Проповедник справедливости, истины
СВЕТА И МУДРОСТИ
Выступление на международном симпозиуме, посвященное
тысячелетию "Шахнаме" Фирдавси
(4 сентября 1994 года)
Дорогие соотечественники!
Уважаемые гости!
Дамы и господа!
Проведение международного симпозиума, посвященного тысячелетию "Шахнаме" великого и божественного классика накануне празднования третьей годовщины независимости нашей республики во многом важно потому, что жизнеутверждающая философия Фирдавси знакомит нас с нашим прошлым и служит поучительным и назидательным уроком для сегодняшних и будущих поколений.
Таджикский народ, как и другие ираноязычные народы, гордится тем, что мудрец Фирдавси своим пером отобразил в своем бессмертном эпосе "Шахнаме" величественную панораму истории нашей Родины, начиная с возникновения жизни в ней и до своего времени и стать, вместе с автором, свидетелями вечной доблести, побед и поражений, достоинства и недостатков. В "Шахнаме" с поразительной точностью описаны Бадахшан и Вахшская земля, Хатлон и Фергана, Хорезм и Тахористон, Согд и Бактрия, царство Шумон.
"Шахнаме" - это не просто книга, в которой собраны повествования о битвах и сражениях, о доблести и отваге. Она является уникальным наставлением в области нравственности, поучением для постижения добрых человеческих качеств.
Из военных, любовных и иных повествований "Шахнаме" мы узнаем о славной истории арийских народов, обычаях и традициях народа, жизненной этике, правилах государственного устройства, принципах патриотизма, обеспечения независимости страны, свободы, о понятиях войны и мира, о победе света над тьмой, получаем сведения по этнографии, о решении проблем в отношениях между государствами, понимаем бессмысленность религиозных и конфессиональных противостояний, о необходимости уважения прав других, дружбы и товарищества.
Я уверен, что в ходе научных дискуссий о величайшей книге в истории иранских народов, да и всего мира, будут рассмотрены различные аспекты философии великого Фирдавси. Данный симпозиум, в котором, к счастью, принимают участие известные ученые-иранисты из многих стран мира, позволит нам еще лучше осознать содержание "Шахнаме" и необходимость борьбы добра со злом, света с тьмой.
Позвольте мне от всего сердца приветствовать дорогих гостей данного мероприятия, проводимого в этом уголке Родины великого Фирдавси и пожелать им благополучного пребывания в нашей горной стране.
Дорогие друзья!
Уважаемые гости!
В настоящее время наша республика переживает очень сложный период своей истории. Из-за ахримановских интриг сил зла, бедствий, вызванных гражданской войной, мы потеряли сотни сынов родины, разрушенных домов, многие наши города и села из-за подлых деяний невежественных сил поверглись разрушению. Демон, лишающий разума, благодаря ахримановскому обману, вселился в души нашего народа, и часть населения утратила истинный путь.
В "Шахнаме" также содержится множество описаний междоусобных войн между провинциями иранской земли, в том числе грязные и бессмысленные войны, которые брали свое начало с разбоя и грабежей.
Одной из таких бессмысленных и жестоких войн является война царя сасанидов против царя Хайтала (нынешнего Хатлона) Хушнавоза. Пируз, который сам стал правителем при поддержке царя Хайтала, вероломно предает его, и мы видим, как Фирдавси, осуждая царя сасанидов, искренне прославляет правителя Хайтала, который прилагал усилия по достижению мира и согласия. По словам Фирдавси, похвалы достойны лишь те силы, которые служат справедливости. Описывая длительные войны между Ираном и Тураном, Фирдавси также восхваляет иранцев лишь в тех случаях, когда они борятся за справедливость, поскольку в несправедливой войне не может быть победителя.
Ки хар-ку ба бедод чуяд набард,
Чигархаста боз ояду руйи зард.
Фирдавси даже не осуждает яростное нападение Александра Македонского на иранскую землю, поскольку он принес с собой новую идею - идею справедливого правителя.
Рустам - этот великий богатырь - также никоим образом не склоняется к участию в неправедной войне, заявляя, что если мое дело неправедное, пусть я лучше погибну от рук врагов.
Сокровенная суть прекрасных описаний "Шахнаме" заключается еще и в том, что Фирдавси, прославляя лишь справедливые войны, делает читателя сопереживателем на сцене справедливых противостояний.
