Крупнейшие рекламодатели на радио в 2004 г
№ п/п | Рекламодатель | Длительность, год, мин. | Доля, % |
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ | 24 928,92 | 5,21 | |
БИ ЛАЙН | 21 691,75 | 4,54 | |
ДОН-СТРОЙ | 13 696,22 | 2,86 | |
ТНТ | 6 754,58 | 1,41 | |
ON CLINIC | 6 185,05 | 1,29 | |
СТС | 5 410,52 | 1,13 | |
КЛАРУС ТРЕЙДИНГ | 4 446,17 | 0,93 | |
CAPITAL GROUP | 3 949,35 | 0,83 | |
DR.& ALEX | 3 600,50 | 0,75 | |
ПЕРВЫЙ КАНАЛ | 3 327,95 | 0,7 |
Радио, также как и телевидение, рекомендуется использовать для рекламы товаров и услуг массового спроса, рассчитанных на потребление широкими слоями населения. Среди наиболее рекламируемых категорий находятся массовые зрелища, услуги сотовой связи, а также печатные издания и прочая полиграфия. Крупнейшими рекламодателями в 2004 г., по данным TNS Gallup AdFact, стали операторы сотовой связи МТС и Би Лайн, на третьем месте – Дон-Строй (табл. 4.8).
По аудиторным показателям, лидерами по ежедневному охвату по России являются музыкального формата радиостанции – «Русское радио» и «Европа плюс», и информационное «Радио России».
Самыми распространенными видами рекламы на радио являются:
· объявления – информация, зачитываемая диктором или актером;
· аудиоролик – специально подготовленный радиосюжет, который в оригинальной манере и, как правило, в музыкальном сопровождении, излагает информацию о рекламируемом объекте. Стандартные хронометражи аудиороликов – 30 с, 15 с. Можно выделить следующую классификацию роликов:
• информационный – предоставленные клиентом сведения, прочитанные под музыку или в сопровождении спецэффектов;
• игровой– оригинальный текст (игровой монолог или диалог), 2 или 3 участника в стихотворной или диалоговой форме под музыку представляют информацию. Присутствуют спецэффекты, более сложный звукомонтаж;
• музыкальный – оригинальная музыка, оригинальный текст (стихи к рекламной песне или рифмованная фраза с названием продукта/ компании/слогана/телефона) в исполнении одного-двух актеров или певцов. Присутствуют спецэффекты, сложный звукомонтаж;
• имиджевый – не всегда музыкальный ролик; отсутствуют телефоны, адреса, реклама направлена только на имя марки, продукта, их запоминаемость и узнаваемость.
· выступления – прямые обращения представителей фирмы-рекламодателя к радиослушателям с соответствующими предложениями или разъяснениями;
· консультации специалистов – вид радиорекламы по форме близкий к выступлению, но при этом помимо представителя рекламодателя в разговоре могут участвовать специалисты в той области, где работает рекламодатель;
· радиорепортажи – репортажи с выставки, ярмарки, магазина и других мероприятий, содержащие прямую и косвенную рекламу (впечатление потребителей о купленных товарах, мнения участников, сведения о новых товарах и т. п.).
Кроме перечисленных видов радиорекламы, на радио активно используется спонсорство и специальные коммерческие программы, в рамках которых рекламодатели могут размещать значительные объемы рекламной информации.
К преимуществам радио как средства распространения рекламной информации можно отнести следующие характеристики:
· вездесущность, так как радио может найти слушателей в любое время суток, в любом месте;
· частотность, именно эта характеристика особенно характерна для рекламы на радио. Чем чаще люди слышат ваше послание, тем больше вероятность того, что они отреагируют и купят ваш товар;
· избирательность, то есть реклама может быть рассчитана на слушателей определенного пола, возраста, этнической или профессиональной принадлежности, уровня дохода или образования. Радио позволяет вам выбрать ту радиостанцию, аудитория которой максимально соответствует профилю вашего потребителя;
· камерность, то есть возможность обращаться к адресату в домашней обстановке и тем самым создавать атмосферу доверия;
· оперативность;
· живой характер общения;
· относительно невысокий уровень рекламных тарифов;
· доступность изменения как текста рекламы, так и плана ее звучания в эфире.
Но радио также обладает и недостатками. К недостаткам радиорекламы можно отнести ограниченность элементов воздействия на слушателя, невозможность показать товар; радио уступает ТВ и прессе в плане работы на «имидж», и к радиорекламе нельзя повторно вернуться, как в прессе.
По словам рекламодателей, во многом из-за этих недостатков радио в проведении рекламных кампаний часто находится на вторых ролях. В этой связи сегмент радиорекламы хотя и увеличивается, но не так бурно, как весь рекламный рынок в целом. В результате, если сравнивать долю радио в общих рекламных затратах (5 %), то Россия очень сильно отстает от Западной Европы, где на радио приходится 8–9 % всего рекламного рынка.