Хунну все же сумели оправиться от поражений и восстановить власть над степью. 4 страница
В начале 1264 г. Ариг-Буга сдается Хубилаю. В империи наконец появился единый правитель – Хубилай, его признал Хулагу, с неохотой Берке. Но единая Монгольская империя продержится не долго.
Власть Хубилая не была легитимной с позиции монгольского традиционного права, поскольку он не получил утверждения на общемонгольком курултае. Власть его держалась на силе, в его распоряжении была огромная армия, закаленная в боях в Китае. Все это прекрасно понимал Хубилай и начал подготовку курултая, который должен был состояться весной 1265 г. Главное для Хубилая было получить согласие, враждовавших между собой Хулагу и Берке. Все шло к тому, что курултай должен был состояться. Но случилось непредвиденное, в феврале 1265 г. умирает Хулагу (ильхан Ирана), в его владениях сумятица. Начинаются распри между сыновьями Хулагу. Для Хубилая это было потеря, поскольку он рассчитывал на поддержку Хулагу. Они были родные братья, сыновья четвертого сына Чингисхана Толуя.
Когда известие о смерти Хулагу дошло до Волги. Берке решает утвердиться в Закавказье и направляет туда армию во главе с известным золоордынским полководцем Ногаем, а затем приходит туда и сам Берке с огромной армией. Однако закрепиться здесь золотоордынцы не смогли, в 1266 г. Берке умирает. А новый властитель Менгу-Тэмур отказывается от завоевания Закавказья и признает Верховным ханом Хубилая.
Междоусобицы однако не утихли. На политическую арену выходят другие чингизиды, которые раньше особой роли не играли. Это наследники Джагатая, второго сына Чингисхана, в состав улуса которых входила Средняя Азия и наследники Угедея – третьего сына Чингисхана. Политические отношения между улусами, включая улус Джучи и Хулагидский Иран характеризовались интригами и военными столкновениями.
В 1269 г. состоялся курултай на р. Талас, на которм Хайду внук Угедея был провозглашен Великим ханом, но решение этого курултая не было признано ни Хубилаем, ни Хулагидами. Хубилай продолжал считать себя Великим ханом. Но по правилам, прописанным в Ясе, оба претенднта не были легитимными правителями Монгольской империи, поскольку избирались не всеми чингизидами, а только отдельными группировка.
Фактически произошел раскол единой Монгольской империи на две группировки: 1) Хубилай в Китае, Хулагиды в Иране; 2) правители улусов Джагатая, Угедея и Джучи. Раздел произошел не только по территориальному принципу, но и идеологическому.
Хубилая основал новую династию в Китае (Юань). В управлении он опирался на тысячелетний опыт имперского управления в Китае. Наследники Хулагу заимствовали многое в упралении своим улусом из иранского наследия.
Другие вышеуказанные улусы выступали сторонниками старого монгольского образа жизни, ориентированногона ценности кочевничества.
Впоследствии эти две группировка не составили государственных образований. Они распались до отдельновзятых улусов, проводивших самостоятельную политику.
Лекция 8. Золотая Орда.Источники по Золотой Орде. Образование Золотой Орды. Государственное устройство Золотой Орды. Религия в Золотой Орде. Великая замять. Золотая Орда при Тохтамыше. Упадок Золотой Орды.
ЛИТЕРАТУРА
Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана. Казань, 2008.
Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. Изд-во МГУ, 1994.
Мыськов Е.П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313 гг.). Волгоград, 2003.
Малов Н.М., Малышев А.В., Ракушин А.И. Религия в Золотой Орде. Изд-во СГУ, 1998.
Блохин В.Г., Яворская Л.В. Археология золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Волгорад, 2006.
Скрипкин А.С. история Волгоградского края от каменного века до Золотой Орды. Волгоград, 2008.
