Для нас таким партнером была и останется великая Россия.
Связи и сотрудничество между суверенным Таджикистаном и Российской Федерацией, а также другими странами Содружества Независимых Государств складываются на основе международных норм и взаимовыгодных договоров.
Дальнейшее всестороннее развитие сотрудничества с этими странами есть веление времени и считается одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства.
Таджикистан и Россию объединяют тесные отношения стратегического партнерства и союзничества. Именно поэтому мы и впредь будем продолжать сотрудничество с Россией, общими усилиями стран членов СНГ укреплять государственную границу, бороться против международного терроризма, наркомафии и других организованных преступлений. Это отвечает стратегическим интересам наших стран.
Дорогие друзья!
Правительство республики всегда придает особое значение деятельности органов правопорядка и силовых структур. Еще раз подчеркиваю, что от деятельности этих органов зависит то, в какой мере прочны основы государства, его авторитет в народе. Если скажем, что через призму деятельности данных структур, как и зеркале, отражается лицо государства, то не ошибёмся.
В современных условиях, когда общество вступает в качественно новую стадию своего развития и неуклонно идёт вперёд по пути строительства демократического и правового государства, перед правоохранительными органами встают новые ответственные задачи по усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией, укреплению законности и правопорядка, обеспечению безопасности республики. Для успешного их решения надо решительным образом осуществить ряд важных мер.
Первое. Обеспечение верховенства закона и неукоснительное соблюдение законности во всех сферах жизни общества.
Второе. Твердая дисциплина и неукоснительное соблюдение законности среди работников правоохранительных органов и военнослужащих.
Военные части Министерств обороны, внутренних дел, безопасности. Комитета по охране государственной границы, формирования других правоохранительных органов, военнослужащие которых в течение шести месяцев регулярно совершают правонарушения, будут сокращены на 50 процентов.
Третье. Коренное изменение политики отбора и расстановки кадров в правоохранительных органах и силовых структурах; путем строгой аттестации, очищения рядов данных органов и структур от недостойных людей и привлечение компетентных, честных и преданных народу и Родине работников.
Четвертое. Поднятие на должный уровень работы Координационного Совета по борьбе с преступностью, укрепление законности и правопорядка, поиск новых путей сотрудничества между правоохранительными органами, силовыми структурами и обществом.
Пятое. С учетом сложившейся обстановки совершенствование Указа Президента Республики Таджикистан от 2 декабря 1994 года «Об изъятии оружия» и разработка конкретных мер по неукоснительному его выполнению.
Шестое. В дальнейшем строгое запрещение появления в общественных местах, местах массовых гуляний на улицах и базарах военнослужащих, кроме работников правоохранительных органов, несущих службу по обеспечению общественного порядка, с оружием.
Главной военной прокуратуре и военной комендатуре принять конкретные меры для осуществления данного указания.
Седьмое. Обязать координаторов реализации Протокола по военным вопросам от Правительства, совместно с членами военной подкомиссии Комиссии по национальному примирению обеспечить выполнение в полном объеме и в кратчайшие сроки всех пунктов данного Протокола.
Восьмое. С целью усиления борьбы с экономическими преступлениями, мешающими дальнейшему продвижению общества вперед и вызывающими озабоченность граждан, в особенности организованными преступлениями, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков разработать конкретные мероприятия.
Девятое. До первого мая сего года взять на учет все имеющееся оружие, боевое снаряжение, военную технику и т. д. Установить строжайший и постоянный контроль за их хранением и содержанием.
Десятое. Впредь решительно запретить в столице страны - городе Душанбе образование и размещение военных частей и воинских формирований.
Одиннадцатое. Начиная с этого дня считать недействительными личные удостоверения работников силовых структур и в течение одного месяца выдать им за подписью первых лиц министерств и путем учета через компьютерную систему новые удостоверения.
Двенадцатое. Начиная с этого дня, по всей республике запретить движение автомашин с затемненными стеклами, не имеющих на то специального разрешения согласно утвержденного перечня правоохранительных органов. В дополнение к этому, имеющийся перечень подвергнуть проверке и в дальнейшем взять под строгий контроль выдачу документа на разрешение пользованием автомашинами с затемненными стёклами.
Тринадцатое. С целью повышения уровня правового обучения населения организовать достаточную правовую базу и создать атмосферу непримиримости к любым правонарушениям и преступности в целом.
Четырнадцатое. Регулярно доводить через средства массовой информации до сведения населения о результатах деятельности правоохранительных органов и силовых структур, в том числе и о выполнении данных указаний.
Я выражаю уверенность, что руководство Министерства внутренних дел, безопасности, обороны. Прокуратуры и судов республики, Таможенного, Налогового комитетов, Комитетов по охране государственной границы, оборонной промышленности, по обеспечению специальным имуществом, председатели областей, городов и районов предпримут все меры для выполнения поставленных задач и оправдают доверие народа.
На сегодняшнем совещании присутствуют также председатели областей, городов и районов. Обращаясь к ним, я еще раз хочу подчеркнуть, что борьба с преступностью, по укреплению законности и правопорядка, это дело не только правоохранительных органов.
Это также является одним из главных направлений в деятельности хукуматов областей, городов и районов. Более того, один из основных критериев оценки деятельности Президента на местах, это уровень преступности в их городах и районах. Работники правоохранительных органов должны постоянно ощущать вашу помощь.
Сейчас я хочу выступить с предложением, которое, я уверен, охотно поддержат все граждане Таджикистана.
