населения, уровня образованности общества. Для построения цивилизованного общества мы должны избавиться от ряда обычаев и обрядов, не отвечающих требованиям сегодняшнего дня и будущего общества, и привести их в соответствие с нынешней политической, общественной, экономической и культурной ситуацией. Самым важным из них, как составной части национальной культуры, будет обеспечено всестороннее развитие. Однако упорядочение не означает ограничения традиций, обрядов и обычаев. Напротив, оно будет содействовать укреплению самосознания и культуры нашего народа. Только таким образом наше древнее наследие, традиции и обычаи смогут обеспечить развитие всех способностей личности в период после обретения страной независимости. Так же, как исторические памятники нуждаются в уходе и реконструкции, народные обычаи и обряды нуждаются в обновлении. С точки зрения содержания и формы они должны уделить особое внимание развитию культурного, исторического, фольклорного, этнографического наследия, других народных традиций.
Вызывает удовлетворение то, что в ходе предварительного обсуждения данного вопроса ответственные работники Исламского центра Таджикистана, Совета старейшин внесли свои предложения о создании комиссии по упорядочению отправления как религиозных, так и светских обрядов. Я считаю, что было бы целесообразным и в Исполнительном аппарате Президента создать общественную комиссию по традициям и национальным обрядам с целью осуществления руководства и оказания практическо-методической помощи в деятельности комиссии, созданных на местах.
На мой взгляд, решению этой задачи способствовало бы также создание общественной комиссии по традициям и обрядам в структуре Исполнительного аппарата Президента республики - с целью осуществления руководства и организации деятельности созданных на местах комиссий, оказания им методической и практической помощи. Нам следует поощрять низкозатратные обряды, отличающиеся высоким уровнем культуры, содержательности, с тем, чтобы они служили укреплению чувства национальной гордости и единству народа. В этом вопросе было необходимым и полезным активное участие местных хукуматов, председателей джамоатов, дехотов, махаллинских советов, советов старейшин, ветеранов войны и труда, авторитетных людей, накопивших богатый жизненный опыт. Некоторые обряды и обычаи, утратившие свое значение и не отвечающие современным требованиям и новой обстановке в обществе, должны постепенно уйти из нашей жизни. Таково веление времени и жизненного процесса.
Любой обряд, особенно свадьба, начинается с обсуждения о том, как их организовать, а проведение подобных мероприятий зависит от участников такого торжества. К сожалению, подобная организация свадеб, которые раньше проводились в узком кругу, сегодня превратились в крупные и пышные угощения для их участников. Нередко на такие мероприятия приглашают по 80-100 руководителей, чиновников, друзей и родственников. А в итоге, подобные мероприятия становятся чересчур пышными. Между тем подобное празднество следовало бы проводить с участием представителей махаллинских советов старейшин, авторитетных людей, имеющих богатый жизненный опыт, с тем, чтобы определить, как без чрезмерных затрат, скромно провести свадьбу. В решении этого вопроса должны проявить инициативу местные хукуматы, джамоаты, махаллинские активисты. Нужно задуматься и о последствиях проведения свадьбы, являющейся счастливым и радостным событием. В этой связи с целью скромного и малозатратного проведения таких торжеств - в соответствии с требованиями времени и реальных условий - махаллинские советы старейшин не должны уступать инициативу вездесущим любителям как можно шире отметить подобные мероприятия.
Не будем далеко ходить. Давайте вспомним, в какое соревнование в расточительстве превратились свадьбы, которые справлялись в 80-е годы в Вахшской долине. На проведение свадеб уходили машины муки и сладостей, десятки казанов с пловом, несколько голов скота. Всем известно, к чему приводило такое расточительство. Свадьба - это радостное событие и ее нельзя представить без звуков музыки и пения. На свадьбу, другие семейные мероприятия приглашаются певцы и мастера искусств - это давняя традиция, унаследованная нами от предков. Участие прославленных хафизов Акашарифа Джураева, Маърухуджи Баходурова, Одины Хошимова, Джурабека Муродова, Зафара Нозимова, Абдулло Назриева и других в свадьбах и других мероприятиях, проводимых населением, всегда превращалось в исключительное событие, имеющее большую культурную ценность.
