Обращения граждан и порядок их рассмотрения
Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу: письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление содержит просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба представляет собой просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Вышеназванные определения приводятся в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который вступил в силу 02.11.2006 г.
Основное предназначение данного Закона заключается в закреплении: требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления.
Основные требования к письменным обращениям граждан содержатся в статье 7 Закона.
Как следует из положений статьи 7, обращение гражданина обязательно должно содержать:
= фамилию, имя, отчество гражданина и его почтовый адрес, подпись. Если этих данных не будет, то ответ на обращение не дается (в соответствии счастью 1 статьи 11).
В Законе не приводится термин "анонимные обращения", зато он употребляется в статье 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. К анонимным Типовой регламент относит те сообщения, которые не содержат: фамилию, имя, отчество и почтовый адрес, а также подпись автора.
К тексту обращений граждан предъявляются всего два требования:
1. Обращение не должно содержать нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Подобные обращения остаются без ответа, а получивший их орган или должностное лицо имеет право на ответное послание гражданину о недопустимости подобного поведения.
2. Текст обращения должен поддаваться прочтению. В ином случае на него просто физически невозможно будет дать ответ. А если фамилия и почтовый адрес тоже окажутся неразборчивыми, то гражданину не смогут сообщить о возникших трудностях.
Общий список прав гражданина при рассмотрении его обращения зафиксирован в ст. 5 Закона:
= представление дополнительных документов и материалов либо наоборот — обращение с просьбой об их истребовании;
= ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
= получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и уведомление о переадресации обращения;
= обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
= направление заявления о прекращении рассмотрения обращения.
К гарантиям безопасности гражданина относятся (ст. 6 Закона):
= запрещение его преследования в связи с направлением обращения, содержащего критику деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, а также
= неразглашение сведений, содержащихся в обращении, без согласия гражданина.