Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.
Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого ( например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов ).
Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба.
Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.
Ограничение суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации.
Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными, отменено действие многих нормативных актов и т.д.
Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа(например, суда) или организации, признающих какое либо деяние международным правонарушением.
Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе и мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции.
Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами МП в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.
Санкции не могут иметь превентивного действия: их цель - защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов МП. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.
Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.
Реторсии- это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение, поставившее в дискриминационные условия физических или юридических лиц первого государства.
Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт ( т.е.несправедливое, предвзятое, но правомерное, с точки зрения международного права, поведение),они не являются санкциями.
Международная практика выработала следующие формы реторсий:
- установление ограничений на импорт товаров из государства правонарушителя;
- введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством;
- повышение таможенных пошлин на товары из этого государства;
- предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя;
- повышение налоговых платежей и т.д.
В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как:
- изъятие вкладов из банков государства-правонарушителя;
- национализация собственности государства-правонарушителя его предприятий и граждан.
Политическими формами реторсий являются всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-правонарушителя;
- отзыв дипломатического представителя из государства-правонарушителя;
- объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д. .
Репрессалии- это ответные принудительные меры государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством при помощи действий Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии ( интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии. Выработаны следующие формы репрессалий:
- эмбарго ( запрет продавать имущество и технологии на территорию страны правонарушителя) .;
- байкот ( запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из государства-правонарушителя);
- замораживание вкладов государства-нарушителя в своих банках.
К политической форме репрессалий следует относить:
- денонсацию или аннулирование договоров с этим государством;
- непризнание.
Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Если применяется в ответ на недружественный акт - не имеет характера санкций.
Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве. В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.
Содержание принципа добросовестного соблюдения международных обязательств