Философия Фирдавси заключалась в том, что такие высокие идеалы, как патриотизм, гуманизм, чистота замыслов, мир и духовность должны служить делу достижения свободы Родины и борьбе с теми силами, которые препятствуют этому. Теме справедливости и посвящены стихи Устода.
Мудрый Фирдавси, являясь уникальным знатоком многотысячелетней истории своих предков, вновь возродил ее для всего мира. Повествуя о деяниях великих представителей нашей истории и о произошедших событиях, он высказывает такие мудрые замечания, которые сегодня могут служить наставлениями для нас.
Своей поэтической лирой Фирдавси рассказал всему миру о традициях, мудрости, доблести, высоком моральном духе, чести и достоинстве, национальной гордости и беспримерном героизме ираноязычных народов.
Многие народы мира познакомились с историей древнего Ирана, подвигами его отважных сынов и национальными традициями именно благодаря эпосу "Шахнаме".
"Шахнаме" - это литературный шедевр на все времена. В нем каждая строчка, благодаря гению Фирдавси и его стихам, отражают историю народа и реальные события, происходившие в ней.
На протяжении вот уже тысячи лет наш народ черпает в поэзии Фирдавси духовную силу, мудрость, устои нравственности, находит в ней способы решения всевозможных проблем.
Фирдавси, будучи мусульманином, тем не менее не принес в жертву идеологии сланную домусульманскую историю своего народа. Из философии Фирдавси следует, что ни одно правительство, ни один правитель не имеют право насильственно навязывать народу какие-либо идеи, религии или идеологии.
Насилие над духом и сопутствующее ему насилие над разумом является одним из самых тяжких грехов.
К сожалению, эту истину заповеданную великим мыслителем сегодня не могут осознать те, кто именует себя непримиримой оппозицией действующему правительству Таджикистана. Они прилагают все усилия для того, чтобы, подавив в народе все элементы свободомыслия, направить его на путь слепого подчинения предрассудкам и завести его таким образом в тупик.
Для Фирдавси пролитие крови людей одного происхождения и языка является величайшим грехом. Он говорит: нет доблести в том, что ты прольешь кровь своего брата и посеешь среди своих собратьев семена вражды и ненависти:
Ба пеши бародар бародар ба чанг
Наёяд, агар бошадаш ному нанг
Еще раз повторяю, что, к сожалению, таджикский народ дал себя обмануть ахримановским силам зла, и, забыв в ходе этой трагической войны наставления великого поэта, допустил кровопролитие.
Сегодня мы должны обратиться друг к другу и простить друг другу грехи.
На нашей многострадальной земле впредь должны воцариться только мир и национальное примирение, должен быть заложен фундамент национального единства.
Светлое, счастливое и доброе будущее нашей нации зависит от единения и сплоченности всех людей, говорящих на одном языке, и если мы не сделаем этого, души наших великих предков, и в особенности Утода Фирдавси, никогда не простят нам этого.
Сегодня долг каждого здравомыслящего человека, каждого патриотически настроенного таджика, от высшего руководителя до простого дехканина, заключается в обретении мудрости, наставлениям и заветам великих предков с целью сохранения и защиты своей страны, любимого Таджикистана, от угрозы исчезновения.
Если мы хотим быть достойными наследниками и преемниками наших великих предков, мы должны сохранить на нашей земле дух Фирдавси, воспринять его заповеди и наставления, обеспечить достижение мира и спокойствия, прекратить братоубийство и не допустить, чтобы и в дальнейшем сеялись семена вражды, ненависти, не допустить чтобы брат убивал брата.
Как известно, руководство республики разработало комплекс мер по нормализации политической обстановки в стране, полному возвращению на родину беженцев, созданию наилучших условий по принятию основного закона и проведению выборов президента республики, которые должны быть осуществлены в ходе всенародного референдума и всенародных выборов, а также по прощению тех вооруженных лиц, которые сложат оружие и освобождению тех, кто находится в заключении.
Эти меры руководства республики позволят создать благоприятные условия для участия в выборах всех соотечественников.
Руководство республики приняло также решение повысить на будущих переговорах статус официальной государственной делегации.
Мы искренне выступаем за плодотворные переговоры, прочное прекращение огня и обеспечение надежной безопасности для всех соотечественников.
Великий Фирдавси завещал нам:
Биё то чахонро ба бад наспарем,
Ба кушиш хама дасти неки барем.
Аз ин пас ба хира. марезед хун,