Некоторые обобщения и выводы
Новый этап современной истории творится на наших глазах, с нашим участием.
Вторая половина 80-х годов. Эйфория демократических лозунгов, многотысячные митинги, радужные надежды на скорые перемены к лучшему. Затем, на наших глазах, разочарование и озлобление, противостояние и кровавые столкновения.
Молодое демократическое движение оказалось заложником различных форм политического фундаментализма. В результате рост национального самосознания был отождествлен с национальной независимостью, а затем подменен национальным сепаратизмом, который в итоге привел к распаду державы.
Политическая конъюнктура оттеснила на задний план суть подлинных демократических преобразований. А они тогда заключались в увеличении степени свобод личности и коллективов в демократическом правовом государстве с развитыми рыночными отношениями. Это очевидное искривление демократических процессов оказалось связано с подменой первоначальных приоритетов.
Нельзя забывать, что первоосновой правового общества является свобода личности.Именно она должна предопределять формы и национальной, и государственной независимости, которые только тогда прогрессивны, если способствуют освобождению личности. Иначе человек загоняется в рабство новой тоталитарной национальной системой, что и показала практика последних лет.
Главные первичные компоненты свободы личности - уровень благосостояния, возможности духовного развития, правовая защищенность, безопасность. Дали все это новые независимые государства своим народам? Отнюдь. Более того, население все более становится заложником политического варварства, разгула преступности, насилия и правового беспредела. Таковы факты.
Можно ли «списать» обрушившиеся на людей страдания на процесс неизбежно длительного по времени становления государственной независимости - мол, цель стоит средств? Ответ на этот вопрос может быть разным, все зависит от того, кто и какие цели ставит перед собой, придя к власти.
Вожди демоисламизма на этот счет не испытывали особых сомнений. Они бросили в костер гражданской войны десятки тысяч людей и готовы были биться до последнего таджика с обеих сторон ради неуемного желания установить исламский режим. При этом ими напрочь игнорировались объективные основы, обуславливающие общественный строй в республике, и те коренные изменения, что произошли в общественном сознании и мироощущении людей за годы Советской власти.
Более того, на мой взгляд, проигнорировано было и другое существенное обстоятельство, связанное с коренным различием ирано-афганского и среднеазиатского религиозного бытия и сознания, а также различия во взаимосуществовании религиозных и государственных институтов каждого региона.
Народы Средней Азии, в том числе и таджики, никогда не согласятся и не потерпят диктата ислама и его вмешательства в государственные дела. Задумывались ли когда-нибудь идеологи и функционеры ислама, а также их недавние приспешники из демократов, почему народное творчество в Средней Азии, воплощенное в сказаниях о Ходже Насреддине, насквозь пронизано сарказмом, направленным против мулл? Почему великие ученые, особенно Омар Хайям, практически в каждой второй строке своей поэзии противопоставляли религиозному мракобесию свободу личности?
А творения Насыра Хусрава или же того самого Хафиза Шерози, которого ревнители фундаментализма пытаются трактовать исключительно в своих целях.
Думая о классиках, мне хочется остановиться на одном из них. Это -гениальный Фирдоуси. Все мы были свидетелями варварского разрушения памятника Ленину на площади Озоди в Душанбе. Исламисты и горе-демократы издевались над разрушенным памятником как могли. А вот когда памятник был разрушен, нелегок был выбор: кем его заменить. Вожди фундаментализма были ярыми противниками Фирдоуси. На церемонии открытия памятника они не присутствовали и это понятно. Бессмертный эпос «Шахнаме» не созвучен с чужой идеологией, навязанной нашему народу извне. Этот многотомный труд - живая, поэтическая история иранских народов, испокон веков боровшихся против тьмы, мракобесия и захватнических войн. Фирдоуси возвышал все доброе, светлое в человеке, воспевал дружбу разных народов. В числе героев его эпоса - народы Центральной Азии, Армении, Греции, Египта, Индии, Китая, славянские народы.
Не эти ли сущностные элементы образа жизни таджиков пытались растоптать демоисламисты?
Однако было бы грубейшей ошибкой считать, что стоит только преодолеть поползновения исламкого фундаментализма, чтобы открыть прямой путь к формированию подлинно демократического светского государства. На этом пути нас подстерегают многие другие сложные проблемы. И мы должны честно признаться себе, что они во многом исходят из нашего недавнего идеологического наследия, расставание с которым дается трудно, если не сказать, драматично.
Дело в том, что вся система нашего общественного управления до сих пор, в сущности, опирается на идеологические императивы, которые как бы изначально, исключая всякое их критическое осмысление, определяют цели и пути развития нашего общества. Открыто говоря, в недавнем прошлом делались попытки управлять народом, ослепив его красивыми, однако, фантастическими обещаниями. Именно они и явились источниками формирования более конкретных очертаний социально-экономической и иной политики. Именно отсюда вырастали и более конкретные очертания социально-экономической и иной политики государства.
