Раскройте значение конференций в Генуе и Гааге 1922 г.
Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, созванная по решению Верховного совета Антанты в Генуе (10 апреля – 19 мая 1922 г.), ставила непосредственной задачей решение русского вопроса и вопроса о репарациях. На конференцию впервые были приглашены делегации Советской России и Германии в качестве полноправных участников.
Рапалльский договор. Между РСФСР и Германией действовало временное соглашение 1921 г. о консульских сношениях. По пути в Геную в Берлине были проведены переговоры о соглашении между двумя государствами. Стороны обязались поддерживать тесный контакт на конференции.
Подписание Рапалльского договора стало неожиданным для остальных участников Генуэзской конференции, последовали ноты протеста с требованием его отмены как противоречащего Версальскому договору.
Гаагская конференция (15 июня – 20 июля 1922 г.) носила финансово-экономический характер. Советская делегация заняла ту же позицию, что и в Генуе. Она готова была рассмотреть требования Антанты о долгах царского правительства при условии предоставления Советской России кредитов для восстановления экономики, пострадавшей от антисоветской интервенции 1917-1922 гг. и блокады и, если будет снят вопрос об уплате военных долгов. Советские делегаты составили список предприятий, которые предоставлялись иностранным собственникам на правах концессии или аренды.
На конференции развернулась борьба за концессии на русские нефтяные источники между представителями наиболее влиятельных мировых нефтяных компаний: “Ройяль Детч” (Англия), “Стандарт Ойл” (США), франко-бельгийский синдикат. Ни одна из них не желала уступать кавказскую нефть и ни одно государство не пошло на предоставление советскому правительству кредитов из-за нерешенного вопроса о реституции. Из-за противоречий между союзниками Гаагская конференция завершилась безрезультатно. Обе конференции показали, что Советская Россия отстаивает свои интересы во внешней политике и действует сообразно новой идеологии.
“Полоса признаний” Советской России со странами Востока и на Западе в первой половине 20-х гг. (1921-1925 гг.) вошла в историю становления ее внешней политики. Раньше других новый строй советского государства нашел политическое признание в сопредельных с Россией странах Востока – Персии, Афганистане, Турции. Установление с ними дипломатических отношений относится к безусловным успехам советской дипломатии.
Договор с Персией (Ираном) от 26 февраля 1921 г. – первое соглашение Советской России. Его подписали Г.В. Чичерин, Л.М. Карахан и посол Ирана Мошавероль-Мемалек (Али Голихан Ансари), в тот же день он вступил в силу. Отношения строились на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, недопущения на своей территории организаций, групп или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Ирана или России. В Договоре речь шла о праве свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом, о возобновлении торговых сношений и предоставлении права транзита товаров через свои территории, об обмене полномочными дипломатическими представителями.
Советско-афганский договор (28 февраля 1921 г.) подтвердил признание независимости друг друга и установление дипломатических отношений.
К осени 1921 г. при поддержке РСФСР было создано суверенное государство Монголия. Территорию этой страны еще раньше освободил от китайцев белый барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг. Захватив столицу город Ургу, он провозгласил себя правителем Монголии и имел тесный контакт с японской армией. Для Советской России существовала опасность превращения Внешней Монголии в японскую сферу влияния и базу белого движения. Летом 1921 г. туда вошли войска Красной Армии, они разбили отряды Унгерна и при содействии Коминтерна привели к власти Народное правительство. Монголия стала проводником интересов советского государства.
События в Монголии осложняли нормализацию отношений с Китаем, которые он прервал как член Антанты после подписания Россией Брестского мира. Поэтому представители РСФСР вели переговоры, как с центральными властями, так и с правительством Сунь Ятсена на юге Китая.
Нормализация отношений на западном участке границы Китая с РСФСР (территория Средней Азии и Казахстана) происходила в ходе официальных переговоров властей Синьцзяна с советскими представителями в Кульдже. Результатом явился Илийский протокол о нормализации отношений между РСФСР и провинцией Синьцзян (Китай) и о репатриации беженцев (1920 г.).
Советско-китайское сближение началось в 1922 г. в Пекине. Переговоры от имени РСФСР вел полпред А.А. Иоффе, от имени Гоминдана – Сунь Ятсен. 31 мая 1924 г. СССР и Китай подписали в Пекине соглашение об общих принципах урегулирования отношений. Устанавливались дипломатические иконсульские отношения; КВЖД признавалась совместной собственностью и “чисто коммерческим предприятием”. Соглашение значительноусилило позиции СССР в Маньчжурии и ограничило влияние Японии в этом регионе.
Таким образом, в 1920-1924 гг. закладывались основы взаимоотношений между Советской Россией и странами Востока.
Протест держав Антанты относительно проникновения большевиков в Маньчжурию и соглашения о КВЖД положил начало сильной антисоветской кампании. В течение 1923 г. обострились отношения с Англией.
1924-й стал годом официального дипломатического признания Советского Союза основными европейскими государствами: Великобританией, Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Австрией, Данией, Грецией. На американском континенте СССР признала Мексика, в Азии – Китай и в январе 1925 г. – Япония. Важные соглашения, подписанные с 22 государствами различных континентов, официально признававших Советскую Россию (за исключением США до 1933 г.), оказали в целом оздоровляющее влияние на всю международную обстановку.
