Проанализируйте вызовы и угрозы безоп в АТР и создание военных блоков в Азии
Противоречия:1) меж отдельными гос-ми: 2) меж группами стран, т.е. межсубрегион противоречия: меж субрег Юго-Вост Азии и субрег Северо-вост Азии в подходах к проблемам безоп, по вопросам инвестиционной политики;3) меж великими державами и малыми,средними гос-ми;4) поскольку США и европа являются для региона «пришельцами», то их взаимоотношений с «автохтонными» странами проходит зона межцивилизационных контактов, включающая и этот тип противоречий. Прослеживаются в подходе к правам человека, к проблемам строительства новой системы мо и ряду других проблем.
АТР принято подразделять на: СВА, ЮВА, Центр Азия, Юж Азия, ЮТО. Все они различны по этнокультурным особенностям, полит «весу» на мировой арене, степени полит и эконом интегр и возможностям для развития интегр процессов, по уровню безоп. Особенность региона -здесь не создано какой-либо эффективной системы безоп как в Европе. Нет коллективного органа, контролирующего вооружение, распростр ядерн оружия и механизма разрешения конфликтов. В годы «холодной войны» практически все эти функции осуществл США.
Инициатива создания азиатской системы безоп принадлежит странам АСЕАН при поддержке Запада, которому необходим механизм сдерживания Китая в регионе. В 1994 безоп во время встречи в Брунее с 13 мин ин дел Азии, Америки и Европы была обсуждена проблема создания структуры безоп в Азии в период после «холодной войны». Страны АСЕАН считают, что РФА может стать органом по безоп в АТР, но первым шагом на этом пути должно стать создание мер доверия в регионе. Но не все страны согласны сесть за стол переговоров для обсуждения проблем безопв регионе. Нестабильность в Индонезии и Малайзии также угрожают безоп региона.
На встрече к РФА в Брунее обсуждали вопрос и о членстве в РФА. Страны АТР не хотят превращать РФА в мини-ООН для Азии. Особо стоял вопрос о роли не-членов АЕСНА в новой региональной структуре по безоп. Сами государства АТР не согласятся с тем, чтобы их проблемы решались только странами региона. Члены АСЕАН хотели чтобы ассоциация сохраняла ведущую роль в РФА. Стратегия обсуждения проблем безоп в регионе строится по следующей прог-е: создание мер доверия, переход к превентивной дип-ии и разрешение конфликтов.
Один из аспектов безоп в АТР - растущие военные расходы стран региона. Страны АТР в период после «холодной войны» продолжают увеличивать свои военные расходы. Регион самый большой покупатель оружия в мире. Гос-ва АТР активно включились в гонку вооружений. 1) усиление позиций в АТР, 2) защита террит целостности, 3) подавление сепаратистских движений в своих странах, 4) демонстрация своей мощи для устрашения других участников геополит процесса и достижения соответствующих целей.
Наибольшие опасения в странах региона вызывает военная программа Китая. Китай обладает самой многочисленной армией в мире (3 млн.). Но будущее армии Китая зависит от ее модернизации, покупки современных военных кораблей и самолетов. США намерены открыть авиабазыв Таиланде, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме. США продолжают бороться за морское превосходство в АТР, чтобы противостоять угрозам со стороны Китая и Северной Кореи их интересам в регионе. Из-за геогр близости и истор причинам Китай находился в состоянии конфликта с Японией, которая является союзником №1 США. Необходимость противостоять угрозе СССР вынудила Китай установить дип отношения с Японией и начать эконом сотр-во в начале 1970-х. Обе стороны пытаются играть роль гегемона в АТР.
У Китая и Японии имеются террит споры по поводу делимитации границы в Вост-Китайском море.Со второй половины 80-х Пекин и Токио приняли одинаковые стратегии для получения морского превосходства, что привело к конфликту. Военно-морская мощь Японии превосходит китайскую, занимая 4 место в мире. Япония еще не развивает ядерные подлодки или авианосители. После «холодной войны» военный бюджет Японии и Китая существенно возрос.
Второе направление в реализации системы безоп это межрегион военное сотр, при преобл роли США, как и в годы «хол войны». Созданная система двусторон договоров о безоп стала более приспособленной к меняющимся геополит реалиям.США с начала 90-х являлись гарантом внешней безоп стран –членов АСЕАН