Сегодня мы можем сказать, что время слепого следования, каким бы то ни было моделям общественного устройства осталось позади. Ничто так не закрепощает общественное развитие, как догматическая постановка его целей. Мы на своем опыте убедились, что любое вталкивание общественного развития в прокрустово ложе той или иной идеологической схемы есть ни что иное, как приверженность политическому фундаментализму - будь это коммунистический или исламский фундаментализм.
Но это не означает, что государство, общество может обойтись без какой-либо идеологии. Было бы ошибкой считать и то, что отказ от нашей прежней идеологии, диктуемый объективными условиями современного этапа развития общественной жизни, представляет собой чуть ли не автоматический процесс. Разве идеологические ценности сродни ценным бумагам или акциям, сосредоточенным в руках относительно небольшого числа людей? Социалистическая идея, ее практические ценности за долгие десятилетия в той или иной мере стали убеждениями большинства наших людей. И вряд ли кто вправе и в состоянии отменить их, механически перевести стрелки исторических часов в нужное для новых реалий положение.
Видимо, задача политиков в наше переходное время состоит как раз в том, чтобы найти разумный компромисс между необходимостью реальных перемен и бережным отношением к чувствам и убеждениям людей, чьим трудом создано все, что мы сегодня имеем.
Должны ли мы безрассудно отказываться от всего, что накоплено нашими предшественниками, т. е. нашими отцами и дедами, старшими поколениями? А ведь, в сущности, здесь и происходит нынешний водораздел в общественном сознании. Мы говорим о необходимости перемен, и, думаю, мало, кто не хотел бы их. Но этого недостаточно, чтобы реально обеспечить реформирование всего спектра общественных отношений.
Мы должны признать, что процесс развития общества гораздо богаче любой идеологической системы, схемы, навязанной ему кем бы то ни было. В сущности, вера в систему есть суеверие.Система всегда отражает лишь те связи в общественном развитии, которые уже проявлялись, т. е. она фиксирует, по сути, его прошлое состояние, и если догматически придерживаться этой устоявшейся схемы, системы взглядов, то общество неизбежно будет впадать в застойное состояние. Поэтому на данном этапе нам важнее всего критически осмыслить реальный потенциал прежней системы, чтобы, отказываясь от устаревшего и вредного в ней, не отбросить вместе с ним то жизненное принятое народом, что может послужить нам еще достаточно долго в нашем движении к новому качеству общества.
Общественные суеверия живучи - будь то коммунистические, исламские, буржуазные или иные идеологические постулаты, - поэтому критерием общественного развития может быть только категория «свободы личности».
В начале XX века потребность в свободе была реализована через подмену ее понятием равенства, которое, дав первоначальный импульс для развития общества, затем вполне закономерно обернулось его застоем. Стремление к равенству, не подкрепленное расширением личностных свобод, явилось одним из коренных противоречий, отразивших суеверность сверх идеологизированного мышления тогдашних политиков.
В общем понимании диалектика категории свободы и равенства - вещь весьма тонкая. Равенство без свободы есть всего лишь обратная сторона неравенства, как и свобода без стремления обеспечить равные условия для проявления личных свобод есть прямой путь к дифференциации, социальному расслоению общества, а, значит, и к неравенству.
Однако вся трудность в обеспечении свободы личности сегодня состоит не в отсутствии политической воли руководства республики, а в неподготовленности политических и экономических условий общества к этому качественно новому его состоянию.
Как достичь такого состояния? Прежде всего, путем последовательных экономических реформ, ведущих к цивилизованным рыночным отношениям. Мы не считаем становление рынка какой-то самостоятельной целью этих реформ. Это лишь средство, механизм нормального функционирования экономики. Важное условие здесь - подчинение производства интересам потребителей, обеспечение свободного эквивалентного стоимостного обмена товарами при равноправии различных форм собственности.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что в нашем государстве, на мой взгляд, не должно быть приоритета ни одной из форм собственности. Мы считаем, что нет особой экономической необходимости в мгновенной и сплошной приватизации государственной собственности. По отношению к основной массе государственной собственности необходимо и достаточно на данном этапе расширения возможностей коллективов во владении и пользовании собственностью без права ее продажи, т. е. развития арендных отношений.
