Упражнение «Ожерелье желаний»

Ведущий: «Вот наше занятие и подошло к концу. И в окончании нашей работы я предлагаю каждому получить в подарок особое ожерелье желаний». Каждому участнику на шею повязывается красивая цветная лента. Всем участникам предлагается взять по пучку разноцветных ниток. Участники хаотично передвигаются по помещению, при встрече друг с другом каждый вытягивает из пучка одну из нитей и завязывает ее на ленте участника с каким-либо пожеланием. Таким образом, все участники обмениваются друг с другом пожеланиями, и у каждого появляется разноцветное ожерелье.

Рефлексия

Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Выскажитесь, пожалуйста, каждый, о том, легко или трудно вам было сегодня участвовать в занятии и как вы себя сейчас чувствуете».

Тренинг «Колесо жизни» (2 занятия)

Цель: учить неконфликтным способам взаимодействия в сложных воспитательных ситуациях (с детьми с 11 лет).

Занятие № 1.

Материалы: листы бумаги форматом А4, ручки, ватман, маркеры.

Ход занятия

Упражнение «Учим имена»

Ведущий: «Пожалуйста, все встаньте и начните ходить по комнате. Ваша задача – поздороваться за руку с каждым участником группы. Когда будете здороваться, смотрите друг другу прямо в глаза и представляйтесь по имени. Не говорите ничего, кроме своего имени, например: “Я – Кирилл”, “Я – Клавдия”. По­пытайтесь запомнить имя и облик каждого, с кем вы будете здороваться. (Первый круг игры заканчивается, ког­да все представятся друг другу).

А теперь начинаем второй круг. Снова подайте каждому участнику руку. Но на этот раз вы сами должны обратиться к партнеру по имени. Вы можете просто сказать: “Привет, Клава” или “Здравствуй, Степан”. Если вы не можете вспомнить имя парт­нера, то пусть он вам подскажет».

Упражнение «Принятие правил»

§ Основные правила:

§ Правило доверительного общения: говорим друг другу «ты».

§ Правило «здесь и сейчас»: говорим только о том, что волнует нас именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

§ Правило «Я-сообщений» и персональных обращений: говорим только от первого лица и обращаемся только к определенному участнику.

§ Правило искренности: во время работы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

§ Правило «тайны»: все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятий.

§ Правило активности.

§ Правило «Стоп»: каждый участник имеет право сказать «стоп», если разговор затрагивает глубокие личностные переживания.

§ Правило внимательного слушания.

Упражнение «Японский диалог»

Ведущий: «Я сегодня вам хочу рассказать об одной особенности общения между людьми в Японии. Там не принято говорить слово «нет». Если вам предлагают что-то или о чем-либо просят, а вы не хотите соглашаться, вы можете говорить о чем угодно, только не употребляя слово «нет». И ваш собеседник должен понять, что вы отказываете ему».

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары. Упражнение проводится в два этапа. На первом - участники разбиваются на пары родитель-родитель, ребенок-ребенок и проигрывают ситуацию отказа. На втором этапе создаются пары родитель-ребенок, и разыгрываются две ситуации отказа: 1) просит родитель, ребенок отказывает; 2) просит ребенок, родитель отказывает.

После завершения упражнения ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:

- трудно ли было отказывать в просьбе;

- кому было отказать легче: сверстнику или родителю (ребенку);

- что вы чувствовали, когда вам отказывали и когда вы отказывали;

- что вы испытывали, когда просящий соглашался с вашим отказом.

Упражнение «Пять причин»

Ведущий разбивает участников на группы по 4 человека (группы смешанные, родители и дети) и предлагает найти пять вариантов отказа на одну и ту же просьбу-требование.

Просьбы-требования:

- мама, купи скутер;

- наведи порядок в своей комнате;

- отпусти меня на дискотеку, я вернусь около 12;

- закончи четверть на отлично;

- будешь ходить в музыкальную школу;

- дай денег.

Каждая группа выдвигает свои варианты ответов на просьбу-требование. Как только группа представила свои варианты, все остальные участники анализирует, действительно ли отказ является обоснованным и безболезненным для ребенка (родителя). Наиболее удачные фразы ведущий записывает на доске (ватмане).

По завершении упражнения проводится рефлексия:

- легко ли было придумать причины для отказа;

- что вы чувствовали, когда отказывали;

- как вы думаете, можно ли было в этих ситуациях найти компромисс;

- что вы чувствуете теперь.

Упражнение «Подари улыбку»

Участники встают в круг вместе с ведущим и берутся за руки. Ведущий, поворачивая голову вправо улыбается соседу и предлагает передать ее дальше. Когда улыбка вернется нему, он предлагает улыбнуться всем вместе и громко сказать «Спасибо!».

Рефлексия

Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Выскажитесь, пожалуйста, каждый, о том, легко или трудно вам было сегодня участвовать в занятии и как вы себя сейчас чувствуете».

Занятие № 2.

Материалы:ватман, листы бумаги, белый картон, ручки, цветные карандаши, маркеры.

Ход занятия

Наши рекомендации