Предложение моё таково: объявить 1999 год – годом непримиримой борьбы против организованной преступности, терроризма, коррупции, незаконного оборота наркотиков, годом верховенства закона и правосудия, решительного соблюдения дисциплины в силовых структурах, мира и гражданского согласия.
Я нисколько не сомневаюсь, что вы, работники правоохранительных органов и силовых структур, являетесь оплотом государства и народа и с честью справитесь с этой ответственной и благородной задачей. За последние годы вы не один раз доказали свою готовность и твердость в деле защиты конституционного строя, безопасности государства и спокойствия народа. Вне всяких сомнений вы и в дальнейшем все свои силы, опыт и возможности направите на то, чтобы народ Таджикистана жил и работал в обстановке стабильности и добился новых успехов на пути свершений и созидания.
Величайшей задачей сегодняшнего поколения таджикской нации является сохранение мира, согласия, единства и целостности нашей любимой Родины.
История дала нам возможность, чтобы через тысячу лет мы вновь стали обладателями своего национального государства.
И мы должны, наперекор нашим недругам, высоко подняв знамя независимости, войти в XXI век как воистину светское и демократическое государство.
Благодарю за внимание.
ЖИТЕЛЯМ ПЛАНЕТЫ ЖЕЛАЮ
МИРА И БЛАГОПОЛУЧИЯ
Ответы
на вопросы «Собеседника»
Февраль 1999 г.
ВОПРОС:
На финишную прямую выходит ХХ-й век и 2-е тысячелетие. Чем запомнились Вам последние годы, удовлетворены ли Вы ходом развития вашей страны? Какими Вам видятся ближайшие переспективы во взаимоотнощениях ныне независимых государств, ранее составлявших единую страну?
ОТВЕТ: Последние годы уходящего столетия запомнились чрезвычайной плотностью событий и процессов. Впечатление такое, что за считанные годы, месяцы и дни мы пережили многие десятилетия. Таджикистанское общество, если можно так выразиться, созревало на глазах в жизненно важных направлениях. Одним из главных было подписание Общего соглашения о мире и национальном согласии в июне 1997 года. Часть угроз исчезла, другие были отодвинуты, и расчищена дорога подлинному суверенитету.
Мы не ждали последнего выстрела в межтаджикском конфликте и достаточно многое сделали. Наступивший мир значительно расширил наши возможности в решении внутренних и внешних задач.
Очень скоро заработает дорога в Китай и Южную Азию, через Каракорумское шоссе к южным морям. Она одновременно соединит южную и восточную части Таджикистана. По существу – это выход из геоэкономичекого тупика для Таджикистана и, мы надеемся на расширение возможностей для Кыргызстана и других центрально-азиатских стран.
Сданы в эксплуатацию международный аэродром в г. Кулябе, газовое месторождение Ходжа-Сартез, построена часть железной дороги, которая станет одной из артерий экономического оживления и подъема страны. Мы можем быть удовлетворены ходом нашего развития в том отношении, что собственным опытом постигаем необходимость преодоления раскола и установления национального согласия. Народ Таджикистана убежден в отсутствии альтернативы миру, согласию и суверенитету страны. Это является гарантией неспособности определенных внутренних и внешних сил разрушить мирный процесс в Таджикистане и остановить поступательное движение вперед. Нас радует то, что наш народ сегодня закладывает основы демократического развития. Хотелось бы сказать несколько слов об этом. В Америке после более 200-летнего развития демократия функционирует на собственной основе. Тогда были провозглашены основополагающие принципы демократии, хотя многие десятилетия продолжалось рабство, расовая дискриминация. Это было становление цивилизации демократии. Говорю о цивилизации демократии ввиду ее основательности в истории Америки и человечества. Центрально-азиатские цивилизации совсем недавно провозгласили у себя принципы демократии, которые при всем желании нельзя назвать органически вписавшимися в их жизнь. Для нас целесообразно говорить об ожидаемом большом периоде времени перехода, в том числе и Таджикистана от этапа пересадки принципов демократии в организм нашего общества - этапа трансплантации - к будущему этапу, тогда эти принципы будут органической основой жизни народа Таджикистана. То есть - нас ждет довольно большой период труднейшей работы по созданию зрелого демократического общества на собственной основе. Мы верим в его реальность. Тем более впечатляет начало этого пути, с которым связаны все наши шаги и надежды. Пройдет по историческим меркам совсем немного времени, в третьем тысячелетии может два-три десятилетия, и будущее поколение таджикистанцев увидит зрелое демократическое, светское, правовое общество, созданное их и нашими руками. Вместе с тем нас совершенно не удовлетворяет превращение нашей страны в буферную зону, которая вопреки нашей воле становится зоной транзита наркотиков, идей экстремизма и международного терроризма. В мировом сообществе, так или иначе, проявляется европоцентризм. Стоит появиться в Европе очагу конфликта, как в самые сжатые сроки он локализуется и устраняется. Афганский конфликт продолжается десятилетия, но до сих пор мировое сообщество не может сконцентрировать силы для его разрешения. Только тот, кто живет в Таджикистане, по-настоящему может ощутить всю тяжесть, которая ложится на буферную зону. Со странами Содружества Независимых Государств мы намерены укреплять свои многосторонние и двусторонние отношения по разным направлениям - и в Центральной Азии, и в Таможенном союзе, и в других экономических, политических и культурных аспектах. Особое место во внешней политике Таджикистана занимают отношения с нашим стратегическим партнером - Российской Федерацией. Интеграция Таджикистана в мирохозяйственные связи немыслима без дальнейшей интеграции в рамках СНГ.