Как семейные, так и общественные празднества являются важной стороной развития национальной культуры. Этому вопросу должны уделять серьезное внимание Министерство культуры, специалисты в данной области в местных органах власти.
Хотел бы привлечь ваше внимание к еще одному негативному явлению, распространившемуся в нашем обществе. В последнее время некоторые политиканы проводят, не скупясь на затраты, помпезные торжества, в том числе - свадьбы и дни рождения. Организаторы подобных мероприятий, с одной стороны, преследуют цель накопления капитала (я имею в виду ценные подарки, подносимые организатору праздника), а с другой стороны, используют эти мероприятия как трибуну для опорочения политического строя. Нередко свадьбы проводятся по рабочим дням, что сказывается на трудовой дисциплине. В связи с этим следует официально запретить проведение свадеб и других подобных мероприятий в рабочие дни и в рабочее время.
Поскольку речь идет о соблюдении добрых традиций и обрядов и наполнении их современными прогрессивными элементами, следует затронуть еще один вопрос. Государственная регистрация браков сегодня является не только составной частью свадебной церемонии, но и главным свидетельством создания новой семьи. Проведение этой церемонии в торжественной обстановке, которая надолго запомнится молодоженам, является подтверждением внимания государства к браку. В этой связи необходимо соблюдать все требования по обеспечению государственного характера этого мероприятия. Во дворцах и домах бракосочетания должна иметься государственная символика: Герб, Флаг, Национальный гимн государства, под которыми должен зачитываться акт о регистрации брака. Это послужит единению молодоженов с Родиной. В связи с этим я хотел бы подчеркнуть следующее: регистрация брака должна быть необходимой и обязательной. Ведь те граждане, у которых нет официального свидетельства о регистрации брака, не могут пользоваться различными предусмотренными льготами. Будут лишены этой возможности и их дети.
Следует покончить с таким положением, когда в день свадьбы по улицам раскатывает по 15-120 легковых машин. Этим создается опасность для нормального движения транспорта. Это - ненужная традиция. Общественные советы должны принимать решительные меры, при поддержке и в сотрудничестве с местными органами власти, с Госавтоинспекцией, по нормальной организации подобных церемоний.
Другая проблема. Сторона жениха обязана подготовить по списку, врученному ей семьей невесты, большое количество одежды и дорогих тканей. Ни для кого не секрет, что подготовить многочисленные предметы, предназначенные для свадьбы, за короткий срок очень сложно, а для некоторых - и невозможно. Поэтому большинство родителей начинают готовить их еще тогда, когда их сыновьям всего несколько лет от роду. А теперь задумаемся: что делать тем родителям у кого по пять-шесть сыновей? Свадьба, сопровождаемая серией нужных и ненужных церемоний, превращается в слишком дорогостоящее мероприятие. Любой семье, которая готовится женить сына, поневоле приходится соблюсти такие обряды, как преломление лепешки, чтение «фатихи» (первой суры Корана), встречи подружек невесты или друзей жениха, угощение соседей, отдельное свадебное торжество в ресторане и так далее. Неужели нельзя найти менее дорогостоящие способы проведения подобных свадеб? Неужели так уж обязательно, чтобы семьи невесты и жениха устраивали грандиозные пиры, отмечая это событие по два-три раза в ресторанах? А, может быть, было бы лучше, если вместо недельных дорогостоящих празднеств хотя бы половину этих денег их организаторы направили на решение каких-нибудь проблем вновь создаваемой семьи? Ведь молодожены, вступающие в самостоятельную жизнь, через неделю после свадьбы сталкиваются со множеством забот. Оставляя в стороне другие аспекты, хочу отметить, что родители, чтобы обеспечить радость одному сыну, лишают других сыновей полноценного питания, необходимой одежды, учебников и учебных пособий, нормального отдыха и досуга, многого другого. Как в таком случае обеспечить высокую продолжительность жизни нашего народа?
