Управленческое решение - это сознательно разработанная и принятая в установленном порядке программа действий, направленная на достижение поставленной социально значимой цели.
Именно таким пониманием сущности управленческого решения мы и будем руководствоваться.
Управленческие решения обладают многими особенностями, которые подробно проанализированы в монографии Г.В. Атаманчука «Управление - фактор развития (размышления об управленческой деятельности)», опубликованной издательством «Экономика» в 2002 году. Предложенную методологию возьмем за основу дальнейшего анализа заявленной темы.
1. Управленческое решение представляет собой социально-интеллектуально-волевое целевое установление. Это прежде всегда продукт интеллектуальной деятельности, синтезирующий в себе волю, интересы, потребности общества, отдельных его групп и коллективов. В нем заключена воля субъекта управления, благодаря которой делается конкретный выбор из огромного многообразия вариантов действий и обеспечивается реальное влияние на сознание, поведение и деятельность управляемых с целью разрешения проблемной ситуации.
2. Это социальный акт, затрагивающий конкретные отношения и взаимосвязи общественной и частной жизни. В нем сосредоточен перечень целей, задач и соответствующих управляющих воздействий, рассчитанных на конкретный практический результат. Адресованы они многим людям и их объединениям. Последние обязаны ориентироваться на принятые решения и подчиняться им, даже несмотря на то, что ущемляются некоторые их частные интересы.
3. Каждое управленческое решение - сложное комплексное явление. Исследовать его можно с разных точек зрения и в разных аспектах: в мировоззренческом как совокупность представлений и знаний управляющего субъекта об окружающем мире, его профессиональных умений и жизненного опыта; в психологическом как проявление эмоционально окрашенной логико-мыслительной и организаторской деятельности, направленной на разрешение возникшей проблемы; в идеологическом как воплощение идеалов и ценностных ориентации управляющего субъекта в процессе достижения сформулированных им целей и задач; в информационном как определенный объем аналитической, оценивающей и директивной управленческой информации, в педагогическом, как способ воспитующего воздействия на людей. Главное, чтобы эта информация была полной, достоверной и своевременной, поступающей в нужном объеме, причем регулярно на каждом этапе от принятия до его реализации; юридическом как набор используемых или вновь принимаемых правовых норм. Любое решение по своему содержанию и форме должно быть корректным с точки зрения действующего законодательства. В противном случае оно будет не созидающим, а разрушающим. Организационный аспект предопределяет создание системы коммуникаций, организацию обсуждения проблемы, инструктаж исполнителей, подбор, расстановку и мотивацию кадров, контроль исполнения. Нравственная составляющая характеризует управленческое решение с позиций его социальной справедливости и гуманизма.
4. Это важнейшая форма и важнейший этап управленческой деятельности, в которой получает внешнее выражение умственный и физический труд персонала управления и др. Любое управленческое решение - это внешняя форма выражения управленческой деятельности той или иной управляющей структуры. Через управленческие решения такая деятельность как бы материализуется, приобретает институциональный публичный характер.
5. Управленческие решения далеко не всегда касаются самих субъектов управления, не всегда являются выражением их интересов и потребностей. Да, управленческое решение - это результат их понимания и оценки объективной реальности, их видения перспектив ее развития. Тем не менее, управленческие решения в большинстве своем направлены на удовлетворение интересов других субъектов и объектов, которые будут подвергаться управляющим воздействиям. Именно они будут их исполнять и в соответствии с ними изменяться. А предлагать другим, особенно, если они находятся где-то далеко, вне зримого непосредственного контакта, делать то-то и то-то, подчиняться тому-то и тому-то, ограничивать себя в том-то и том-то, всегда легче и во многом проще, чем подобное возлагать на себя. С этой точки зрения управленческие решения свидетельствуют о многом: о знании, понимании и уважении подчиненных субъектов и объектов управления, об отношении к людям, ориентации управляющих на их потребности и интересы, о нравственном и культурном развитии субъектов и объектов управления и т.д.
6. Принятые решения как бы отпочковываются от субъектов их принятия, приобретают институциональный характер, в какой-то момент начинают «жить» самостоятельно. Институциональность управленческого решения означает, что в определенный момент оно начинает «жить самостоятельно», независимо от своих авторов, порождая множество непредвиденных ранее моментов. Поэтому исполнителям следует максимально внимательно подходить к мотивам принятия решения, постараться как можно лучше вникнуть в замыслы его авторов, хорошо понять сущность и содержание предлагаемых преобразований, постараться получить максимально правдивую информацию о требуемых ресурсах, возможных формах и методах будущей деятельности. Многое из всего этого может проявиться только по истечении времени, причем неожиданно не только для исполнителей, но и даже для руководителей данного проекта.
7. Управленческие решения, будучи сгустком прошлого и отражением настоящего, всегда ориентированы в будущее. Социальный смысл управленческого решения заключен в его стратегических замыслах, в целеустремленности и целенаправленности его разработчиков, их умении предвидеть социальные последствия своих действий, понимании того, как их решении отразятся на жизни людей. Все скрывается в ответах на вопросы о целях управления и его мотивах, на что они направлены, во имя чего, за счет кого и чего реализуются.
Следует также учитывать, что когда речь идет о социальном смысле управленческих решений, то меньше всего имеется в виду их текст (формулы, дефиниции, лозунги, пожеланий) как таковой. Главным являются объективные результаты практической реализации этих решений. Поэтому решение должно быть научно обоснованным, адекватно отражать сложившуюся ситуацию, быть ориентированным на вполне конкретный ощутимый результат. Только тогда это решение имеет какой-то реальный практический смысл.
Хотя понятно, что управленческое решение, как установление особой важности, должно соответствовать всем формальным государственным стандартам по объему, языку, порядку изложения материала, терминологии. Здесь не должно быть неопределенностей, двусмысленностей, противоречивости, безадресности.
К сожалению, в реальной практике это далеко не всегда так. Чаще всего разработчиками решения и его исполнителями основное внимание обращается на формально-целевой (телеологический), ценностный (аксиологический) или просто словарный состав, а не на планы и практические перемены, на которые оно ориентировано. Для таких людей главное «рассмотреть вопрос», подготовить «красивое» постановление или целевую программу, а что получится в итоге - дело второстепенное. Разве не так осуществлялось партийное руководство в недавнем прошлом? Разве не так сейчас принимаются популистские законы в преддверии выборов? Разве не так руководит тот, для которого сам процесс принятия решений важнее самих результатов этого управления? Если смотреть на последствия такого управления через призму длительной перспективы, то многие управленческие решения будут наверняка оценены совсем иначе, чем исходя из их сиюминутной актуальности и формально оптимистических многообещающих текстов.
Социальный смысл нормальных управленческих решений несет в себе большую и разнообразную нагрузку. Под его воздействием происходят глубокие перемены в общественном сознании, поведении и деятельности людей, формируются новые установки, нередко коренным образом меняются традиции и ценностные ориентации целых народов. И наоборот, непродуманность управленческих решений с точки зрения их социального смысла провоцирует перевороты и революции, не созидает, а разрушает, не вдохновляет и мобилизует, а, наоборот, порождает апатию и социальную напряженность. Для уяснения социального смысла того или иного управленческого решения, нередко достаточно хорошо знать тех, кто их принимает. А именно, их интересы и уровень профессиональной компетентности, гражданская позиция и нравственные императивы, созидательный потенциал мышления, т.е. то, что упрочивает или разрушает управление, делает его созидателем доброго или источником недостойного. Этим в конечном итоге определяются социальная сущность и правовая обоснованность принимаемых управленческих решений, их соответствие идеалам добра, справедливости и гуманизма.