Основные положения теории возрожденного естественного права.
П. И. Новгородцев считал необходимым восстановление естественной школы права, которая «может освободить правоведение от допущенных ошибок». Он противопоставлял естественное право положительному и объяснял это не только вечным противоречием идеала и действительности, но и некоторыми особенностями законодательства, которое это противоречие обостряет, т.к. даже совершенные положительные законы постепенно устаревают, а жизнь в своем развитии уходит вперед и требует новых законов. Отсюда постоянные конфликты между старыми законами и новыми прогрессивными стремлениями. Из этого конфликта «зарождается естественное право как требование реформ и изменений в общественном строе». Обращаясь к истории развития естественного права, он обращает внимание на то, что естественное право, возникнув еще в античности, затем меняло свое содержание с каждой эпохой. Оно действует и в ХХ веке «как идеал положительного права, как требование его реформы, как проявление философской мысли, как сама философия права». Следовательно, содержание естественных прав меняется от эпохи к эпохе, они исторически обусловлены, но сам факт их наличия бесспорен.
Новгородцев разработал учение об антиномичности[8] интересов личности и государства. Он считал, что абсолютно полного гармоничного слияния интересов личности и общества в целом не может быть. У каждой личности есть много обязанностей, отсюда возникают столкновения человека с обществом: одни разрешаются примирением, другие не могут разрешиться. Но даже разрешение конфликта порождает новые. Максимально возможный результат – их разумное сочетание в соответствии с принципами естественного права, а это достигается только в правовом государстве, которое возлагает на себя «миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно». Построение правового государства, по мнению Новгородцева, процесс «медленный и необозримый в своем дальнейшем развитии и осложнении».
Кистяковский Богдан Александрович (1868-1920 гг.) родился в Киеве в семье профессора А. Ф. Кистяковского, известного ученого-криминалиста. С 1888 по 1892 обучался в Киевском, Харьковском и Дерптском (Тарту) университетах, откуда исключался за участие в нелегальных революционных кружках и студенческих волнениях. После краткосрочного заключения и высылки под надзор полиции, получил возможность выехать для продолжения образования за границу. В 1895-1897 изучал философию в Берлине и Страсбурге. В 1898 защитил в Берлинском университете диссертацию. В 1899 возвратившись в Россию, активно сотрудничал с журналами «Вопросы философии и психологии», «Право» и др. В 1906 читал лекции по теории права в Московском коммерческом институте, с 1909 – в Московском университете, в 1911-1916 гг. по энциклопедии права в Демидовском юридическом лицее (г. Ярославль). В 1917 защитил докторскую диссертацию и стал профессором юридического факультета Киевского университета. В 1919 избран действительным членом Украинской Академии наук и вместе с ее первым президентом В. И. Вернадским совершил поездку в Ростов к А. И. Деникину с целью защиты интересов Академии. Во время поездки заболел и умер в Екатеринодаре.
Основные произведения: «Философская энциклопедия» в 5-ти томах, «Социальные науки и право» и др.
Государство. В 1909 г. Б. А. Кистяковским было введено в научный оборот понятие «социалистическое правовое государство». Он полагал, что термин «правовое государство» служит для определения юридического характера государства. Поэтому ставил социальное и экономическое строение государства выше его юридической природы и в этом видел принципиальное отличие социалистического государства от буржуазного. Кистяковский называл социалистическое государство социально справедливым, народным, демократическим, высшим типом правового государства, отвергая при этом существовавшие в то время идеи о несовместимости социалистического государства с правом.
По его мнению, формальные правовые признаки, положенные в основание буржуазного правового государства, могут и должны быть использованы социалистическим государством, но они должны быть применимы и осуществлены более последовательно и глубоко. Среди таких двух основ правового государства, которые нуждаются в более совершенном их проявлении при социализме, он называл «субъективные публичные права и участие народа в законодательстве и управлении страной». Б. А. Кистяковский писал о «полном единении государственной власти с народом» и «о самом последовательном и самом широком применении народовластия», о расширении субъективных прав.
Обосновывая важность ограничения законами правительственной деятельности, он подчеркивал, что акты правительства, основанные на законе, должны издаваться только с той целью, которая преследуется законом, а не вопреки ей, только тогда они целесообразны.
Право. Кистяковским предлагается несколько подходов к понятию права. По его мнению, сам феномен права можно рассматривать как:
- государственно-организационное или государственно-повелительное (право – совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается или гарантируется государством);
- социологическое (право есть совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений, в процессе которых вырабатываются и кристаллизуются правовые нормы);
- психологическое (право – совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером);
- нормативное (право есть совокупность норм, заключающие в себе идеи о должном и определяющие внешние отношения людей между собой). Именно это понятие права Кистяковский считал наиболее ценным.
Помимо этого он выделял два практических понятия права:
- юридико-догматическое (право есть совокупность правил, указывающих как находить в действующих правовых нормах решения для всех возникающих случаев столкновения интересов;
- юридико-политическое (право есть совокупность правил, помогающих находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе).