Ватикан как субъект международного права
Государство Град Ватикан (лат. Status Civitatis Vaticanæ, итал. Stato della Città del Vaticano) – суверенное государство, находящееся в западной части Рима, но полностью независимое от Италии. Как по площади, так и по числу жителей Ватикан является самым маленьким независимым государством в мире. Территория Ватикана – 0,44 км2; она ограничена стенами и белой демаркационной линией на площади св. Петра, соединяющей два крыла соборной колоннады Бернини. Юрисдикция Ватикана с правом экстерриториальности простирается также и на некоторые объекты в Риме и за его пределами – три «великие базилики» (basilicae maiores: Santa Maria Maggiore, San Giovanni in Laterano и San Paolo fuori le mure; четвертая – San Pietro в самом Ватикане) и ряд дворцов и вилл общей площадью 0,7 км2. Ватикану принадлежит также замок Кастель-Гандольфо вблизи Рима, где находится летняя загородная резиденция Папы.
Государство Град Ватикан возникло в результате Латеранских соглашений, заключенных 11 февраля 1929 года между Святым Престолом и Италией и признавших за Ватиканом статус суверенного субъекта международного общественного права, созданного для обеспечения Святому Престолу как наивысшему институту Католической Церкви «абсолютной и зримой независимости и гарантирования ему неоспоримого суверенитета в международной сфере» (Преамбула Латеранских соглашений).
Ватикан – абсолютная выборная теократическая монархия. Глава государства – Верховный Понтифик (Римский Понтифик, Папа Римский), обладающий полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. В период Sede vacante (когда Престол не занят) эта власть вверяется Коллегии Кардиналов. Законодательная власть, помимо самого Верховного Понтифика, осуществляется от его имени Комиссией, состоящей из Кардинала Президента и других Кардиналов, назначаемых на пятилетний срок. Исполнительная власть вверена Президенту Комиссии, который, в этом качестве, именуется Президентом Губернаторства, которому оказывают помощь Генеральный Секретарь и заместитель Генерального Секретаря. Ему подчиняются центральные Дирекции и Департаменты, образующие Губернаторство (Governatorato) – комплекс учреждений, по отношению к которым осуществляется эта власть. Судебная власть осуществляется от имени Верховного Понтифика органами, учрежденными в соответствии с судебным порядком Государства.
Государство Град Ватикан имеет собственный флаг, герб и гимн; чеканит собственную монету (в настоящее время – евро, до 2002 года – ватиканскую лиру, имевшую хождение наравне с итальянской), выпускает собственные почтовые марки. В Ватикане издается еждневная газета «L’Osservatore Romano» («Римский обозреватель»), основанная в 1861 году. С 1931 года работает Ватиканское радио, вещающее на весь мир на нескольких языках, в том числе, на русском. Телетрансляции из Ватикана ведет Ватиканский телевизионный центр.
Для обеспечения безопасности Папы и Государства в Ватикане расквартирован Корпус швейцарской гвардии, созданный в 1506 году. Функции ватиканской полиции выполняет Папская жандармерия.
Ватикан является вспомогательной суверенной территорией Святого Престола как суверенного субъекта международного права, и как таковой неразрывно связан со Святым Престолом в лице Верховного Понтифика. Святой Престол имеет дипломатические отношения со 176 странами, Европейским Союзом и Суверенным Военным Орденом Мальты; отношения особого характера с Россией и Организацией Освобождения Палестины. Святой Престол также участвует в различных международных и региональных межправительственных организациях; является постоянным наблюдателем с правом голоса при Организации Объединенных Наций.
Официальный язык Ватикана не определен нормами права , но официальные документы государства публикуются на итальянском языке. Языком Понтификальной швейцарской гвардии является немецкий; кроме того, употребляются также и другие официальные языки Швейцарской Конфедерации (итальянский, французский, ретороманский). Основной вариант официальных документов Святого Престола публикуется, как правило, на латинском языке, однако в последние десятилетия из этого правила всё чаще делаются исключения. Тем не менее, «собственным языком» Католической Церкви продолжает оставаться латинский язык.
Территория Ватикана находится под защитой Гаагской конвенции от 14 мая 1954 года, предусматривающей охрану культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Кроме того, в 1984 году Ватикан был включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, охраняемого согласно Конвенции от 16 ноября 1972 года.