Как правило, величайшим счастьем для родителей является рождение сына. Однако для нашего народа это событие связано с отправлением десятков нужных и ненужных обрядов, увязанных со значительными расходами. Иногда на протяжении своей жизни нам приходится проводить один за другим серию обрядов и церемоний, о содержании и жизненной сущности которых мы остаемся в неведении.
Теперь представим себе, что в каждой семье - минимум пять-шесть сыновей. Сколько же обрядов родителям нужно организовать до того времени, когда все они вступят в самостоятельную жизнь? На проведение празднеств и мероприятий, связанных с каждым сыном, необходимо потратить миллионы рублов, зарезать пять-шесть коров или несколько десятков баранов. А для чего? Для воспитания сына или для того, чтобы он получил хорошие знания? Вовсе нет. Лишь для того, чтобы слепо соблюсти традиции и обряды, чтобы не ударить в грязь лицом перед соседями. Нельзя не сказать, что большинство нашей молодежи выезжает на заработки в соседние страны, чтобы заработать деньги для организации свадьбы или похорон. Вместо того, чтобы изучать науки, расширять свой кругозор, осваивать достижения мировой цивилизации, таджикский юноша со дня своего рождения становится рабом нужных и ненужных традиций, обрядов и обычаев. Сегодня у нас есть такие семьи, которые не жалеют миллионы рублов на организацию свадеб и торжеств, но не могут купить для своих детей карандаши, ручки, тетради и учебники. Для того, чтобы обеспечить нормальное образование своим детям, они могли бы уделить хотя бы десятую часть тех средств, которые тратятся на эти мероприятия. Если и старшее, и младшее поколения нации озабочены только соблюдением подобных обрядов, как сможем мы занять достойное место в мировом сообществе?
Через некоторое время на историческую арену вступит третье тысячелетие. Развитые народы и нации получают продукцию из воздуха и солнечного света, продают достижения своей научной мысли на мировом рынке. Мы же, связанные приверженностью обрядам, даже не пытаемся дать своим детям современное образование, более того, растрачиваем и без того скудные средства на проведение роскошных мероприятий. Мы не пытаемся взамен бессмысленных трат создать для детей хотя бы нормальные условия жизни. Мы должны воспитать такую молодежь, которая на мировой арене достойно представляла бы свое независимое государство и свою великую нацию.
Мы также видим, какие крупные средства тратятся на празднество по случаю «обрезания». Состоятельные люди превращают его в пышное мероприятие. Они приглашают многочисленных деятелей искусства, устраивают угощение для тысяч людей. Некоторые даже организовывают состязания по бузкаши и гуштингири, победители которых получают ковры и машины, лошадей, коров и верблюдов, другие дорогостоящие подарки. И это притом, что, согласно традициям наших прадедов, церемония обрезания должна проводиться для узкого круга родных и близких. Все, что израсходовано не для родных и близких, является греховным, а трата излишних средств во время этой церемонии признается неуместной. Нам необходимо поддержать и отстоять традиции предков, поскольку их претворение в жизнь внесет спокойствие в общество и положит конец всяческим излишествам и роскошествам при проведении подобных мероприятий.
Празднование дня рождения также постепенно превратилось в пышную церемонию. Сегодня в нашей республике, несмотря на определенные экономические трудности, практически в каждой организации или учреждении отмечаются дни рождения их руководителей. А между тем день рождения - это вообще-то семейный праздник. Разумеется, следует отмечать важные вехи на жизненном пути заслуженных работников государственных учреждений, ученых, деятелей искусства, писателей, поэтов, знатных рабочих. Однако небольшая социальная группа за счет разграбления государственного имущества, незаконных доходов устраивает пышные празднования дней рождения, других помпезных мероприятий, пытаясь завоевать таким образом искусственный авторитет и показать свою власть и возможности. Почему ответственные лица правоохранительных органов, местных хукуматов, сотрудники советов джамоатов еще ни разу не поинтересовались, откуда все это берется? Какими глазами смотрят на подобные празднества труженики, занятые кропотливым повседневным трудом? Разве не оказывают подобные пиршества негативное влияние на другие слои населения, в особенности на молодое поколение? Не пойдет ли наша молодежь по пути незаконного обогащения, вместо того, чтобы усваивать навыки честного труда? В связи с этим долг каждого прогрессивного члена общества состоит в решительной борьбе с вредными традициями и содействии развитию новых, передовых традиций.
