Неудачи реформ или неудачные реформы?
Понимание причин экономического кризиса позволяет также правильно определить направления реформ, поскольку сегодня всем ясно, что нынешним путем их проведения трудно обеспечить качественно новый уровень жизни населения.
В связи с этим мы предлагаем:
Во-первых - радикальное реформирование системы оплаты труда, которое бы способствовало восстановлению авторитета и уважения к труду учителей, инженеров, конструкторов, ученых и других представителей творческих профессий.
Во-вторых - необходимо развивать новые формы самоуправления и самофинансирования производственных и территориальных звеньев. Первым шагом в этом направлении должно стать внедрение хозяйственных и экономических отношений между предприятиями и территориальными органами управления.
Сегодня представилась возможность постепенной самоорганизации предприятий и территорий в обстановке продолжающегося формирования правовых рыночных отношений. Хотя пока полностью не обеспечена система государственного управления, тем не менее в этом отношении уже заложены здоровые основы будущих рыночных отношений.
При проведении реформ необходимо предпринять последовательные антимонополистические меры: ликвидировать монополистические структуры, развивать частное предпринимательство, в первую очередь, в производственной отрасли, а также в области торговли, посреднической деятельности; увеличения объема акционерной и частной; собственности, развивать конкуренцию между предприятиями различной формы собственности, что послужит одним из факторов роста производства.
Все эти процессы должны находиться под серьезным контролем соответствующих государственных структур при сохранении государственного заказа и контроля за устойчивостью цен. Демонополизация производства и развитие конкуренции являются такими важнейшими условиями, без которых невозможно вести разговор о либерализации цен и ликвидации государственного хозяйственного заказа. Можно сказать, что только после ослабления экономического командования над многочисленными новыми субъектами различных форм собственности, только после возникновения конкуренции между ними и ее расширении станет возможной либерализация цен.
Разнообразие форм собственности, конкуренция и освобождение цен - таковы наши последовательные шаги в направлении рынка.
Однако на практике политический и экономический радикализм, не принимая во внимание разумные расчеты, грубо нарушили последовательность этапов экономических реформ, что и привело к возникновению экономического коллапса и политическим катаклизмам.
В политических интересах был избран механизм проведения радикальных экономических реформ. Вместо последовательного формирования среднего класса общества, развития политического плюрализма при сохранении правящей партии, добровольного ухода ее из государственных структур, формирования новых парламентских партий - вместо всего этого КПСС, стремясь остаться на политической арене, принялась создавать такие партии, которые не пользовались уважением и поддержкой различных слоев населения, и приступила, вопреки всем правовым нормам, к ожесточенной борьбе за сохранение своей власти. В результате начались распад СССР и ожесточенные нападки на прежний политический строй.
На этом этапе было предано забвению главное - экономические реформы ни в коем случае не должны привести к снижению уровня населения. История десятков стран мира, в которых проводились радикальные экономические реформы, свидетельствует о том, что в случае невыполнения этого условия, эти реформы наткнутся на острое противодействие населения, интересы которых оказываются ущемлены. Здесь не помогут никакие обещания о счастливом будущем и рае на земле. Таким образом, перед нами стоят два пути: или мы откажемся от пути этих реформ, или государство насильственно навяжет способы их осуществления. В наших условиях оба пути неприемлемы.
Какая реформа нужна нам?
Еще два-три года назад мы не могли даже серьезно обсуждать наше отношение к экономической реформе, поскольку, наоборот, наш производственный потенциал был слабым. Однако сегодня он возрождается. Политические расчеты оказались опровергнуты реальными и разумными расчетами.
Итак, с чего нам следует начать, к каким реформам нам следует приступить?
Экономические реформы должны быть подготовлены всесторонним образом: следует учесть все ресурсы, с тем, чтобы не произошло временного падения объема производства, с тем, чтобы были компенсированы такие нежелательные явления, как рост цен, связанные со структурной перестройкой экономики. Вместе с тем, очевидно, что экономические реформы являются неизбежными. Нам следует изменить отношение ко всяческим "измам" с тем, чтобы в период реформ не допустить снижения уровня жизни населения, а, наоборот, считать его повышение своей важнейшей задачей. Самая главная трудность радикальных реформ заключается в том, чтобы облегчить последствия политики так называемой "шоковой терапии".
Трудным, но и в то же время реальным и безболезненным путем является последовательное, с учетом имеющихся возможностей, создание соответствующих частных производственных структур, которые, конкурируя с государственными структурами, могли бы ослабить создавшуюся монополию государственной собственности и способствовать регулированию производства в тех сферах, где все еще осуществляется жесткое государственное регулирование. Частная собственность должна развиваться не за счет государства, а за счет личных средств граждан. Либерализация цен должна постепенно происходить в тех отраслях, где на законной основе осуществляются принципы конкуренции и антимонополизма.
Нам необходимы постепенное формирование разнообразных форм собственности, передача основной части функций экономического управления от государства хозяйствующим субъектам, в частности, частному предпринимательству. Разнообразие форм собственности, разделение функций экономического правления между государством и хозяйствующими субъектами, ослабление производственных монополий, развитие конкуренции и последующая либерализация цен - таковы неизбежные условия, которые обеспечат независимую рыночную деятельность многих производителей товаров и услуг.
Нам следует обеспечить условия для эффективной деятельности рыночной системы в государстве. Ранее задача государства заключалась в обеспечении правовых основ для функционирования социальной сферы, защите конкурентноспособности, перераспределении ресурсов и доходов.