Хотя Ватикан не имеет прямого доступа к морю, тем не менее, в соответствии с Барселонской декларацией 1921 года, он имеет право на морскую навигацию с собственными кораблями под понтификальным флагом. Однако в действительности Ватикан не пользуется этим правом.
52.Понятие, виды и значение территорий в международном праве
Территория - это часть географической среды, материальная основа существования общества. Как одно из важнейших условий материальной жизни территория существовала всегда: она существовала и тогда, когда еще не было государств и государственной территории. По основным видам правового режима вся территория Земли подразделяется на три типа:
1) государственная территория;
2) территории с международным режимом;
3) территории со смешанным режимом.
Государственная территория - это часть земного шара, в том числе суша, ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом государства и в пределах которой государство осуществляет свою государственную власть (территориальное верховенство).
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств и правовой режим которых определяется международным правом. Они не подчинены суверенитету какого-либо государства.
Составными частями международной территории являются:
* открытое море;
* воздушное пространство над ним;
* морское дно за пределами континентального шельфа;
* космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела;
* особый международный режим установлен в Антарктике.
К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется в частности Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права.
III Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как "морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние" (п.1ст.76). Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Экономическая зонапредставляет собой находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему район шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежному государству в экономической зоне предоставлены суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов как живых, так и неживых, а также в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.
53.Действие и применение международных договоров
Вступление договора в силу. Международный договор начинает действовать, т. е. порождать права и обязательства, с момента вступления в силу. Этот момент определяется сторонами в самом договоре. Если прямые указания отсутствуют, то договор, не предусматривающий ратификации или утверждения, вступает в силу с момента подписания, а требующий их — с момента обмена или сдачи на хранение ратификационных грамот или документов об утверждении
Стороны могут согласиться о временном введении в действие или о временном применении договора либо его части.
Договор обратной силы не имеет: он применяется лишь к тем событиям, фактам и действиям, которые наступят после вступления его в силу. Однако стороны по взаимному согласию могут распространить действие договора на события и факты, существовавшие до вступления его в силу.
Действие договора во времени и пространстве. Срок действия договора определяется в самом договоре. Бывают договоры срочные и бессрочные. Большинство договоров — срочные. К бессрочным относятся договоры, создающие общие нормы международного права, кодифицирующие конвенции, уставы международных организаций, а также договоры о границах, мирные договоры, договоры по космосу. В качестве примера приведем Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
Пролонгация. Если срок договора истекает, то он может пролонгироваться.
Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то он обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории.
Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства (pacta tertiis пес nocent пес prosunt) — один из общепризнанных принципов международного права, являющийся основой права международных договоров.
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. в 211 ст. 34 формулирует общее правило, касающееся третьих государств, а в ст. 35 и 36 закрепляет принципиальное положение о том, что только согласие государства может быть основой прав и обязанностей из чужого соглашения, когда в договоре фиксируется намерение сторон, обращенное к третьим государствам. В ст. 38 Конвенция подтвердила возможность выражения согласия неучаствующего государства с нормой, содержащейся в договоре, вследствие возникновения обычной нормы международного права, признаваемой как таковой.
Сам факт существования действительного договора создает для неучаствующих государств обязанность уважения к тому положению или результату, который явился следствием договора (ярким примером являются договоры о территориальных статусах: об установлении и изменении границ, о признаний статуса нейтралитета, о
нейтрализации и демилитаризации территории). Но в данном случае речь идет не об обязательной силе договора для третьих государств, а об обязанности государств, вытекающей из основных принципов международного права, уважать чужие правомерные договоры. Эта обязанность государств является одним из аспектов содержания принципа строгого соблюдения международных договоров, стоящего на страже их стабильности и эффективности.
54.Характеристика принципа сотрудничества государств. Основные формы сотрудничества государств в международной жизни.
Принцип сотрудничества государств.
Принцип сотрудничества государств сравнительно новый международно-правовой принцип международных отношений. Он стал общепризнанным и общеобязательным принципом МИ с момента принятия Устава ООН.
Развивая положение Устава, Декларация о принципах МП 1970 года определяет содержание принципа сотрудничества государств:
1. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях МО с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;
2. Сотрудничество осуществляется независимо от политических экономических и социальных различий государств;
Таким образом, устанавливается юридическая , международно-правовая обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях МО.
Понятие «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество это не отсутствие конфликта, но «избавление» от его крайних, кризисных форм.
Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий: например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон.
