Проблемы японо-американского сотрудничества в 50-х - сер.70-х гг.
После подписания Сан-францисского договора и Японо-американского договора безопасности отношения между Японией и Соединенными Штатами вступили в новую фазу.
По состоянию на 1 мая 1952 г. войска США в Японии насчитывали 207 736 чел., которые занимали 2824 объекта. Появление 1952 г. административного соглашения значительно сокращало военный контингент и базы на территории Японии. Необходимо отметить, что помимо официальных договоренностей с США снижению численности американских войск способствовало завершение войны в Корее.
Следует дополнить, что пребывание в Японии американских войск и баз в начале 50-х годов и участие их в корейской войне принесло Токио немало дивидендов. Токио служил важным арсеналом материально-технического обеспечения вооруженных сил США. Поставки для американской армии техники и снаряжения, произведенные на основе так называемых «спецзаказов» (токудзю), не только способствовали форсированному развитию японской промышленности, но и подпитывали её солидными финансовыми вливаниями.
Однако, ни сокращение американских войск на территории Японии, ни поступления огромных сумм от «спецзаказов» не устраивали японские правящие круги, усматривающие в договоре 1951 г. ущербность и неравноправность. Действительно, в японо-американском союзе Японии отводилось подчиненное место. Договорные обязательства создавали реальную угрозу втягивания Японии вопреки её национальным интересам в вооруженные конфликты, развязываемые США, а Вашингтон получал юридическое обоснование для вмешательства во внутренние дела Японии.[9]
Хотя срок действия договора не ограничивался, через некоторое время после подписания договора правящие круги стали готовиться к его пересмотру с тем, чтобы обеспечить в союзе с США более выгодные для себя позиции. В связи с этим особое внимание было обращено на укрепление японских вооруженных сил.
10 октября 1952 г. созданный во время оккупации «резервный полицейский корпус» был преобразован в «корпус национальной безопасности» (хоантай).
27 сентября 1953 г. корпус национальной безопасности в законодательном порядке преобразован в «силы самообороны».
Таким образом, если «резервный полицейский корпус» и «корпус национальной безопасности» предназначались для выполнения внутренних полицейских функций, то «силы самообороны» по мнению японского правительства, коренным образом отличались от вышеуказанных формирований, так как на них была возложена задача по отражению вооруженного нападения извне. В результате осуществления нескольких законодательных акций в Японии практически были сделаны шаги по созданию регулярной армии. «Силы самообороны» состояли из трех видов вооруженных сил: сухопутных, военно-морских и военно-воздушных, насчитывавшие в общей сложности 152 тыс. человек.
50-е годы стали важным этапом формирования военно-политических воззрений правящих кругов страны, в ходе которого, исходя из стратегических целей японского правительства усилить своё влияние в Азии, были намечены основы военной политики Японии в современных условиях. Прикрываясь рассуждениями о стремлении к «всеобщему миру» правительство избрало долгосрочный курс военного сотрудничества с США. Это позволяло правящим кругам сосредоточить основное внимание на экономике, вступившей к концу 50-х годов на путь быстрого развития. Одной из причин подъёма японской экономики были незначительные по сравнению с другими странами расходы на военные цели.
Опираясь на возросший экономический потенциал и окрепшие «силы самообороны», японские правящие круги добились пересмотра «договора безопасности» и подписания в январе 1960 г. «Договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности».