Новейшие теории естественного права. Неотомизм Ж. Маритена.
Несмотря на то, что юридический позитивизм в двадцатом веке был существенно потеснен социологическими и естественно-правовыми теориями, все же формализм продолжал занимать значительное место в буржуазном правоведении, особенно в отраслевых дисциплинах.
Наиболее влиятельным крылом юридического неопозитивизма является нормативизм, или “чистая” теория права Ганса Кельзена (1881-1973гг.), выраженная в основной его работе “Чистая теория права”.
“Чистота“ юридической науки означает, во-первых, исключение из нее идеологических и аксиологических аспектов. Противопоставляя науку идеологии, Г.Кельзен полагал, что теория права должно быть свободной по отношению к любой идеологии, только в этом случае она может быть наукой в собственном смысле слова. Сущность, справедливость права, - все это, на взгляд ученого, “метафизические вопросы”, занимаясь которыми, наука теряет объективность, превращаясь в идеологию как субъективное, потому неправильное, иллюзорное отражение правовой действительности через призму тех или других классовых интересов. “Чистое” учение о праве беспартийно, надклассово.
Предмет изучения теории права составляют законодательные нормы, их элементы, их взаимоотношения, правопорядок как целое, его структура, отношения между различными правопорядками и, наконец, единство права плюральности позитивных законных порядков правопорядков. Цель теории - снабдить юриста, правоведа и практика, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием по возможности точным позитивного права законодательства их страны. Такая теория выводит свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм, не должна поддаваться влиянию мотивов и страстей, намерений законодательной власти и желаниям индивидов по отношению к содержанию законов. Наука описывает свой объек, а не предписывает: каким он должен быть.
Право, согласно чистой теории права, есть “специфический порядок или организация власти”, государство выступает в двух измерениях - как господство и как право. Социологическое понятие государства Г.Кельзен отбросил как фикцию. Государство есть относительно централизованный, нормативный, принудительный порядок человеческих отношений, следовательно, идентично праву.
Среди политико-правовых концепций двадцатого века особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления прав, но уже имеют существенные отличия от предшествующих взглядов на естественные права человека. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, правоведение двадцатого столетия рассматривает человека с точки зрения социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав кроме неотъемлемых, призванных гарантировать независимость от государства личность, включились и социально-экономические.
Современная теория естественного права получила наибольшее распространения в середине столетия. Интерес к ней во многом обусловлен стремлением демократических кругов пресечь практику авторитарных и фашистских режимов. С принятием конвенций и пактов по защите прав человека влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.
Наибольшее распространение в современных условиях получили такие доктрины естественного права, как неотомизм (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер), феноменологизм (Г. Гуссерль, А. Райнах), экзистенционализм (Ж.П.Сартр, А. Камю), герменевтика (А. Кауфман, В. Хассемер).
Неотомисты возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье ученье получило в 1879 году одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Виднейший представитель современного томизма - французский философ и общественный деятель – Жак Маритен (1882-1973 гг.). Главные его сочинения - “Интегральный гуманизм”, “Права человека и естественный закон”, “Человек и государство”.
Концепция Ж.Маритена, как и других последователей неотомизма, построена на соединении традиционном для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки: принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. Учение представляет собой вариант модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества.
Признавая существование вечного, неизменного закона, Ж.Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения к Богу, который является источником и первым принципом естественного права. В связи с этим ученый оценивал, как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. “Декларация прав человека никогда не буде исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории”.
Современная эпоха характеризуется, по его мнению, стремлением расширить и обновить понимание естественного права. Ж. Маритена предложил собственную классификацию прав человека, разделив ее на три вида: фундаментальные, политические, социальные.
Учение Ж. Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой в ООН в 1948 году.
Феноменологизм(феноменологическая социология) рассматривает общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Его представители стремятся осмыслить социальный мир в его духовном бытии. Для новейших концепций этого течения характерны: (1)отрицание объективного существования социальных структур; (2)отождествление взаимодействующих структур с представлениями о них; (3)отрицание научно постигаемой рациональности общества, подмена её “содержательной рациональностью”; (4)отказ от объективного научного исследования социальных феноменов во имя “понимания”,”сочуствующего” описания.
По-существу, феноменологизм скатывается к субъективномму идеализму.
Герменевтика (от греч.разъясняю, истолковываю) - искусство и теория истолкования текстов. По представлениям сторонников этой теории язык, а не говорящий индивид, является субъектом речи. Общими чертами герменевтики являются (1)недоверие к непосредственным свидетельствам сознания, к принципу достоверности самосознания и (2) обращение к к “косвенным”свидетельствам жизни сознания, которые выражаются не столько в логике, сколько в языке.
Герменевтике свойственны также скептицизм, субъективизм и релятивизм(абсолютизация относительности познания). Применительно к политическим и правовым доктринам все это приводит к отрицанию прогресса в развитии науки, к отказу от научного исследования явлений и процессов в пользу “художественного слова”, найти которое могут наилучшим образом только поэты.
Экзистенционализм (философия существования)- иррационалистическое направление буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Л.Шестов,Н.Бердяев). Своими предтечами они считали Ф.Достоевского и Ф.Ницше. Эта теория отвергает как рационалистическую традицию, по которой свобода есть познанная необходимость, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода заключается в раскрытии природных задатков человека, в раскрепощении его сущностных сил. Свобода для экзистенционализма и есть сама экзистенция(существование), а существование - это и есть свобода.
По Ж.П.Сартру, быть свободным - это быть самим собой, т.к. человек”обречен быть свободным”. Но можно отказаться от своей свободы ценой потери себя как личности.
Согласно К.Ясперсу свободу можно обрести лишь в боге.
В экзистенционализме преобладает настроение неудовлетворенности, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Но социально-политические позиции у разныз представителей этого направления не одинаковы: Ж.П.Сартр и А.Камю участвовали в движении сопротивления, в 60-е годы отличались крайне левым радикализмом. Воззрения К.Ясперса близки либерализму. А взглядам М.Хайдеггера была присуща ярко выраженная склонность к консерватиной тенденции.
В. Майхофер, А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, в 70-х годах выступили с заявлением о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права. Правда, уже в 80-х годах идеи естественного права снова ожили в трудах католических философов (Дж. Финникс и др.).