Мы считаем, что важнейшей регулирующей задачей государства и во время переходного периода, и во время активного развития рынка является обеспечение социальных гарантий. Нам необходимо разработать основные направления социального развития, которые должны быть утверждены Верховным Советом. Обеспечение социальных гарантий - это главная задача правительства, имеющая преимущество перед другими задачами.
Это, прежде всего, связано с социальной защитой малообеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, многодетных семей. Одной из важных мер в этом направлении является повышение размера заработной платы сотрудникам бюджетных организаций, а также повышение минимального уровня заработной платы.
Высокий уровень развития образования, науки и культуры является неотъемлемым условием прогресса любого общества. Эти области деятельности человека глубоко связаны с потребностями общества. Если в области фундаментальной науки эта связь очевидна, то культура не может подчиняться законам рынка и поэтому нуждается в защите со стороны государства. Мы нуждаемся в такой культуре, которая, развиваясь по своим внутренним законам, в свою очередь способствовала бы развитию рыночных отношений.
Нам следует постоянно отдавать приоритет сфере духовности, пропаганде величин творческого труда. Таков принцип развития общества.
Не следует забывать о том, что никакие реформы, даже самые реалистичные, если они не будут поняты народом, если они не будут способствовать развитию науки и техники, не достигнут успеха. В связи с этим, сохранение постоянного приоритета образования, науки и культуры должно быть одной из наших важнейших задач. Для достижения этой цели необходимо, чтобы на уровне Верховного Совета законодательным порядком было принято решение о выделении определенной части национального дохода в фонд развития науки, образования и культуры.
Другим важнейшим направлением в нашей работе является изменение отношения к собственности в обществе. Как известно, особенности экономического и политического управления, то есть, любого общественного строя определяются именно этим.
Там, где преобладает частная собственность, несомненно, преобладает и капиталистический способ производства.
Там, где преобладает государственная собственность, могут наличествовать и такие специфические способы ведения производства, как государственно-капиталистический и государственно-социалистический.
На данном этапе мы можем обеспечить лишь регулируемый переход от монопольной собственности к развитию ее различных форм, при соблюдении приоритетности государственной собственности. Это потребует длительного времени.
Данный регулируемый переход должен состоять из четырех этапов.
Первый этап - ограниченная приватизация предприятий торговли, бытового обслуживания и транспорта, развитие, по мере возможности, частного предпринимательства в сфере непосредственного производства и оказания услуг.
В том государственном секторе, где необходимо провести демонополизацию и реформировать производство, за счет создания новых экономических связей и осуществления внешней торговли, за счет реализации их продукции можно достичь получения весомых доходов. На первом этапе нам необходимо решить следующие задачи:
- дальнейшее развитие потенциала частного сектора в области материального производства и оказания услуг, который производит 10-15 процентов от валового национального продукта;
- доведение до уровня 20-30 процентов от валового национального продукта доли производства коллективных, акционерных предприятий и тех предприятий, которые действуют на условиях аренды;
- снижение на пятьдесят процентов доли тех государственных предприятий, которые относятся к числу "монополистов";
- значительное повышение уровня материального и морального стимулирования в таких областях, как наука, образование и культура.
Данный этап станет началом неуклонного развития социальной сферы и культуры населения. Повышение уровня социальной защиты населения напрямую связано с ростом количества людей, владеющих частной собственностью, а также с усилением работы по использованию государственной собственности. Рост уровня культуры населения зависит от плодотворного воздействия и развития науки, образования и культуры.
Неотъемлемым элементом проведения реформ на первом этапе является радикальная реформа системы заработной платы. В данном случае речь идет не о частном секторе, где проблема заработной платы регулируется сама собой, а, в первую очередь, о тех отраслях, где до сих пор не получили развития рыночные отношения и где не внедряется система оплаты труда в зависимости от трудовой активности. Если говорить об образовании, науке и культуре, то их средняя заработная плата должна постепенно сравняться со средней заработной платой в промышленности и, с учетом индексации, повыситься в 1,2 раза, а в дальнейшем - и в 1,5 - 2 раза.
Первый этап реформ займет длительное время. От того, какими будут его результаты, зависит определение дальнейших шагов в области экономики и социальной сферы.
Однако уже сегодня всем очевидно, что если мы не сможем обеспечить в своем государстве политическую стабильность, если мы не сможем в кратчайшие сроки восстановить объекты, разоруженные в ходе гражданской войны и вследствие стихийных бедствий, никакая программа, будь они тысячу раз научно обоснована, не будет реализована.
Для решения указанных проблем необходима активизация работы правительства республики и Верховного Совета по следующим трем вопросам:
во-первых, с учетов наличия большого дефицита государственного бюджета, тем не менее необходимо использовать имеющиеся возможности для сохранения нынешнего уровня социальных гарантий и сохранения отраслей образования, науки, культуры, здравоохранения; во-вторых, необходимо определить минимальные средства, которые гарантируют деятельность аппарата, связанного с развитием общества и его безопасностью; в- третьих, необходимо определить размеры и источники изыскания средств для того, чтобы народное хозяйство достигло уровня 1991 года.
Все эти три направления должны стать предметом серьезного изучения, а их реализация должна находиться под строгим контролем. Если мы сможем обеспечить выполнение этих важнейших условий, тогда мы сможем сказать, что мы взяли положение под свой контроль и восстановили систему управления за происходящими процессами развития общества. Вот тогда мы сможем обеспечить восстановление и развитие общества. Только в том случае мы сможем осуществить наши экономические реформы, направленные на предоставление больших прав и возможностей личности, его свободную трудовую деятельность, что в итоге приведет к повышению благосостояния населения. Мы не ставим перед собой иных целей, а для решения поставленной задачи мы предпринимаем все усилия и возможности.
СЛОВО К СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