В период головокружения и идеологического разброда вновь оживились так называемые религиозные обряды. В ряде мест возродились обряды и обычаи, свойственные теократическому государству, разработанные со своекорыстной целью в зарубежных спеццентрах. Некоторые вновь объявившиеся муллы, безграмотные и некомпетентные, намереваются превратить свадьбы в места поминовения усопших. При этом попираются человеческие права подростков и молодежи, и, в частности, подвергаются прямому осуждению грамотные девушки, стремящиеся к знаниям.
Эти акции зарубежных центров привели к тому, что отрицались даже традиции и обычаи, завещанные пророком Мухаммедом, и обществу навязывались чуждые обычаи и обряды. Мы, являющиеся, слава Аллаху, приверженцами светлой веры ислама и положений шариата, уважаем религиозное наследие, нравственные и культурные ценности ислама. Эти ценности имеют важное значение для процветания страны, изучения наук и литературы в период после обретения независимости. Мы выступаем против крайностей и проявлений насилия, прикрывающихся исламом. Должен напомнить: та нация, которая не уважает национальные традиции, обычаи и обряды предков, не может воспользоваться достоянием независимости, внести вклад в построение нового государства государственности. Таджикская нация благодаря соблюдению национальных традиций, добрых обычаев и обрядов снискала себе уважение в мировом сообществе. Во всем мире таджиков считают миролюбивой, цивилизованной нацией, наследницей великой культуры.
Хочу привлечь внимание собравшихся к еще одной важной проблеме. Некоторые из расточительных обрядов, связанных с поминками, в общем, не имеют никакого отношения к общечеловеческим ценностям, национальным традициям и шариату. Те, кто соблюдают подобные расточительные обряды, считая, что таковы требования религии, глубоко заблуждаются. Ведь в священных книгах говорится о том, что в доме покойного не годится готовить поминальные яства. Их должны готовить в течение трех дней соседи или близкие покойника. Так заповедовал пророк Мухаммед.
Сегодня мы не можем отличить свадьбу от поминок. Проведение поминок по случаю двадцати дней, полугода и других подобных мероприятий не предусмотрено даже Кораном. Их проведение также не распространено в тех странах, которые строго привержены шариату. Между тем, светлая религия ислама запрещает подобные бессмысленные траты денег. В священном Коране сказано: «Расточители поистине братья шайтана».
К сожалению, сегодня многие самозванные муллы используют проведение подобных мероприятий с целью личного обогащения.
Нынче проведение поминок превратилось в слишком дорогостоящие мероприятия. В них принимают участие по тысяче - две человек, а то и больше. А сколько коров и баранов зарезано на этих мероприятиях, сколько приготовлено котлов плова, об этом стоит задуматься. К большому сожалению, в организации подобных мероприятий принимают участие высокопоставленные работники. Мы хотим, чтобы те граждане, которые не имеют таких возможностей и проживают в крайне сложном материальном положении, не влезали в долги, с тем, чтобы потом, в течение долгих лет, расплачиваться за них.
На эту темунеоднократно высказывался устод Садриддии Айни. К сожалению, предостережения устода до сих пор не приняты во внимание. Те, кто организовывает пышные празднества, показывают дурной пример и своим родным и близким, и соседям, и согражданам. Мы считаем, что, наоборот, ближайшие сосед, товарищи по работе, друзья должны оказывать помощь в погребении и поминках усопшего.
В этой связи должен отметить, что в городе Пенджикенте положили конец проведению пышных мероприятий. Сегодня здесь для тех, кто приходит для чтения «фатихи», отведено специальное место. В городе Ура-Тюбе те, кто приходят с намерением прочитать «фатихи», встают и уходят. В Исфаре также положен конец пышным обрядам. Необходимо, чтобы меры, принятые населением этих древних городов, послужили поучительным примером для всех регионов нашей республик.
