Политическая мысль средневековья
Функции политологии
Предназначение и роль политологии находят свое проявление в вы полняемых ею функциях:
Гносеологическая (познавательная) функция. Сущность данной функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описать, объяснить и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.
Аксиологическая (оценочная) функция — политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики.
Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина, а не подданного. Политическая наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения.
Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов, проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т. д.
Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения - важнейший показатель уровня развития политической культуры.
Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни
Понятие политики
Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до «, э. Оно происходит от греческого слова — polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), то есть множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.
Политика — это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить следующее английские понятия, наиболее точно отражающие ее различные аспекты: polity — политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями; policy — политический курс, связанный с конкретными общественным» интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений; politics — конкретное «делание политики», определенные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политику можно рассматривать следующим образом; а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности — политическая деятельность; в) тип социальных отношений. Аристотель видал в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек - ивотное политическое, то есть общественное, как считал Аристотель. Полис — это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.
Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разложение первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает и усиливается экономическое неравенство. В таком обществе формируются новые механизмы властных отношений, появляется господство одних социальных групп над другими. Однако, политическая власть должна была выразить не только интересы экономически господствующих социальных сил, но и интересы целого, то есть общества, через опосредованное согласование социальных, классовых интересов. Так появляются государство и право.
Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом, разделенным на антагонистические интересы. Задача политики состояла в обеспечении целостности и эффективности функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности как целого, которое состоит из социальных слоев и классов, имеющих различные интересы. Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими с помощью механизма социального господства. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным в механизме Социальною господства — государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
Политика — явление динамическое, она носит процессуальный характер. Это процесс подготовки, принятия и реализации необходимых общества решений. В политическом процессе определяются цели политик, принимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей; регулируется политическая деятельность и осуществляется контроль за ней, осуществляется анализ полученных результатов и определяются новые цели политики. Таким образом, политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.
Политика обладает сложной структурой:
организационный компонент политики — это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;
политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;
содержательным компонентом политики являются политические ценности, цели, мотивы политической деятельности, политические проблемы, механизмы принятия решений. Этот содержательный компонент связан со сферой политической культуры, политического сознания и с политической деятельностью;
политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;
политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.
Все это составляет политическое пространство в его системном единстве и многообразии. Политика как особая сфера социальности выполняет многообразные функции в обществе. Это выражение и защита социально-значимых интересов различных слоев и групп общества и национально-государственного интереса в целом. Важнейшей функцией политики является структурирование и институирование политической системы общества, 1С функциям политики относятся: управление и руководство политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; интеграция различных слоев общества и поиск баланса социальных интересов; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; формирование политического сознания граждан; определение социально значимых для всего общества целей и мобилизация ресурсов для достижения этих целей. Основной функцией политики является интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности. Политика как сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ, занимает особое место в человеческой жизни. Политика является особым аспектом социального бытия, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. В широком смысле политика — «это борьба за организацию человеческих возможностей» (американский политолог Д. Хелд).
1.. Развитие политической мысли в древности и античности
Современная политическая наука возникает во второй половине XIX — начале XX вв. Но примитивные представления о политике появляются уже в древности с возникновением политической
власти и государства. Со Н и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества.
На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.
В середине I тысячелетия до н. э. в античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое
развивалось с античности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Протополитика — это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Это знание стало мощной корневой системой, на которую опиралась и опирается политология.
Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе — с греческой философией. В это время возникают политические термины и политические концепции.
Появляется и сам термин «политика». Политическое знание не выделялось еще в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достижения справедливости, добра, общего блага. Основное
внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы
правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков было слово — «полис», т. е. множество людей, живущих совместно. Были и другие политические термины: «монархия», «олигархия»,
«демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Многообразие политической терминологии и политических концепций говорит о развитости политического мышления и об определённой глубине познания механизмов политической власти.
Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427—347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления* анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из
них. Глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождений государства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления — политики.
Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.
Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках
философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие и правовое мышление римлян, римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций
принадлежит Цицердщ?Ј\§6—43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» (res publica), выражение общего интереса, справедливости и права. Принцип вдшжратии — верховенство
закона, которому подчиняются и граждане/и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа — демократию.
В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение
государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной
форме правления.
Политическая мысль средневековья
Средние века охватывают период с конца V по XV вв. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему Средневековью, а другие — к раннему Новому времени.
В Средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный (354-~430 гг.) и Фома Ак винский (1226—1274 гг.) сыграли главную роль в обосновании христианской, политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти, т. е. власти светского правителя, «Града земного» и власти Церкви, власти «Града Божьего». Эта дихотомия разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.
Фома Аквинский в своей знаменитой работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. Как христианский богослов он был убежден, что власть божественна по происхождению. Но то, как
используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли самого властителя. Он может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть, как тиран. Фома Аквинский делал вывод о праве на сопротивление тиранической власти, которая не соответствует божественному установлению.
Только в рамках позднего Средневековья появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. В XIV веке Марсилий Падуанский в своем труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил
законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.
Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что в обществе не существует абсолютной
власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и
вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церковью и государством устанавливались "отно шения соперничества й сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления особого, европейского типа государственной власти — власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог.
В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия. Но даже под религиозным покровом политическая мысль не спала.