Как уже было показано, развитие сотрудничества между государствами и другими авторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Сегодня это уже не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно-политических союзов, но и задачи, связанные с необходимостью нахождения адекватных ответов на экологические вызовы, освоением космоса, совместным использованием ресурсов общего пользования, развитием коммуникационных сетей, контролем вооружений и т.д.В то же время, как бы ни многообразны были эти сферы и направления и сколь бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, от успешности которого во многом зависит решение задач взаимодействия и в других областях.
Например:
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:
а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;
б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;
в) передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;
г) обмен оперативной, правовой и иной информацией;
д) выполнение поручений по международному розыску;
е) обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;
ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;
з) предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;
и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;
к) участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.
55.Понятие международной правосубъектности. Классификация субъектов международного права
Субъектами международного права являются носители прав и обязанностей в международных отношениях, что субъекты международно-правовых отношений имеют права и несут обязанности, возникающие из международных договоров и обычаев
При определении понятия субъекта международного права мы исходим из того, что предмет международно-правового регулирования составляют международные отношения, участники которых в отличие от участников внутригосударственных правоотношений не находятся под чьей-либо юрисдикцией, занимают независимое относительно друг друга положение. Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.
Юридическая способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных международно-правовыми нормами- это главный элемент в определении его понятия.
Статус, характеризующийся юридической способностью к самостоятельным международным действиям, независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных международно-правовыми нормами, имеют:
1) государства;
2) нации, борющиеся за создание самостоятельного государства;
3) некоторые международные (межгосударственные) организации;
4) некоторые специфические политико-территориальные единицы.
Все они и являются субъектами международного права.
56. Особенности международной правосубъектности производных субъектов международного права (государствоподобные образования, вольные города, Ватикан, ММПО)
К категории не суверенных (вторичных, производных) субъектов относятся определенные международные организации и международные органы, а также специфические политико-территориальные единицы. Данная категория субъектов имеет специфическую природу; все они порождены - именно как субъекты международного права - волеизъявлением государств, межгосударственными соглашениями, международным признанием, в следствии чего обладают обусловленной (установленной и признанной государствами) правосубъектностью.
С отмеченными существенными отличиями юридической природы двух категорий субъектов непосредственно связаны и особенности их международно-правового статуса с точки зрения содержания и объема прав и обязанностей, оснований их приобретения и условий и форм их реализации.
Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. В их числе были т.н. " вольные города", Западный Берлин. В настоящее время к данной категории субъектов относятся Ватикан. Поскольку данные образования больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили названия "государствоподобных формирований".
Немного истории. Правоспособность вольных городов определялась соответствующими международными договорами. Так согласно положения Венского трактата 1815 г., вольным городом был объявлен Краков (1815-1846). По Версальскому мирному договору 1919г. статусом "свободного государства" пользовался Данцинг (1920-1939г.г.), а в соответствии с мирным договором с Италией 1947г. предусматривалось создание"территории Триест", которая, была разделена между Югославией и Италией соглашением 1954г., находилась под защитой Совета Безопасности ООН.
Особым статусом предоставленным Четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971г., обладал Западный Берлин (1971-1990г.). В соответствии с этим Соглашением западные сектора Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (сенатом, прокуратурой и т.д.) которым переданы часть государственных полномочий, например, издание нормативных актов. Ряд правомочий осуществлялись союзными властями держав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались
консульскими должностными лицами ФРГ.
Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена.
Правовое положение Ватикана ( особого района в Риме, где располагается резиденция Папы Римского) определено соглашением 1984г. Между Италией и "Святым престолом". В соответствии с этим документом Ватикан пользуется некоторыми суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Кроме того Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства ( представительство Ватикана есть и в РФ), возглавляемые папскими унциями ( послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.
Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим.
Его официальная цель-благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность-правовая фикция.
Международные межправительственные организации (ММПО) не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с МП и наделяются государствами определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в Уставе).
Международная межправительственная организация-это объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах при уважении их суверенитета.
57.Международно-правовое признание: понятие, правовая основа, виды, подходы, (теории)
Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:
- вновь возникшее государство;
- новое правительство;
- нация или НОД, борющиеся за независимость;
- восставшая или воюющая сторона;
- международная организация.
Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.
Различают две доктрины (или теории) признания:
1. конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;
2. декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.
Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.
Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообщества государств. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.
Декларативная теория признания заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но не создает его. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартенс — Признанием его лишь констатируется его рождение». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет».
Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.
Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.