Другим вызывающим озабоченность явлением для нашего народа является появление в ряде районов многочисленных «ходжи». Они то и дело организуют пышные встречи, на которые приглашается только узкий круг «ходжи». А что, если бы уважаемые «ходжи» вместо проведения своих застолий уделили бы часть этих средств сиротам, беспризорным, нуждающимся?
Подобное расточительство и безумное расходование денег - неблагодарное занятие. Об этом говорится и в письменных памятниках, и в устной литературе, и в учении светлой веры ислама. Неужели нельзя найти способы более рачительного расходования денег? Обратите внимание, сколько семей наших дорогих соотечественников нуждается в помощи вследствие гражданской войны в республике. По официальным данным, в стране появилось около 55 тысяч сирот и большое количество семей без кормильцев.
Поэтому я полагаю, что организаторам подобных мероприятий, особенно чересчур пышных свадеб и поминок, следовало бы позаботиться о нуждах сирот и беспризорных, детских садиков, домов престарелых и инвалидов, о нуждах больных, с тем чтобы их празднества проходили более скромно и не вызывали напряженности в обществе.
Вот уже несколько лет международные организации оказывают помощь в восстановлении разрушенных в ходе гражданской войны домов. Однако я должен отметить, что в процесс восстановления разрушенных домов и повышения уровня жизни населения мы должны внести и свой оклад. Мы должны протянуть руку помощи соседям, благоустроить наши улицы, махалли - и тогда нам воздастся в десятикратном размере.
Сегодня в деле пропаганды культурных ценностей и важнейших традиций необходимы нравственность человека и совершенствование его личности. Как правило, любой хороший обряд, претерпев десятки новшеств, занимает место в ряду передовых традиций.
Одной из таких новых традиций являются проводы молодежи на службу в ряды Вооруженных Сил. Вспомним, как проходили подобные церемонии 10-12 лет назад. Для этого предпринимались специальные меры безопасности, стягивались наряды милиции. В таких случаях нам необязательно устраивать царские пиры. Подобные церемонии должны проходить с участием ветеранов войны и труда, умудренных жизненным опытом стариков, представителей местных органов власти, военных комиссариатов, сотрудников учреждений культуры и образования. Целью подобных акций стало бы разъяснение молодежи сущности и значения службы Родине, выполнения священного долга по несению службы в национальной армии. Местным органам власти, военным комиссариатам следует регулярно быть в курсе прохождения воинской службы молодыми людьми, оказания им, по мере возможности, помощи, установления устойчивых связей с воинскими подразделениями с целью оповещения родных и близких о том, как служат их сыновья.
Независимый Таджикистан, как демократическое государство, должен влиться в ряды мирового сообщества. Мы, уважая общечеловеческие ценности, должны приложить усилия для того, чтобы наши нравственные и культурные богатства, накопленные предыдущими поколениями, обрели новые форму и содержание.
Дорогие друзья!
Таджикский народ, как одна из древнейших и культурнейших наций, вписал первые страницы в развитие цивилизации и государственности в Центральной Азии. Хотя история государственности таджиков уходит вглубь тысячелетий, именно государству Саманидов - как мощному централизованному государству - удалось возродить культурные ценности, историческое наследие, древние традиции и обычаи нации. Саманиды продолжили и развили традиции празднования Навруза, Мехргона, Сада и десятков других национальных обрядов таджикского народа.
Например, Исмоил Сомони своим каждодневным трудом, используя свой авторитет, опыт и разум, положил начало золотого века таджикской культуры. Он придал таджикскому языку статус государственного, во время его правления развивались наука, культура, искусство, он внес большой вклад в укрепление национальной государственности и единение таджикской нации. Он разумно использовал религиозные ценности для укрепления национальных традиций. Именно в этот период особенно активно развивались чувства национальной гордости и самосознания наших предков.
Уверен, что сегодня каждый достойный гражданин нашей страны гордится именем Исмоила Сомони и внесет свой вклад в празднование 1100-летия государства Саманидов. Личный вклад каждого гражданина - это, прежде всего выполнение своего гражданского и человеческого долга. Если мы не будем слепо подражать нашим древним обычаям, будем трезво и с учетом требований сегодняшнего дня соблюдать их - тем самым мы выполним свой гражданский долг. Это потребует определенного времени, постоянной работы и разумного подхода. По этому вопросу очень полезно сотрудничество государственных органов, общественных организаций, представителей духовенства, старейшин, молодежи.
