Политические взгляды шиитов и суннитов.
Эпоха.
VII в. н.э. (арабские племена переходили от родового строя к государственному; монотеистическая религия отвечала потребности объединения, вытесняя племенные культы).
Мухаммед (Магомет) (родился в 570 г.) (испытал нужду; служил пастухом и приказчиком; в 610 г. выступил с проповедью (предрекал скорый конец мира и страшный суд, призывал отказаться от почитания идолов и поклоняться Аллаху, объявлял себя его пророком; его плохо приняли — бежал (бегство — хиджра (622 г.)); начал успешную вооруженную борьбу с племенной верхушкой курейшитов; в 630 г. Мекка сдалась, население приняло ислам; Мухаммед возглавил общину верующих как религиозный лидер и как правитель).
Происхождение государства.
Сунниты (рациональное объяснения образования государства — нужно избежать хаоса, без власти воцаряется анархия) (умеренная, частично рационализированная концепция власти халифата).
Шииты (отметаются всякие попытки рационального объяснения происхождения власти; только религиозные аргументы).
Характеристика государства (определение государства).
Единовластие в духовной и светской, религиозной и государственной сферах (исламская община — теократия; власть принадлежит Аллаху, осуществляется через представителя, делегирована ему (и духовная, и светская)).
Мало норм, регулирующих политическое устройство, осуществление власти, формы правления (нет термина государство — вместо него имамат (руководство молитвой) и халифат (преемство, которые впоследствии стали использоваться для обозначения мусульманского государства).
Покорение огромных территорий (проблемы — подрывалось единство ислама; возникали секты; ослабевал дух ислама с увеличением богатства и институционализацией исламского общества).
Раскол ислама (хариджиты (стремились сохранить традиции военной демократии; признавали право общины только избирать и назначать халифов; вождем мог стать любой благочестивый мусульманин); сунниты (ортодоксальное направление; ныне около 90%; халифом может стать только выходец из племени курейш); шииты (ныне около 10%; верховная власть может принадлежать только потомкам Али (4-й халиф, родственник Мухаммеда)).
При Омейядах (наследственная монархия с бюрократической системой управления, соответствовавшая признакам восточной деспотии (забыты демократические принципы Корана)).
При Абассидах (усиление указанных тенденций; распад халифата; утверждение местных династий).
И сунниты, и шииты сходятся в том, что носителем суверенитета в мусульманском мире является Аллах.
Сунниты (Аллах дает поручение общине верующих; на этой основе строится мусульманское государство; община от имени Аллаха осуществляет высшую власть, пользуется суверенитетом от имени Аллаха и связана его волей, выраженной в Коране и Сунне; община может законодательствовать только в случаях, не предусмотренных в Коране; суверенитет общины — избрание правителя, которому она доверяет только функции руководства; халиф связан волей Аллаха, община обязана ему повиноваться в той мере, в какой он следует предписаниям Корана).
Четыре мазхаба (толка) суннизма (маликитский, ханифитский, шафиитский,ханбалитский):
1) ханбалитский (наиболее консервативен по отношению к существующей власти; легитимность отождествляется с властью даже в случае узурпации; власть объявляется священной; признания ее общиной не требуется) (халиф должен быть мусульманином и курейшитом);
2) шафиитский (власть несовершенных правителей — законное продолжение власти четырех праведных халифов; правовая доктрина, предусматривающая качества, которыми должен обладать халиф, его права и обязанности, способы приобретения власти) (халифом может быть мужчина, курейшит, знающий закон, способный управлять и вести войну).
Халиф может быть назначен предшественником либо избран (выборщиком может быть знающий закон и уважаемый мусульманин).
Шииты (имамат — продолжение пророческой миссии Мухаммеда, воля Аллаха; форма имамата — не предмет ведения общины; власть передается Аллахом имаму; имам подчиняется только Аллаху и мусульманскому праву, не связан волей общины; имам непогрешим, а власть его священна).
Государственная власть — религиозное руководство (характерная черта — культ имама, выступающего в роли нового пророка).
Формы государства (идеальное государство). (-).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Конкретных норм государственного права ни в Коране, ни в Сунне нет (носят общий характер, отсутствуют четкие формы их реализации) (отсутствует четкий порядок замещения должности халифа; консультации халифа с общиной необходимы, если вопрос не урегулирован в Коране и Суне; халиф должен руководствоваться своим мнением, а не соображениями совета муджтахидов (знатоков мусульманского права); притязания на демократизм -власть халифа не абсолютна и не божественна, но носит религиозный характер).
Важнейшие источники мусульманского права — Коран и Суна (право воспринимается как всеобъемлющий регулятор человеческой жизни; включает юридические нормы, нормы нравственности, религиозного культа).
Другой источник мусульманского права — доктрина (играет главную роль в ликвидации пробелов и приспособлении священных текстов к требованиям времени).
Особенности теории.
Учение изложено в Коране (собрание проповедей мекканского и мединского периодов, 114 сур (глав); Мухаммед настаивает, что это не его мысли, а божественное откровение, ниспосланное ему через святого Духа).
Второй источник — Сунна (собрание текстов (хадисов),содержащих приписываемые Мухаммеду изречения).
Ислам — монотеистическая религия (принцип единобожия противопоставляется политеизму арабских племен и христианству (из 5 пророков — 3 ветхозаветные, 1 — христианский (Иисус) и 1 — Мухаммед).
Отрицаются национальные различия (провозглашается принцип равенства в вере; последователи ислама — единая семья, община верующих, ему противостоит территория войны, подлежащая присоединению к миру ислама посредством священной войны (джихада)).
Джихад проявляется не только в форме войны (наивысшее напряжение сил в служении Аллаху; в исламе как и в других религиях противоречиво сочетаются идеи насилия и ненасилия, мира, любви к ближнему).
Ислам не замыкается в сфере преобразования духовной природы человека (ориентирован на воплощение предначертаний пророка здесь и сейчас; вера должна быть реализована практически).
Религия неразрывно связана с государством и правом.