Тренинг «Путь доверия» (2 занятия)

Цель: показать разницу между миром ребен­ка и взрослого, которая выражается в особенностях вос­приятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка (с детьми до 10 лет).

Занятие №1.

Материалы: листы бумаги форматом А4, ручки, листы бумаги форматом А3, фломастеры, цветные карандаши, мелки.

Ход занятия

Упражнение «Учим имена»

Ведущий: «Пожалуйста, все встаньте и начните ходить по комнате. Ваша задача – поздороваться за руку с каждым участником группы. Когда будете здороваться, смотрите друг другу прямо в глаза и представляйтесь по имени. Не говорите ничего, кроме своего имени, например: “Я – Кирилл”, “Я – Клавдия”. По­пытайтесь запомнить имя и облик каждого, с кем вы будете здороваться. (Первый круг игры заканчивается, ког­да все представятся друг другу).

А теперь начинаем второй круг. Снова подайте каждому участнику руку. Но на этот раз вы сами должны обратиться к партнеру по имени. Вы можете просто сказать: “Привет, Клава” или “Здравствуй, Степан”. Если вы не можете вспомнить имя парт­нера, то пусть он вам подскажет».

Упражнение «Принятие правил»

Основные правила:

§ Правило доверительного общения: говорим друг другу «ты».

§ Правило «здесь и сейчас»: говорим только о том, что волнует нас именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

§ Правило «Я-сообщений» и персональных обращений: говорим только от первого лица и обращаемся только к определенному участнику.

§ Правило искренности: во время работы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

§ Правило «тайны»: все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятий.

§ Правило активности.

§ Правило «Стоп»: каждый участник имеет право сказать «стоп», если разговор затрагивает глубокие личностные переживания.

§ Правило внимательного слушания.

Упражнение «Меняются местами те, кто…»

Ведущий предлагает участникам поменяться местами по какому-либо признаку, например: «Меняются те, у кого русые волосы…»

Упражнение «Вопрос»

Ведущий: «Сейчас давайте разделимся на две команды – родители и дети и узнаем, насколько хорошо мы знаем друг друга». Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые по отдельности должны ответить и дети, и родители. Каждый участник записывает свои ответы на листе бумаги. При этом родители должны предположить, что ответит на вопрос их ребенок.

- Мое любимое животное;

- Мой любимый цвет;

- Моя любимая сказка (или мой любимый мультфильм);

- Доброго волшебника я бы попросил о…

- Самое страшное наказание для меня…

- Самое приятное для меня…

- Я бы попросил волшебника превратить меня…

После этого дети и родители обмениваются ответами, обсуждаются совпадения и несовпадения мнений.

Упражнение «Что я буду делать, если…»

Ведущий предлагает ребятам разыграть несколько ситуаций, с которыми каждый может столкнуться в жизни. Задача родителей – наблюдать за поведением ребенка, чтобы в последуем научить его правильно реагировать на экстремальные ситуации.

Ситуация 1. Ребенок гуляет на улице, к нему подходит незнакомый взрослый и предлагает ребенку в подарок новую игрушку, которая находится у него в машине. (Роль взрослого исполняет ведущий, задача которого уговорить ребенка пойти с ним).

Ситуация 2. Родители ушли в магазин, и ребенок остался один дома. Он смотрит мультфильмы, но вдруг телевизор вспыхивает и начинается огонь. (Необходимо проиграть различные варианты, возможность реализации их в действительности. Так, следует обратить внимание и детей и родителей на то, что в пожарной охране звонки детей часто принимаются за шутку).

Ситуация 3. Ребенок играет во дворе и вдруг видит, что к нему несется большая злая собака. (Для того чтобы избежать серьезных увечий от укусов, необходимо принять позу эмбриона, закрыть лицо и живот).

При обсуждении упражнения вместе с родителями необходимо обсудить, как верно действовать ребенку в сложных ситуациях и как научить его этому, достаточно ли просто объяснить ребенку правила поведения.

Упражнение «Рисунок солнца»

Участники разбиваются на пары родитель-ребенок, каждой паре дается лист бумаги форматом А3, на котором нарисован большой круг. Каждый родитель обрисовывает руку своего ребенка, создавая лучики солнца, а ребенок обрисовывает руку родителя, вместе они раскрашивают свое солнышко.

Упражнение «Я тебя люблю»

Ведущий предлагает детям выйти в центр помещения и встать всем вместе. Родители выстраивают круг вокруг детей на расстоянии вытянутой руки. Детям предлагается закрыть глаза. Родители все вместе делают взмах руками (руки перед собой), произнося фразу «Я тебя люблю» (от 3 до 5 раз).

Рефлексия

Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Выскажитесь, пожалуйста, каждый, о том, как вы себя сейчас чувствуете, легко или трудно вам было сегодня участвовать в занятии».

Занятие № 2.

Материалы: таблички с названиями животных, цветные ленты для каждого участника, пучки разноцветных ниток длинной около 15-20 см, различные материалы для оформления острова аборигенов.

Ход занятия

Упражнение «Отгадай, кто я»

Всем участникам на спину прикрепляются таблички с названиями животных. Участники хаотично передвигаются по помещению, их задача – отгадать, что написано у них на спине. При этом они могут задать окружающим только три вопроса.

Игра «Аборигены и инопланетяне»

Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Родители покидают помещение, а дети становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо с помощью подручных средств создать обстановку, имитирующую остров. На острове существуют два правила:

1. Аборигены могут говорить только «да» и «нет».

2. Когда им задают вопрос с улыбкой - они отвечают «да», без улыбки - говорят «нет».

Родители становится инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами. Ведущий: «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить с ними в контакт и выяснить, какие два правила существуют на их острове».

По завершении игры ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:

- что было для вас самым трудным во время игры;

- что вы чувствовали, когда не могли понять друг друга;

- какой вывод вы для себя сейчас сделали.

Наши рекомендации