Мы живем на пороге третьего тысячелетия. Надеюсь, что наш любимый Таджикистан в новом столетии будет процветать и благодаря упорядочению народных обычаев и обрядов займет в грядущем веке достойное место среди передовых стран мира. Пусть 21-й век упрочит для всех нас путь единства, созидания, великих свершений, научных открытий и достижений в области культуры.
ТАДЖИКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ:
ОТ САМАНИДОВ ДО РУБЕЖА XXI В
ДОКЛАД
НА ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ
В ЧЕСТЬ 1100-ЛЕТИЯ ГОСУДАРСТВА
САМАНИДОВ И ВОСЬМОЙ ГОДОВЩИНЫ НЕЗАВИСИМОСТИ РТ
8 августа 1999 г.
Дорогие соотечественники!
Уважаемые гости!
Дамы и господа!
Счастлив приветствовать всех вас на 1100-летнем юбилее государства Саманидов и восьмой годовщине независимости Республики Таджикистан. Надеюсь, эти торжества оставят в вашей памяти добрый след.
Также выражаю искреннюю благодарность таджикского народа Международной организация ЮНЕСКО за бескорыстную помощь, поддержку и содействие в признании важности проведения этого юбилея.
Уважаемые дамы и господа!
В конце XX века, полного необычайных событий, в преддверии третьего тысячелетия нашей эры, мы с вами стали свидетелями великих свершений в мировой цивилизации.
Мы видим, как империи тоталитарного режима, созданные и ставшие могущественными на протяжении десятилетий ценою миллионов человеческих жизней, рушатся в результате демократических революций и политических раздоров.
Мы наблюдаем, как быстро изменяются общечеловеческие и демократические ценности в современном мире, и в тоже время исконно национальные ценности обретают актуальное значение для всего мира.
Мы становимся свидетелями того, как государства, ставшие суверенными, отстаивают свою независимость и свое место в современном мире, как возрождаются древние нации и достигают высоких ступеней самосознания.
На всем земном шаре меняются не только геополитические, экономические и стратегические зоны, но и древние и новые культуры, культуры великих и малых наций, сливаясь, взаимопроникая, обогащаются, расширяют свои границы.
Тенденции к коренным изменениям в мире настолько явные, что некоторые исследователи отмечают наступление новой эпохи в истории человечества.
Существуют различные объяснения основным причинам, смыслу и значению этих изменений. Корни этих перемен питаются стремлением народов, наций, человечества в целом, к самосознанию. Эта тенденция зародилась в 70-х годах и в 80-90-х годах XX века стала очевидным историческим фактом.
Возрождение Таджикистана, как свободного, независимого государства, также является следствием этой исторической закономерности и других логических изменений конца XX века.В настоящее время мы находимся лицом к лицу с великим историческим испытанием, стержень которого составляет созидание и всестороннее совершенствование самостоятельного национального государства.
Распад Советского Союза привел к тому, что наряду с другими республиками Таджикистан обрел бесценный дар независимости.
Этот период можно охарактеризовать как начало нового этапа государственности и национальной независимости Республики Таджикистан.
Национальная независимость, так легко доставшаяся в начале, привела впоследствии к неожиданным неимоверным трудностям и острым разногласиям.
Недруги, внешние и внутренние, которым была не по нраву независимость Таджикистана, желающие завладеть этим благодатным краем, подняли таджикский народ друг против друга, ввязали в братоубийственную войну. И эта страшная война легла темным пятном на многовековую историю таджикской нации.
Казалось, кровавым раздорам и беспорядкам на таджикской земле, подобно тому, что происходит в соседнем Афганистане, не будет конца. Но Правительство республики все свои усилия направило на то, чтобы положить конец вражде и противостоянию и призвать население страны к миру, единству и созидательному труду.
Именно благодаря здравому смыслу и мудрости таджикского народа, поддержавшего политику своего Правительства, на нашей земле вновь утвердились мир, спокойствие, согласие и созидательный труд.