1. Образование Золотой Орды. Старшему сыну Чингизхана Джучи достались земли от Иртыша до Каспийского моря, получившие название «улус Джучи». Джучи умер в 1227г., за шесть месяцев до кончины своего отца. Чингисхан передал владение улусом своему внуку Бату (Батыю), одному из старших сыновей Джучи. Есть основания считать, что восточная часть улуса была уступлена новому великому кагану Угедею, в виде компенсации Батыю разрешалось завоевание земель, располагавшихся западнее его улуса. К этому времени монголы находились уже в близи реки Яика (Урала) и в пяти днях пути от границ Волжской Болгарии (Сафаргалиев, 1996, с.293, 294). Завоевание монголами Восточной Европы было принято на курултае в1235 г, состоявшемуся в общемонгольской столице Каракоруме. Возглавить этот поход должен был Бату, ему были приданы дополнительные войска, возглавляемые знатными монголами, представителями правящего рода.
Еще до этих событий монголы уже совершали поход в Восточную Европу разведочного характера. В 1220 г. Чингизхан отправил армию в 30 тыс. воинов во главе с Джебе и Субедеем из Средней Азии через южное побережье Каспийского моря в Закавказье и Северный Кавказ.
Хроника событий завоевания монголо-татарами Восточной Европы выглядит следующим образом. Их поход начался с завоевания Волжской Болгария осенью 1236 г. Затем зимой 1237 г. удар монголов приняла Северо-Восточная Русь, была взята и сожжена Рязань. В начале 1238 г. они разгромили Москву, по сообщению Джувайни в течение несколько дней ничего от города не осталось, кроме его имени. Были взяты Суздаль, Владимир, затем пали Ростов, Углич, Ярославль, другие русские города. Монгольская армия двинулась на Новгород, но, не дойдя примерно 100 верст, повернула назад. Сказались, видимо, накопившаяся усталость и начавшаяся весенняя распутица. Северным русским городам удалось избежать разгрома. Летом 1238 г. армия Бату вышла на Дон и Нижнюю Волгу, где ей был дан отдых и восстановлена ее боеспособность. Весной 1239 г. Бату начал новый поход на Русь, были разгромлены Переяславльское и Черниговское княжества. В том же году монгольский отряд во главе с ханом Менгу подошел к Киеву. Менгу направил в Киев послов с предложением сдать город монголам. Но киевляне отвергли это предложение, а послов убили. Менгу не решился на штурм Киева, видимо, в его распоряжении не было достаточно сил, к тому же Киев был достаточно хорошо укреплен. Однако судьба Киева была уже предрешена. В ноябре 1240 армия Бату осадила Киев. Стенобитными машинами в крепостной стене Киева были пробиты бреши. Несмотря на ожесточенное сопротивление жителей, город был взят монголами. Последние его защитники погибли под развалинами Десятинной церкви. Собственно в 1240 г. было завершено завоевание монголо-татарами русских княжеств.
К этому же времени монголами была полностью подчинена и половецкая степь. Часть половцев во главе с ханом Котяном в 1239г. вынуждена была уйти в Венгрию. Другая их часть, оказавшая сопротивление монголам, во главе с Бачманом была разгромлена армией двоюродного брата Батыя Менгу. Достаточно подробные сведения о действиях отряда Бачмана сохранились в рассказе у Джувейни. Бачман вел партизанскую войну против монгол на Нижней Волге. Он нападал на их отряды и быстро скрывался в пойменных лесах Волги. Монголы долго не могли обнаружить его отряд и уничтожить. Наконец действия Бачмана заставляют Менгу принять решительные меры. Он приказывает построить 200 судов, на которые посадил по сто вооруженных воинов. Оставшихся воинов Менгу разделил на две части, одна их них во главе с его братом Бучеком пошла облавой по одному берегу Волги, другая во главе с самим Менгу по другому берегу. В результате таких действий монголов Бачман был загнан на один из островов Волги, отряд его был разбит, сам он попал в плен. Когда Бачмана привели к Менгу, он приказал Бучеку разрубить его пополам (Мыськов, 2003, с.26, 27).
