Создание ФРГ и ГДР. Конституция ФРГ 1949 г.
Несмотря на решение Потсдамской конференции о сохранении единой Германии, западные союзники взяли курс на формирование сепаратных органов власти, экономической системы и, в конечном счете, на расчленение Германии. В мае 1947 г. в западной зоне оккупации из представителей ландтагов земель был образован Экономический совет, которому были приданы законодательные полномочия в сферах, не закрепленных за оккупационными властями. Был создан Директорат, выполнявший роль немецкого правительства. В 1948 г. Экономический совет получил дополнительные функции, главным образом в налоговой сфере. Директорат стал называться Исполнительным советом. В 1946-1948 гг. в западных зонах создаются центральные банки земель, а в январе 1948 г. образуется Банк немецких земель, который должен был проводить самостоятельную денежно-финансовую политику, осуществлять контроль за эмиссией. В 1948 г. в западных зонах проводится сепаратная денежная реформа, в результате которой была ликвидирована единая денежная система Германии. В отношении западных земель стал действовать “план Маршалла”.
В июле 1948 г. конференция 6 государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) выработала рекомендации о создании германского государства. В соответствии с ними был разработан проект германской конституции. В апреле 1949 г. западные оккупационные власти принимают так называемый оккупационный статут, который закрепил право экономического и политического контроля США, Великобритании и Франции за западногерманскими властями.
8 мая 1949 г. конституция была принята Парламентским Советом и утверждена оккупационными властями. После одобрения землями конституция вступила в силу. 23 мая 1949 г. считается днем образования Федеративной Республики Германии. Принятие конституции ФРГ юридически и политически закрепило раскол Германии.
В октябре 1949 г. Немецкий Народный Совет, представлявший политические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие конституцию ГДР.
Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.). К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.
В конституции был закреплен специальный механизм (“охрана конституции”), призванный гарантировать незыблемость ее основных положений. Для этого была предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их “антиконституционности”, не допускался пересмотр ряда основополагающих статей конституции.
Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.
Бундестаг– высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет, формирует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом так называемого “конструктивного вотума”, когда отставка правительства возможна только при утверждении ими нового канцлера.
Бундесрат– орган представительства интересов земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель, и они связаны императивным мандатом. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.
Главой государства является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным органом – федеральным собранием. Президент обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене. Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Канцлер самостоятельно формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.
Исключительную роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционности.