Суд, преступление и наказание по Салической правде
Салическая правда(Lex Salica) – одна из наиболее ранних записей норм обычного права германских племен с добавлением, в последующем, отдельных норм, установленных эдиктами франкских королей. Основным назначением Салической правды было руководство для судей на различного рода процессах. Салическая правда отражает современный уровень социальных отношений, для которых характерна высокая степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм.
Основную часть Салической правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального характера. Выделяются преступления против личности, против имущества, против порядка управления и правосудия, должностные преступления. Салическая правда ограничивает кровную месть. Основной формой наказания является штраф (композиция), и лишь в исключительных случаях допускается смертная казнь.
Сумма штрафа за убийство (вергельд) зависела от социального статуса потерпевшего. За свободного франка вергельд составлял 200 солидов, а за графа – уже 600. В то же время жизнь рядового “римлянина”, т.е. жителя завоеванной Галлии, оценивалась лишь в 62,5 солида. За нанесение оскорблений, увечий, совершение кражи вещей или их порчу устанавливались конкретные суммы штрафов. Судебный процесс носил состязательный характер. Начинался по заявлению потерпевшего. На нем же лежала обязанность сбора доказательств. Лицо, у которого было обнаружено краденое имущество, должно было либо представить доказательство правомерности обладания им, либо рассматривалось как вор. В качестве доказательств использовались свидетельские показания, клятвы, ордалии. При этом клятва свидетелей на суде, дача ложных показаний рассматривалась как преступление. В то же время Салическая правда допускала возможность откупиться от испытания “ордалией”.
28. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии.
В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли независимые политические образования. Соответственно, власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях –“королевском домене” – он полностью контролировал ситуацию. Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.
Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы “однощитовых” рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.
Установление вассальных связей и передача феода оформлялась символическим обрядом – “оммажем”. Вассал приносил торжественную клятву на верность сеньору, а сеньор совершал обряд инвеституры – ввод во владение, передавая меч в качестве символа власти над феодом. За предоставленные земли вассал должен был нести службу в пользу сеньора со своими людьми, число которых зависело от величины феода. К концу XII в. установились общие пределы службы: военная служба ограничивалась 40 днями в году, кроме того, вассал должен был выплачивать сеньору определенные суммы по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкуп сеньора из плена. Вассал участвовал в суде своего сеньора, принимал участие в совете (курии) сеньора. В свою очередь сеньор должен был оказывать своим вассалам военную помощь в случае нападения и другую необходимую поддержку.
Глава государства – король – в этот период был выборным. Его избирали представители знати и иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: “Вассал моего вассала – не мой вассал”.В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.
Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы,местное–прево.