В 1241-42гг. монголы ведут завоевательные войны на территории Центральной Европы. Они выходят на побережье Адриатического моря, достигают современных территорий Австрии и Германии. За два года монголы не проиграли здесь практически ни одного сколько-нибудь значимого сражения. О силе монгольской армии, ее превосходстве в военном искусстве над европейскими армиями свидетельствует такой факт. В 1241 г. 9 апреля в сражении под Легнице монголы нанесли сокрушительное поражение объединенному войску польских, немецких, моравских и французских рыцарей. Через два дня на реке Шайло они громят 60-тысячную армию венгерского короля. Причем эти победы были одержаны разными подразделениями монгольской армии.
В конце 1241 г. монголы неожиданно прекращают свой западный поход. Бату собирает свою армию в низовьях Дуная, а затем возвращается в половецкие степи. Существует много версий о причинах, приостановивших завоевание монголов на западе. Высказывавшиеся ранее соображения об ослаблении монгольской армии в период завоевания Восточной Европы, о необходимости постоянно подавлять вспышки народного сопротивления в уже завоеванных странах в контексте общих событий не выглядят убедительными. Источники свидетельствуют, что монголы в Центральной Европе осуществляли свои завоевания отнюдь не на пределе своих сил. Начавшаяся паника в Европе является свидетельством того, что там не было силы способной остановить войско Бату. Он мог достичь берегов Атлантического океана.
Более убедительным является предположение о том, что к тому времени в среде монгольской аристократии складываются две точки зрения на дальнейшую судьбу своего гигантского государства. Одни придерживались мнения о необходимости дальнейших завоеваний, другие считали, что завоевания необходимо прекратить и следует заняться государственным устройством. Бату, скорее всего, придерживался второй точки зрения, полагая, что эффективно управлять огромными территориями невозможно. Повинуясь общему решению, утвержденному великим каганом Угедеем, вести завоевания на западе, он приостанавливает их сразу же после его смерти, вероятно, считая себя уже не связанным приказом верховного главнокомандующего о необходимости продолжения военных действий в западном направлении (Мыськов, 2003, с. 31-41).
В чем заключался успех монголов, создавших империю неведомых до толе размеров: от Тихого океана до Средиземного моря. Причем, кроме завоеваний в Европе ими были подчинены Китай, Иран, Афганистан, государства Средней Азии. Одним из наиболее распространенных мнений о причинах успехов монголов является представление о неисчерпаемых людских ресурсах их державы. В этом есть определенная доля правды, но не вся она в этом заключается. В целом ряде исследований предпринимались попытки вычислить количественный состав армии Бату. В некоторых из них указывается цифра от 150 до 300 тыс. человек (Толочко, 1999, с. 167) и даже 50-60 тыс. (Мыськов, 2003, с. 25). Много это или мало? Подавляли ли монголы другие народы численностью своей армии? В этом отношении интересны подсчеты демографического потенциала Руси накануне монгольского нашествия, по всем княжествам, который равнялся примерно 12 млн. человек (Толочко, 1999, с. 167). Если исходить из принятой нормы соотношения пригодных к несению воинской службы как один на каждые пять человек, то русские княжества могли выставить общую армию более чем в 2 млн. человек. Следовательно не все здесь могло сводиться только к количественным факторам.
Бесспорным является и то, что ни в Восточной ни в Центральной и Западной Европе не нашлось силы способной объединить значительные военные ресурсы в борьбе против монголов. Их раздробленность во многом облегчала достижение успеха завоевателями.
История образования Золотой Орды очень слабо отражена в письменных источниках. После окончания завоевательных походов территория улуса Джучи значительно увеличилась. Улус был разделен между Бату и его братом Ордой. Восточные его земли отошли к Орде и стали именоваться Кок Орда (Синяя Орда), а западные к Бату, они назывались Ак Орда (Белая или Золотая Орда). Арабские географы, определяя территорию Золотой Орды при хане Узбеке (первая половина XIV в.), восточной ее границей называли реку Иртыш, а на западе Черное море. Это расстояние равнялось 800 фарсахов (4800 км). С севера на юг ее владения простирались от Волжской Болгарии до Дербента на Кавказе, протяженностью 600 фарсахов (3600 км) (Сафаргалиев, 1996, с. 299). Примерно таковой территория была и при Бату, поскольку золотоордынские ханы не проводили каких-либо широкомасштабных войн с целью расширения своих владений. Все эти земли, с момента их завоеваний, входили в состав монгольской империи во главе с верховным каганом.
