Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого ( например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов ).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба.

Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Ограничение суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации.

Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными, отменено действие многих нормативных актов и т.д.

Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа(например, суда) или организации, признающих какое либо деяние международным правонарушением.

Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе и мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции.

Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами МП в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия: их цель - защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов МП. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Реторсии- это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение, поставившее в дискриминационные условия физических или юридических лиц первого государства.

Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт ( т.е.несправедливое, предвзятое, но правомерное, с точки зрения международного права, поведение),они не являются санкциями.

Международная практика выработала следующие формы реторсий:

- установление ограничений на импорт товаров из государства правонарушителя;

- введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством;

- повышение таможенных пошлин на товары из этого государства;

- предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя;

- повышение налоговых платежей и т.д.

В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как:

- изъятие вкладов из банков государства-правонарушителя;

- национализация собственности государства-правонарушителя его предприятий и граждан.

Политическими формами реторсий являются всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-правонарушителя;

- отзыв дипломатического представителя из государства-правонарушителя;

- объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д. .

Репрессалии- это ответные принудительные меры государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством при помощи действий Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии ( интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии. Выработаны следующие формы репрессалий:

- эмбарго ( запрет продавать имущество и технологии на территорию страны правонарушителя) .;

- байкот ( запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из государства-правонарушителя);

- замораживание вкладов государства-нарушителя в своих банках.

К политической форме репрессалий следует относить:

- денонсацию или аннулирование договоров с этим государством;

- непризнание.

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Если применяется в ответ на недружественный акт - не имеет характера санкций.

Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве. В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Содержание принципа добросовестного соблюдения международных обязательств

Наши рекомендации