Принцип уважения прав человека.
Принцип всеобщего уважения прав человека означает прежде всего появление в МО нашего времени общего международно-правового обязательства государств уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Исходные требования этого принципа состоят в следующем:
1. Все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;
2. Все государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;
3. Государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели;
В настоящее время практически никто не оспаривает существование данного принципа в МП.
Принцип уважения основных прав и свобод человека был зафиксирован в самой общей форме в Уставе ООН. В 1948 году ГА ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, а в 1966 году были приняты Пакты о правах человека.
В законодательном акте СБСЕ название этого принципа сформировано так: "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений".
Парижская хартия 21 ноября 1990 г. подчеркивает, что уважение основных прав и свобод человека - " первейшая обязанность правительства"
и что "их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира".
Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, учитывая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991 года принял " Декларацию прав и свобод человека и гражданина ".
Международные стандарты по правам человека:
По кругу участников соответствующих соглашений стандарты бывают региональными и универсальными. Универсальные стандарты признаны во всем мире. Они содержатся, в частности, в Пакте о гражданских и политических правах. Региональные стандарты действуют в пределах определенной территории (пример регионального европейского стандарта — Протокол №6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 года).
Представляется целесообразным перечислить основные стандарты в области гражданских и политических прав человека, как они зафиксированы в Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и ряда других актов.
Конечно, вначале надо упомянуть право на жизнь. Это право предусмотрено в ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах:
“Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни”.
В стандарт входят и нормы, регулирующие назначениесмертной казни. Она может назначаться только “за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит требованиям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него”.
Запрещается подвергать людей пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему их достоинство обращению или наказанию, в частности ставить медицинские или научные опыты на людях без их согласия. Данный стандарт установлен в ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах и развит в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Пакт о гражданских и политических правах запрещает такжерабство и работорговлю, принудительный или обязательный труд (ст. 8).
Понятие рабства определено в Конвенции относительно рабства от 25 сентября 1926 года (ст. 1): “Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них”.
Большое значение имеет стандарт, гарантирующий каждому право на свободу и личную неприкосновенность. В него входит сразу несколько нормативов, касающихся не только собственно права на свободное передвижение, но и условия для ареста и осуждения. Поэтому представляется целесообразным рассматривать эти нормативы отдельными пунктами.
Еще в ст. 9 – 11 Декларации были включены стандарты, гарантирующие уголовно-процессуальные права личности, в первую очередь подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), которые получили свое развитие в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 15, 16 Пакта), где отчасти регламентируются и гражданско-процессуальные права. Закреплены принципы: равенство всех перед судом и законом; право на справедливое рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона; гласность и публичность процесса.
Закреплена система стандартов в семейно-правовых отношениях. Пакт о гражданских и политических правах ограничивает произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь личности, гарантирует право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, защищает от посягательств на честь и деловую репутацию (ст. 17). Кроме того, декларируется право на защиту семьи со стороны общества и государства.
Целый комплекс стандартов относится к регулированию политических прав:
право на мирные собрания, которое может ограничиваться только в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав других лиц (ст. 21 Пакта).
свобода мысли, совести и религии(ст. 18 Пакта). Это индивидуальные и коллективные права на отправление религиозных обрядов, исповедание своей религии в частном или публичном порядке. Конечно, в отдельных случаях могут устанавливаться ограничения этих свобод — при охране общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, а также прав и свобод других лиц (п. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах). Кроме того, родители и иные законные представители обладают правом осуществлять религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.
свобода слова. Ограничения свободы слова устанавливаются в интересах других лиц, общества и государства.
3) к политическим правам Пакт относит также право на создание ассоциаций, в том числе ассоциаций для защиты своих профессиональных интересов — профсоюзов (ст. 22). Несомненно, что это очень важное право, однако право на создание и участие в профсоюзах по своей природе скорее экономическое, а не политическое право. Включение его в Пакт о гражданских и политических правах объясняется не предметом регулирования Пакта, а сходством регулируемых отношений, т.к. профсоюзы — один из видов ассоциаций.
Ограничения на пользование этим правом — такие же, как и в других подобных случаях: необходимые в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Кроме того, разрешается ограничивать деятельность ассоциаций и профсоюзов в полиции и вооруженных силах (п. 2 ст. 22 Пакта).
4) права на участие в управлении. Это участие в деятельности институтов непосредственной демократии, а опосредованно управление осуществляется путем использования институтов представительной демократии. Гарантируется всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании, обеспечивающее свободное волеизъявление избирателей. Дополнительно к указанным правам устанавливается критерий допуска к государственной службе — равенство претендентов.
Наконец, Пакт о гражданских и политических правах декларирует равенство всех людей и запрещает дискриминацию,а для представителей различных меньшинств (этнических, религиозных и языковых) повторяется положение о свободе вероисповедания, свободе пользоваться своей культурой и родным
50.Характеристика принципа равноправия и самоопределения наций и народов. Нация, борющаяся за свою независимость как субъект международного права
Принцип равноправия и самоопределения народов.
Принцип самоопределения возник в период формирования наций под влиянием революционно-освободительных движений.
Первоначально принцип был провозглашен как политических принцип, не как правовой, однако будучи включенным в ряд международных документов, он стал правовой нормой, первоначально локального, а затем и универсального значения. Это нашло отражение в следующих международных документах: - Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года;
- Пакт о правах человека ст. 1
- Декларация о принципах МП 1970 г. в которых дается развернутое содержание принципа равноправия и самоопределения народов.
Содержание рассматриваемого принципа включат в себя следующее:
1. Все народы без вмешательства извне имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;
2. Все государства обязаны уважать это право;
3. Все государства путем совместных и самостоятельных действий
обязаны содействовать осуществлению народами права самоопределение;
4. Все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;
5. В своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
6. Запрещается подчинение народа иностранному государству;
Принцип самоопределения нации и народов не означает, что нация обязана стремиться к созданию самостоятельного государства. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.
Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, управляемое население на контролируемой территории и т.д.
Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в точном значении этого слова обладают не все, а лишь ограниченное число наций, (нации не оформленные в государство, но стремящиеся к его созданию в соответствии с нормами МП).
Т.о. практически любая нация потенциально может считаться субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями,и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.
В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами МП и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.Иными словами в современных условиях нужно говорить не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве нации получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.
Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.
Различают права, которыми уже обладают нации (они вытекают из национального суверенитета, и права, за обладание которыми она борется) вытекают из государственного суверенитета. К первым относятся:
1) право вступать в сношения с государствами и международными организациями;
2) право направлять официальных представителей в различные государства для ведения дипломатических переговоров;
3) право участвовать в создании международно-правовых норм и самостоятельно исполнять действующие общие международно-правовые нормы;
4) право направлять при определенных условиях официальных представителей с соответствующими полномочиями для участия в работе международных организаций и конференций;
5) право устанавливать институты политической власти в соответствии со свободно выраженной волей и желанием применять в любой форме принуждения против метрополии;
6) право пользоваться в процессе освободительной борьбы международно-правовой защитой и получать необходимую помощь от государств и т.д.
Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что не зависит от признания нации субъектом МП со стороны других государств; права борющейся нации охраняются МП и в праве применять меры против нарушителей ее суверенитета.