2. Государственное устройство Золотой Орды. Но уже при первом хане Бату Золотая Орда во многом проводит независимую политику от центральной монгольской власти, хотя считалась частью общей монгольской империи. У Бату были весьма напряженные отношения с великим каганом Гуюком. Распри начались еще во время похода Батыя на Русь, в котором участвовал и Гуюк, бывший тогда царевичем. Великий каган Угедей, отец Гуюка, не желая обострения отношений между Бату и Гуюком, вынужден был отозвать последнего с его людьми в свое распоряжение. Исследователи рассматривают враждебные отношения между Бату и Гуюком как борьбу двух чингизидских кланов Угедея и Джучи за влияние в империи (Сафаргалиев, 1996, с. 296). После воцарения Гуюка дело чуть не дошло до военного столкновения между ним и Бату.
После смерти Гуюка на курултае пост великого кагана был предложен Бату как старшему и наиболее авторитетному в роде чингизидов, но он отказался от этого предложения, заявив: «Мне и моему брату Берке принадлежит уже в этом крае столько государств и владений, что распоряжаться им, да вместе с тем управлять областями Китая, Туркестана и Ирана невозможно». Бату выдвинул кандидатуру Менгу, другого внука Чингизхана, который при активной поддержке Бату и стал великим каганом (Сафаргалиев, 1996, с.298). В дальнейшем Бату вел себя как равный с великим каганом. Накапливающиеся противоречия в огромной монгольской империи, причиной которых часто была вражда элиты за власть, неминуемо вели к ее распаду и превращению отдельных ее частей в самостоятельные государства. С значительной долей вероятности можно утверждать, что уже при хане Берке, брате Бату, Золотая Орда практически вышла из состава общемонгольского государства. Существует предположение, что это событие произошло сразу же после окончательного утверждения великим каганом Хубилая, после затянувшейся борьбы за власть со своим братом Ариг-Бугой, которого активно поддерживал Берке. Хубилай стал великим каганом в 1264г. (Мыськов, 2003, с. 85).
Вся территория Золотой Орды, вероятно, делилась на левое (восточное) и правое (западное) крыло, а также центр, что характерно для раннегосударственных образований тюркско-монгольских народов. Центром являлся ханский домен, в который входило Поволжье от дельты Волги до Камы. Западной его границей, скорее всего, был Дон, а восточной - река Урал. Таким образом, вся территория современной Волгоградской области входила в состав домена золотоордынских ханов. Кроме того, источниками отмечено деление территории Золотой Орды на более мелкие улусы, в пределах которых кочевали другие представители рода джучидов. На время начала Золотой Орды вся вновь образовавшаяся территория улуса Джучи была поделена на наследственные владения между 14 его сыновьями, которые в своих улусах считали себя самостоятельными правителями. «Следовательно, каждый из братьев Батыя, стоявший во главе улуса, считал себя государем своего улуса и не признавал над собой никакой власти» (Сафаргалиев, 1996, с. 313). В такой системе отчетливо просматриваются родовые традиции, каждый член высшего звена рода должен иметь равные права на собственность и власть. По такому же принципу первоначально была разделена и Монгольская империя. Из сочинения Рашид-ад-Дина, персидского автора второй половины XIII – начала XIV вв., следует, что джучиды признавали своим верховным правителем представителей клана Бату. «…У них было такое обыкновение, чтобы своим государем и правителем считать того, кто является заместителем Бату, и имена их пишут вверху своих ярлыков» (Тизенгаузен, с. 410). Давняя традиция у монголов подчинения старшему члену рода младших, была закреплена при Чингисхане и играла существенную роль при престолонаследии. В Золотой Орде на момент ее образования старшим из чингизидов был Бату, к тому же огромный его авторитет способствовали выбору золотоордынских ханов из его клана. Ханская власть у монголов не обязательно передавалась по прямой линии, от отца к сыну. На нее могли претендовать и представители других уровней родства: племянники или кузены. Прижизненные завещания трона обычно у монгол не практиковались. В истории Золотой Орды не раз были случаи, когда число претендентов на верховную власть было несколько, что приводило к созданию противоборствующих группировок и серьезным конфликтам, расшатывающим устои государства (Мыськов, 2003, с. 49). Цементирующая роль обычного права в государственной структуре Золотой Орда имела место в начальной период ее истории, в последствии, уступив «место феодальному праву, при котором сохранение единства Джучиева улуса сделалось невозможным» (Сафаргалиев, 1996, с. 315).