50.Раскройте содержание и значение Рейнского гарантийного пакта
Важным шагом по формированию системы коллективной безопасности в Европе в межвоенный период стало принятие комплекса соглашений на международной конференции в Локарно (Швейцария), состоявшейся в октябре 1925 г. Конференция была представлена министрами иностранных дел, где председательствовал О. Чемберлен (Великобритания). Наравне с А. Брианом (Франция) в принятии важнейших документов принимал участие Г. Штреземан (Германия). Всего на конферен-ции было парафировано 9 документов.
Прежде всего, на повестке дня стоял вопрос о заключении договора о безопасности и восстановлении баланса германских и французских интересов. Основным договором стал Рейнский гарантийный пакт между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией (а). Страны гарантировали индивидуальное и коллективное соблюдение территориального статусакво, то есть сохранять в неприкосновенности установленные Версальским мирным договором западные границы Германии с Францией, и Германии с Бельгией, а также статуса демилитаризованной Рейнской зоны.
Вопрос о гарантиях восточной границы, на решении которого настаивали представители Франции, Польши и Чехословакии, остался открытым. Разный статус границ неизбежно определял и различную степень безопасности стран Западной и Восточной Европы, что значительно ослабляло европейскую безопасность как систему, которая основывалась на принципах коллективной взаимопомощи (Устав Лиги наций).
На конференции были заключены двусторонние арбитражные договоры Германии с Францией, Бельгией, Польшей и Чехословакией (б), согласно которым территориально-пограничные споры должны были разрешаться системой международного арбитража. Гарантийные договоры о взаимопомощи Франция подписала с Чехословакией и Польшей, взяв на себя обязательство прийти на помощь в случае возникновения угрозы их неприкосновенности (в).
Целью принятых документов ставился поиск совместными усилиями средства мирного улаживания всякого рода конфликтов. В роли гарантов Рейнского пакта и примыкавших к нему договоров выступили Англия и Италия. Договор подтверждал решения Лондонской конференции 1924 г. (план Дауэса). Таким образом, Локарнские соглашения стали своеобразной политической надстройкой плана Дауэса.
Заявление Германии о вступлении в Лигу наций вызвало спор между участниками конференции. Прежде всего, разногласия касались статьи 16 Устава Лиги. Согласно этой статье, государства Лиги обязаны принять коллективное участие в экономических или военных санкциях против агрессора и выставить часть своих войск. В этом случае Германия должна примкнуть к участникам предполагаемых акций и в случае военных действий дать согласие на пропуск войск под эгидой Лиги через германскую территорию. Германия, не возражая против возможного участия в подобных санкциях, считала, что может создаться угроза ее отношениям с СССР, и предложила каждой стране самостоятельно определять меру своих обязательств по данной статье.
В Локарно германская делегация действовала с особой активностью. Играя на противоречиях Англии и Франции, она добилась важных успехов. Прежде всего, Рейнский пакт заключался на условиях полного равноправия. С помощью Англии окончательно была снята угроза заключения гарантийного договора против Германии, на чем постоянно настаивала Франция. Уже в декабре 1926 г. в Лиге Наций было принято решение снять военный контроль с Германии.
Решения Локарнской конференции усилили внешнеполитические позиции Англии. Роль гаранта Рейнского пакта создавала благоприятные возможности для проведения традиционной английской политики “равновесия сил” в Европе. Пакт стал шагом к умиротворению Европы. Крупнейшие мировые державы пришли к согласованию своих позиций в сложном вопросе об отношении к побежденной в мировой войне Германии. Локарнские договоренностипривели к известному укреплению Версальско-Вашингтонскойсистемы. Главные участники конференции А. Бриан, Г. Штреземан иО. Чемберлен получили высшую награду: Нобелевскую премию мира.
Вступление Германии в Лигу наций было обеспечено компромиссом между западными державами и Германией, последняя признала существующие западные границы. Но Бразилия и Испания выразили протест относительно предоставления Германии места постоянного члена Совета Лиги наций: они сами претендовали на это место. Несмотря на это, Германия стала членом этой международной организации (8 сентября 1926 г.) и одним из постоянных членов Совета. После чего Испания вышла из этой организации.
План Дауэса и Локарнские соглашения привели к разрядке кризисную ситуацию 1923 г. в Европе. Официально определился новый статус Германии в качестве великой державы, укрепились ее внешнеполитические позиции, что позволило добиваться гораздо большей самостоятельности в мировых делах. Локарнские соглашения отчетливо отражали обозначившиеся к середине 1920-х гг. изменения в соотношении сил в Европе.
51.Охарактеризуйте деятельность специализированных учреждений ООН
Статья 57 Устава ООН предусматривает, что специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широко международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией Объединенных Наций в соответствии с положениями ст. 63.
Статья 63, в свою очередь, устанавливает, что ЭКОСОС вступает с любым таким специализированным учреждением в соглашения, определяющие условия, на которых они будут поставлены в связь с ООН. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеи.