Мы должны учесть негативный опыт массовой приватизации госсобственности, имеющийся в других странах СНГ. Одно из таких негативных явлений - усиление экономических позиций коррумпированных структур. Не секрет, что при нынешней правовой базе приватизации и массовом обнищании трудовых слоев населения республики, массовая приватизация обернется потерей ключевых позиций государства в экономике и рядом других негативных последствий. Выиграют от этого процесса лишь коррумпированные дельцы теневого бизнеса. Чтобы перекрыть каналы перекачки государственных средств в частные коммерческие структуры, необходима определенная подготовительная работа, прежде всего в законодательной сфере.
Переход к рыночной экономике в наших условиях немыслим без жесткого государственного регулирования этого болезненного процесса. В этом нет никаких сомнений. После стабилизации экономики мы должны приступить к постепеннойкоммерциализации госпредприятий с одновременным развитием мощного частного сектора, особенно в потребительской сфере. По мере создания и внедрения правовой среды в сферу предпринимательской деятельности административные рычаги управления должны ослабевать, на смену им должны постепенно придти финансово-кредитные рычаги.
Государственное регулирование на данном этапе должно осуществляться в целях:
- активной кредитной политики и поощрения структурной перестройки экономики, роста экспорта готовой продукции;
- финансовой поддержки научно-технического прогресса;
- жесткой борьбы с коррупцией;
- поощрения частного предпринимательства и свободной рыночной конкуренции;
- социальной защиты малоимущих слоев населения и создания равных возможностей для свободного проявления способностей к труду.
Усиление регулирующего воздействия государства необходимое, но еще недостаточное условие успеха намеченных экономических реформ. Все в нашей жизни взаимосвязано. Как показала практика последних лет, никакая, даже самая реальная, одобренная большинством населения экономическая программа ничего не даст народу, если она не будет обеспечена всей мощью государства. У нас разрабатывались и утверждались в недавнем прошлом неплохие программы, но политическая ситуация сводила на нет все усилия на этом поприще.
Сегодня, прежде чем решать кардинальные экономические проблемы, мы обязаны обезопасить свое государство: укрепить или создать заново армию, милицию, КНБ, другие правоохранительные структуры. Ибо то государство, которое не может защитить себя и права своих граждан, ровным счетом ничего не стоит. Укрепление структур нашей государственности должно происходить в органической увязке с внешней политикой, совершенствованием межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами мира.
Здесь надо особо отметить, что, несмотря на тот политический урон, который был нанесен престижу нашей республики кровавыми деяниями демоисламистов, тем не менее, как показывает барометр международной жизни, своей героической борьбой против них народ Таджикистана не только вызвал сочувствие всего мира, но и получает действенную морально-политическую и материальную поддержку.
Таджикистан имеет прочные равноправные позиции в решении политических, экономических и других вопросов в рамках СНГ. Благодаря внешнеполитическим усилиям позитивных сил республики, даже в период прихода к власти демоисламистов, последним не удалось внести осложнения в наши отношения с братскими странами.
Делегация Республики Таджикистан регулярно принимает активное участие в работе Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. При решении вопросов мы придерживаемся принципиальной позиции, связанной с необходимостью увеличения политического и экономического эффекта интеграции со странами СНГ. На январской (1993 г.) встрече в г. Минске мои предложения о совершенствовании структуры координирующих органов СНГ и повышении ранга постоянных представителей государств, работающих на паритетных началах, вызвали положительную реакцию у большинства глав государств-участников СНГ.
Мы отстаиваем на переговорах позицию, предусматривающую гибкое сочетание многосторонних и двусторонних соглашений со странами СНГ, сохранение единого экономического, информационного и правового пространства. Более того, мы за единое межнациональное, или лучше сказать - человеческое пространство.
Укрепление хозяйственных, экономических, политических и других отношений со странами СНГ - крупнейший потенциал развития нашей республики.
Таджикистан полон решимости по мере накопления экономического и политического потенциала независимого государства занять достойное место во взаимоотношениях с мировым сообществом. Недавно наши государственные и правительственные делегации посетили две великие страны - Индию и Китай. Намечается существенная активизация нашей внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности по многим другим направлениям.
Вместе с тем, мне представляется, что нам нужно предостеречься от опасности чрезмерного увлечения чисто внешним эффектом зарубежных поездок. Как показала практика ряда стран СНГ, молодая дипломатия зачастую упускает из виду, что ее усилия должны быть направлены, прежде всего, на получение экономической выгоды от налаживания межгосударственных отношений. Мы должны научиться выгодно для себя торговать, привлекать эффективные иностранные кредиты, создавать совместные предприятия, т. е. активно использовать весь положительный потенциал мировой цивилизации.
Мы сознаем всю сложность и тяжесть проблем, вставших перед нашей молодой суверенной страной, и, опираясь на волю и поддержку народа решительно и твердо пойдем избранным им курсом к построению демократического, светского, правового государства.