Новые завоеватели Восточной Европы заняли непосредственно степные пространства. Монголы и пришедшие с ними другие народы с востока были кочевниками и степь для них была естественной экологической нишей. Поэтому с самого начала их отношение к народам, населявших восточноевропейские степи и народам обитавшим в других географических зонах, было различным. По отношению к половцам, бывшим хозяевам степи, монголы проводили политику, связанную с ликвидацией их знати, она или уничтожалась физически, или переселялась в другие районы империи. По крайней мере, в золотоордынское время не известно ни одного имени половецкого хана, хотя половцы оставались основным кочевым населением степей, что нашло отражение и в наименовании степного пространства, подвластного Золотой Орде «Дешт-и-кыпчак». Половецкая знать была заменена монгольской, рядовое половецкое население было распределено между представителями правящей династии Золотой Орды.
С русскими княжествами с традиционно оседлым образом жизни монголы выстраивали совершенно иные отношения. Княжеское управление там было сохранено, только теперь русские князья являлись вассалами золотоордынских ханов и право на княжение получали в их ставке. То же самое можно сказать об аланах, черкесах, мордве, башкирах, попавших в зависимость от монголов. Для контроля над местными правителями ханами Золотой Орды был введен институт баскачества. Хан через баскаков следил за своими вассалами, часто вмешиваясь в их внутренние дела, сталкивая их между собой, разрушая почву для возможных объединительных тенденций своих подчиненных.
Одним из вопросов, который неоднократно рассматривался в специальной литературе, является определение численности собственно монгольского населения в Золотой Орде. Сейчас процентное соотношение монгол к остальному населению установить невозможно, однако исследователи едины во мнении о том, что монголы не составляли большинства. Источники свидетельствуют, что в армии Бату монголов было гораздо меньше, чем других народов, попавших в ее состав после их завоевания (Сафаргалиев, 1996, с. 307). Рашид ад-Дин, например сообщает, что Чингизхан при выделении своему старшему сыну Джучи улуса передал ему четырех эмиров с четырьмя тысячами войска. Армии же золотоордынских ханов состояли из их потомков, а также «из войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих , которые присоединились к ним» (Тизенгаузен, 2003, с. 405). Основным языком в Золотой Орде был половецкий. Купцы, отправлявшиеся в Орду, нанимали переводчиков, знавших половецких язык. В самом начале XIV в. в Италии для венецианских купцов был составлен специальный словарь половецкого языка (Codex Cumanicus). Бесспорно, что монголы Золотой Орды знали свой язык и говорили на нем, но основным был тюркский половецкий язык. Постепенно монголы утрачивали многие черты своей культуры, сливаясь с местным населением. Яркую картину в этом отношении нарисовал арабский писатель середины XIV в. Ибн Фадлаллах ал-Омари: «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кипчаки сделались их подданными. Потом они (монголы) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (монголов), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступили в брак с ними и остались жить в земле их (кипчаков)» (Тизенгаузен, 2003, с. 105).
