Цит. по: Татищев С. С. Император Александр П. С. 331
Валуев Л. А. Дневник: 1847—1860 // PC. 1891. Сентябрь. С. 550.
Власть и реформы 289
луева дать министрам возможность проводить совещания.14Отсю-да частое появление в правящих кругах влиятельных политиков, явно выдвигавшихся на первый план. В конце 50-х годов это был Я. И. Ростовцев, в 1866—1874 гг. —шеф жандармов П. А. Шувалов, во время русско-турецкой войны, когда военные дела оттеснили все другие, — военный министр Д. А. Милютин, в 1880— 188.1 гг. — М. Т. Лорис-Меликов. .0 них нередко говорили как о премьер-министрах, но чаще как о «временщиках» или «визирях», державшихся на своем месте только расположением и доверием государя. Как-то министр финансов М. X. Рейтерн простодушно сказал, что ему нет нужды самому подавать в отставку, ибо государь его просто «прогонит», когда будет недоволен. И государю, по свидетельству его министра, нравилась такая позиция министров.15
Помещики часто упрекали Александр II в «антидворянской» политике, что было несправедливо, хотя в 60—70-е годы и не было откровенно протекционистского по отношению к поместному дворянству курса. Отчасти это было связано с хроническим отсутствием средств на поддержку помещиков, но главным образом — со стремлением соблюсти баланс противоположных и взаимозависимых интересов помещиков и крестьян. В ходе подготовки «эмансипации» и после нее император неоднократно заявлял и демонстрировал желание балансировать между этими интересами, стремясь максимально сохранить и прежние доходы помещиков, и одновременно крестьянское землепользование в дореформенном объеме при той же сумме платежей. Когда же в 1866 г. на правительство было оказано давление со стороны защитников помещичьих интересов с целью принудить императора к упразднению. Главного комитета об устройстве сельского состояния — арбитра в ■ спорах между помещиками и крестьянами и творца аграрной политики — Александр II решительно воспротивился этому, сказав,,' что нельзя «слишком явно» становиться на защиту только одной из сторон, да еще и в беспокойное время.16
Такую же взвешенность проявлял Александр II и в сфере национальной политики. Он начинал в самой горячей тогда точке Российской империи — Царстве Польском — со смягчения отцовского режима и долгое время пытался решить национальную проблему политикой уступок. И только восстание 1863 г. заставило его прибегнуть к мерам чрезвычайным, которые вскоре после подавления восстания были смягчены.
Отменой крепостных отношений, введением нового суда, местного самоуправления, преобразованиями армии и флота, системы народного просвещения (всех ее ступеней), созданием вместо тотальной предварительной цензуры последовательной и т. д. Россия оказалась переведенной на рельсы буржуазного развития. И
14 РГИА. Ф. 1093. Оп. 1. Д. 338. Л. 10.
15 Валуев П. А. Дневник. М., 1961. Т. 2. С. 89.
16 Там же. С. 126. Подробнее см.: Чернуха В. Г. Из истории государственных
учреждений: Главный комитет об устройстве сельского состояния //ВИД. Л.,
1982. Т. 13. С. 223—249.
Александр II, обсуждавший эти преобразования на всех этапах и скрепивший все акты реформ своей подписью, столкнулся с тяжкой для него ситуацией, с естественными последствиями проведенных реформ. Мысль, что они ставят пределы и его собственной власти, весьма болезненно воспринималась им именно не в отвлеченном виде, зафиксированном в правовых актах, а в конкретных проявлениях. П. А. Шувалов рассказывал, что для Александра II было совершенной и неприятной неожиданностью в январе 1867 г. узнать, что он не может отставить сенатора М. Н. Любощинского за участие в деятельности оппозиционно настроенного петербургского губернского земского собрания, ибо судебная реформа предоставила сенаторам право несменяемости.17 К чести Александра II, представленный ему по его требованию указ об отставке М. Н. Любощинского не был им подписан.
После скандального для правительственных кругов оправдания присяжными заседателями Веры Засулич император потребовал разработки мер по недопущению подобного исхода дел в дальнейшем и тем самым инициировал закон о производстве политических дел в особых присутствиях.18 После оппозиционных выступлений земств император созывал совещания и обдумывал вопрос о внесении изменений в существующее Земское положение 1 января 1864 г.19 Критические выступления прессы, обычно достаточно сдержанные (ведь сохранялись и цензура, и наказание по суду, и административные преследования печати), все же неизменно вызывали недовольство императора и требования «обуздания прессы».20
Такие авторитарные поползновения в пореформенные времена были очень характерны для Александра И, одновременно с бесспорно наличествовавшей у него способностью к самоконтролю, к коррекции поведения и решений после первых вспышек недовольства. И вся его политика и высказывания свидетельствуют, что он довольно твердо стоял на том, чтобы поспешно не ломать основания проведенных реформ.
Говоря о реформаторских возможностях российского самодержца, приходится констатировать, что преобразования Александра II — тот условный круг, выйти за который эта власть была неспособна. Более того, даже уже проведенные реформы в ходе их практического претворения и действия их юрисдикции оказались самодержавию не по мерке, и в 60-е и 70-е годы были сделаны некоторые дополнения к ним в сторону их ограничения. Не развитие реформ вширь (территориально) и вглубь, как о том говорилось в момент их разработки и утверждения, а их урезание, расширение прав центральной власти, коронного начала — вот характерные приметы общего курса политики после принятия пакета
17 Перети Е. А. Дневник (1880—1883). М.; Л., 1927. С. 20.
ПСЗИ. Т. 52. № 58488.