По предложению Правительства и при сотрудничестве с бывшей оппозицией, а также при поддержке ряда доброжелательно настроенных стран мира гражданской войне был положен конец.
Создание развитого национального государства в Таджикистане - веление времени. Претворить в жизнь эту историческую задачу и легко, и сложно. Потому что мы, таджики, издревле существуя в самом сердце Азии, на перекрестке культур и цивилизаций, имеем огромный опыт многовековой государственности.
Не раз в своих выступлениях на встречах, сессиях, собраниях мне доводилось повторять, что государство Саманидов не есть первое государство таджиков. Таджикский народ до эпохи Саманидов создал ряд других государств, он признан в Средней Азии древнейшей нацией и первые страницы культуры и цивилизации былых времен были написаны им на этой земле.
Кстати, история государства таджиков уходит вглубь тысячелетий, во времена, когда рождались сказания и легенды.
Этот сказочный и полумифический период описан в эпоху правления династий Пешдодийцев и Каенидов, где и даны преимущественно картины древнего общества, приметы разумной жизни и достижения нашими предками начала Цивилизации.
Поскольку мифы Древней Греции, Иудеи, Древнего Египта и Вавилона признаны истоками истории этих древних стран, то династию Пешдодийцев можно признать началом истории государственности предков таджиков и других арийских народов.
Эпоха правления династии Каенидов - это переходное звено от мифов к исторической действительности и соответствует периоду царствования Гуштоспа и деятельности Заратуштры.
Тогда как учение Заратуштры и священную книгу «Авеста» признают и почитают ученые всего мира, подтверждают величие и значимость государства Каенидов, древних Балха и Бактрии, имеем ли мы, прямые наследники, потомки династии Каенидов, моральное право предавать забвению многовековую родословную?
Результаты новейших исследований ученых-историков говорят о том, что на земле арийцев — исторической Ариане приблизительно в 1500 — 1200 годах до нашей эры, появилось государственное устройство и устойчивые традиции государственного правления. Эти традиции, их можно назвать традициями государственного правления Каенидов, имели определенные правила, ценность которых в государственном управлении была подтверждена временем. Некоторые элементы этих традиций распространялись в Персии и Моде и сыграли важную роль в создании первых политико-управленческих единиц этой необъятной земли.
Эти традиции государственного управления всесторонне совершенствовались при становлении и развитии Ахеменидского царства во второй половине VI века до нашей эры, как одного из самых мощных государств мира. Основателями прогрессивного политического и управленческого устройства стали цари — Великий Кир и Дарий.
Во времена Ахеменидов впервые в истории человечества были установлены и разработаны гуманные и мудрые правила взаимоотношений народов, этнических групп, последователей различных религиозных направлений, философских и научных школ. Покорив Вавилон в 539 году до нашей эры, Великий Кир против обычая других царей древности, которые более склонялись к тирании, обнародовал декларацию, которая гарантировала защиту жизни, имущества граждан, свободу их вероисповедания.
Эта декларация, которая известна как «Устувонаи Куруш» («Столп Кира»), хранится в Британском музее и возможно является одним из первых образцов Декларации прав человека в истории.
Следует отметить, что традиции государственного устройства и управления в последующих арийских государствах — Ашкониени Порт, Кушониен, Хайтолиен и, в частности, Сасанидов, совершенствовались, крепли и сохранялись вплоть до нашествия арабов.
Следует отметить также, что в процессе создания и развития государственности наблюдается одна закономерная особенность в культуре арийцев - верность традициям, преемственность, то есть арийцы до арабского завоевания были привержены традициям и ценностям своей культуры и государственности.
Традиции государственного правления и устройства наших предков еще в древности широко использовались другими государствами, например, Древними Грецией и Римом, Индией и Кавказом, стали составной частью науки государственного управления и устройства для всего человечества.
Арабское завоевание и насильственное навязывание ислама не смогло полностью разрушить устоев и культуры наших предков, как это случилось с цивилизацией древнего Египта и Вавилона. Хотя все же была установлена политическая, экономическая и культурная власть чужестранцев, уровень их развития был гораздо ниже. Арабски<