3. Религия в Золотой Орде. Исследователи, ссылаясь на источники, не раз отмечали лояльное отношение монголов к религиям других народов и их священнослужителям. В самой Золотой Орде широкое распространение получил ислам. Еще в дозолотоордынское время ислам начинает проникает на территорию, впоследствии вошедшую в ее состав. Мощным фактором исламского влияния был Арабский халифат. Через Среднюю Азию ислам вместе с перемещением населения проникает в Хазарский каганат, где в городах Итиле, а затем и Саксине образуются мусульманские общины. В 922 г. ислам принимает Волжская Болгария. Распространение ислама в улусах бывшей империи Чингисхана объясняется тем, что монголы завоевали значительную часть мусульманского мира: государства Средней Азии, Волжскую Болгарию и саму территорию бывшего халифата, в 1258 г. пала его столица - Багдад (Малов и др., 1998, с.95). Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, был Берке (мать мусульманка, пленная дочь Мухаммеда – правителя Хорезма), но этот факт не означал непременной исламизации всего ее населения. В то время, в 50-60-е годы XIII в., вслед за ханом ислам приняло незначительное число монгольской знати. Основную же массу кочевого населения новая религия затронула также весьма слабо. Тем не менее, нахождение у власти хана-мусульманина имело определенное значение, как для внутренней жизни, так и внешнеполитических отношений Золотой Орды. Укрепляется ее международное положение, выразившееся, например, в установлении дипломатических отношений с мусульманским Египтом. В самой Орде усиливается влияние мусульман, выходцев из Хорезма и Волжской Болгарии, занимавших государственные должности. Особенно активную роль они начинают играть в создании административно-налоговой системы, занимаясь откупом дани. Их беспредел часто вызывал восстания в русских городах против «бесерменского насилия» (Малов и др., 1998, с. 98). Влияние ислама отразилось на облике золотоордынских городов, обнаруживавших ближайшее сходство с городами мусульманских стран, непременным атрибутом которых являлись мечети, медресе, караван-сараи.
Государственной религией в Золотой Орде ислам становится с времени правления хана Узбека, с приходом его к власти (1312 г) была подавлена имевшаяся оппозиция исламу. В историческом труде Ибн Халдуна есть упоминание о том, что Узбеком было убито несколько эмиров, не поддержавших его протекционистской политики по отношению к исламу (Тизенгаузен, 2003, с. 173). Другой средневековый автор Ибн Батута называл Узбека, «сокрушителем врагов Аллаха» и «борцом за веру в войне с ними». В описании города Сарая – столицы Золотой Орды, времени правления Узбека, оставленном этим автором отмечается, что «В нем (Сарае) 13 мечетей для соборной службы … Кроме того, еще чрезвычайно много (других) мечетей» (Тизенгаузен, 2003, с. 142, 143). С принятием ислама он становится официальной идеологией в Золотой Орде, на которую опиралась ханская власть. Ислам меняет в государстве и правовые основы, вводя в практику законы шариата, которые приходят на смену старых правовых норм монголов, зафиксированных в Ясе Чингисхана (Малов и др., 1998, с. 111).
В 1261 г. при правлении хана Берке, принявшего ислам, была открыта Сарайская православная епископия и первым ее епископом был Митрофан. Всего их было около пятнадцати. Необходимость открытия епископии было вызвано наличием христианского населения в Золотой Орде, христиане были среди половцев, аланов, северопричерноморских греков. Были, видимо, христиане и среди монголов. Известно, что сын Бату Сартак был христианином, видимо, несторианского толка. В Орде было много русского населения: переселенцы, пленные, купечество. Орду часто посещали русские князья с сопровождающими их людьми, которые иногда удерживались там по нескольку лет. Кроме того, как полагают, ханская власть была заинтересована в укреплении дипломатических отношений с Византией и православная епископия могла содействовать этим устремлениям (Полубояринова, 1978, с.24).
Следует сказать об особом отношении золотоордынской власти к православному духовенству. Сохранились ханские ярлыки, в которых речь шла о различных льготах, оказываемых ему. Духовенство освобождалось от всех повинностей, за ним закреплялось все их имущество: земля, воды, мельницы и прочее. Церковные люди могли свободно передвигаться по территории Золотой Орды. За преступления по отношению к церковному имуществу или оскорбление веры полагалась смертная казнь. Однако все эти привилегии соблюдались обычно в мирное время. Во время же походов ханских армий против русских княжеств, часто разрушались церкви и монастыри. Так произошло, например, во время нападения на Москву Тохтамыша в 1382 г., когда были убиты многие священники, в том числе и высшие иерархи (Полубояринова, 1978, 23).