ЭКОСОС согласовывает деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям, а также рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН.
Как уже говорилось, ЭКОСОС уполномочен получать от специализированных учреждений регулярные доклады, заключать с членами ООН и со специализированными учреждениями соглашения с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию (т.е. по вопросам социально-экономического права).
Организация Объединенных Наций делает, согласно ст. 58, рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений, что, разумеется, является функциями ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи.
Согласно ст. 70 Устава, ЭКОСОС может приглашать представителей специализированных учреждений для участия, без права голоса, в обсуждении вопросов в Совете или в созданных им комиссиях, а также направлять своих представителей для участия в обсуждении вопросов в специализированных учреждениях.
Генеральная Ассамблея, согласно ст. 17 Устава ООН, рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями и проверяет их административные бюджеты с целью сделать рекомендации заинтересованным специализированным учреждениям.
Таким образом, специализированные учреждения ООН — это международные (межгосударственные) организации универсального характера, открытые для участия любого государства и поставленные в связь с Организацией Объединенных Наций специальными соглашениями с ними, о которых говорилось выше, с целью координации их деятельности в сфере социально-экономических взаимоотношений между государствами.
При этом специализированные учреждения полностью сохраняют свой статус самостоятельных международных организаций, созданных и действующих на основе своего учредительного акта (межгосударственного договора), определяющего цели и задачи данной организации, ее организационную структуру, функции и полномочия ее органов.
В настоящее время действуют 16 специализированных учреждений ООН. Некоторые из них возникли и действовали еще до создания ООН. Ниже приводятся краткие данные о существующих специализированных учреждениях.
52. Раскройте содержание и значение Пакта Бриана-Келлога
Рост реваншистских тенденций и угроза нарушения сложившегося в результате первой мировой войны соотношения сил ведущих держав не могли не тревожить правящие круги Англии и Франции, в наибольшей степени заинтересованные в сохранении Версальской системы. Задача поддержания статус-кво в международных отношениях во второй половине 20-х гг. выдвинулась на одно из первых мест во внешней политике этих стран, стремившихся добиться фиксации возможно более благоприятного для них уровня вооружений и вооруженных сил. С трибуны Лиги наций все чаще звучал пацифистский лозунг разоружения.
В июне 1925 г. в Женеве был подписан представителями 37 государств многосторонний международный протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Ведущая в военном отношении держава США, подписав протокол, в течение 50-ти лет не ратифицировала его. В 60-70-х гг. США широко использовали отравляющие вещества в ходе войны в Юго-Восточной Азии.
В рамках Лиги наций в декабре 1925 г. шла работа по подготовке к конференции по разоружению. Следующие принципы и подходы по вопросу разоружения выдвинули представители ведущих государств. Германия заявила о своем равенстве с другими государствами в вооружении. Французский проект содержал требование создания “в интересах мира” интернациональной армии. Английский проект содержал план сокращения авиации и подводного флота. Советская делегация предложила всеобщее и полное разоружение.
Проект же международной конвенции по разоружению предоставлял каждому государству право определять свой уровень вооружений в зависимости от безопасности страны, от ее международных обязательств и географического положения. Соединенные Штаты добились созыва в 1927 г. новой международной конференции по морским вооружениям в Женеве. Целью ставилось исполнение Договора пяти (1922 г.) по соотношению тоннажа линейного флота, в том числе и принципа паритета США и Англии по этим видам военных кораблей, на все категории военно-морского флота. Однако Франция и Италия отказались от участия в новой морской конференции, а Англия и Япония не приняли предложений Америки. Рассмотрение предложений США было отложено.
В ноябре 1927 г. делегация Советского Союза вновь выступила с планом всеобщего и полного разоружения. Представители ведущих держав отвергли этот план СССР. Вместо него были одобрены рекомендации, которые фактически предоставили каждому государству право самому определять необходимый ему уровень вооружений.
Пакт Бриана-Келлога явился важнейшим политическим документом и событием, знаменовавшим период стабилизации международных отношений. А. Бриан предложил заключить двусторонний франко-американский договор о дружбе и отказе от войны в отношениях друг с другом. В ответ государственный секретарь Ф. Келлог и президент США К. Кулидж выдвинули идею расширить этот документ, подписав многостороннее соглашение об отказе от войны как средства решения международных споров. В течение года шли переговоры о заключении пакта с участием всех государств – постоянных членов Совета Лиги.
В августе 1928 г. в Париже, в канун десятой годовщины окончания первой мировой войны, пакт Бриана–Келлога торжественно подписали 15 государств, включая ведущие державы – США, Франция, Великобритания, Германия, Япония, СССР. Он содержал важные международно-правовые нормы, провозглашающие отказ от войны как средства национальной политики и необходимость мирного урегулирования международных споров.
К этому важному документу до 1939 г. присоединилось 63 государства. Несмотря на декларативный характер документа, сам факт его принятия имел важное морально-политическое значение и свидетельствовал о господстве в общественном мнении настроений пацифизма, стремлений к миру и стабильности.