Сарайская православная епископия, кроме прямых своих обязанностей, связанных с обеспечением духовных потребностей христианского населения Золотой Орды, выполняла еще одну важную миссию, сдерживая проникновение католицизма на ее территорию. Католическая церковь, преследуя свои политические интересы, была заинтересована в распространении своего влияния на земли, завоеванные монголами. С благословления римского папы туда направлялись монахи-миссионеры с посланиями монгольским ханам, в которых содержались предложения принять католицизм. Им же предписывалось собирать всю информацию о странах и народах, подчиненных монголам. Из числа таких миссионеров нам наиболее известны Плано Карпини, Гильом Рубрук, сочинения которых дошли до нашего времени и являются важными источниками по истории того времени.
Настойчивость папского двора позволила открыть в Сарае католическое епископство. Это произошло при хане Узбеке в 1315 г., более чем через полвека после основания православной епископии. Оно просуществовало до конца XIV в., когда была ликвидирована Тимуром. Сарайская же православная епископия действовала до 1480 г. и, как полагают, была переведена в Москву (Полубояринова, 1978, с. 31). Деятельность православной церкви на территории Золотой Орды была на много успешней, нежели католической. Письменные источники и археологические исследования свидетельствуют о наличии во многих золотоордынских городах церквей, что говорит о достаточно большом числе христиан среди их населения. Сарайские епископы, насколько это было возможным, пытались влиять на отношения хана с русскими князьями. Находясь в столице, они были информированы о складывающейся здесь политической конъектуре, о которой могли информировать как русскую церковь, так и светскую власть в русских княжествах.
Золотая Орда была многоэтничным государством, кроме монголов и половцев, на ее территории проживали болгары, русские, хазары, аланы, черкесы и другие народы. Особенно пестрым в этническом отношении было население развивающихся городов Золотой Орды, в которые ханской администрацией переселялся мастеровой люд из Средней Азии, Кавказа, Крыма, Руси, оседавший потом в этих городах.
4. Города Золотой Орд. Строительство городов, развитие городской культуры является одним из феноменальных явлений истории Золотой Орды. В домонгольское время население степи не имело прочных традиций оседлости. Так в Поволжье источники упоминают только два города: Итиль и Саксин. Те скудные сведения, которые имеются о них (археологически они пока убедительно не идентифицированы), позволяют говорить о слабо развитой их городской инфраструктуре. К тому же они не оказали существенного влияния на традиционный кочевой уклад жизни населения региона. Картина существенно меняется после завоевания монголами восточноевропейских степей. Древняя традиционная культура монголов, кочевая в своей основе, также не знала городов, более того, враждебно к ним относилась. К сторонникам уничтожения городов относился сам основатель Монгольской империи Чингизхан. Что же привело монголов после завоевания приступить к активной градостроительной деятельности? Объяснение этому феномену заключается в необходимости управлять огромными территориями из постоянных центров, в формировании чиновничьего аппарата, занимающегося общегосударственными делами, который должен был где-то располагаться. В города должны были стекаться поступления по налогам и дань, здесь принимались многочисленные дипломатические миссии, осуществлялась разнообразная канцелярская деятельность, хранились архивы. Кочующая ставка хана не была пригодной для всех этих целей. Империю можно было создать сидя на коне, но управлять ею, сидя на коне, было невозможно. Города становились экономическими центрами, в них поселялись купцы и ремесленники. С распространением в Золотой Орде ислама, города превращались и в культовые центры.
В Орде уже при Бату начинается восстановление старых городов и строительство новых, при нем было начато строительство столицы государства, города Сарая, располагавшегося в низовьях Волги в 150 км к северу от Астрахани. А при брате Бату хане Берке началось уже оживленное городское строительство. Одной из схем образования золотоордынских городов является заселение территории вокруг стационарной зимней ставки хана, где начинает постоянно проживать чиновничество, селятся купцы и ремесленники. Именно так закладывались основы столицы – Сарая, что в переводе обозначает «дворец». Некоторые населенные пункты создавались по распоряжению ханов, как, например, транзитные пункты на торговых путях, обеспечивающих переправы через реки.