Аграрная реформа- отмена крепостного права.
В марте 1856 г. Александр II, заявил дворянам, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, отмены «снизу». Были созданы дворянские комитеты, в которых обсуждались предложения по законам об освобождении крестьянства.
Все вносимые проекты будущей реформы обобщались Главным комитетом и созданной при нем Редакционной комиссией. После подтверждения проектов Государственным советом Александр II 19 февраля 1861 года подписал Манифест и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Документы были обнародованы 5 марта. Их суть:
1.Крестьяне получили личную свободу
a. Земля оставалась собственность помещиков, а крестьяне получали от них наделы в пользование. В каждой полосе России устанавливался высший и низший размеры надела, который крестьянин мог получить в пользование у помещика (высший- больше которого крестьянин не мог требовать от помещика; низший – меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину).
b.За переданную землю крестьянину требовалось внести 20% стоимости, а государство вносило 80%, давая ссуду на выплату в 49 лет по 6% годовых.
c. Крестьяне, не имеющие возможности внести 20% стоимости земли, на 20 лет оставались «временнообязанными» и продолжали трудиться на барщине.
Если не претендовал на землю и не хотел её брать, мог распоряжаться собой по своей воле.
Реформа принесла свободу многим миллионам крепостных, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Феодальный строй сменился капиталистическим. Были созданы условия для быстрого экономического развития. По темпам роста промышленности Россия вышла на 1 место в мире. Была предотвращена угроза крестьянского восстания и вызвано реформирование в других сферах.
Реформа местного управления – земская и городская реформы.
Земская реформа проводилась для создания системы руководства местным (губернским и уездным) хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием, содержанием путей сообщения, заботы о торговли и промышленности и д.р. В губерниях и уездах создавались земства- органы представительной власти. В них избирались представители из 3-х категорий населения: от землевладельцев; от городских собственников и от крестьян. На заседаниях земств решались главные вопросы жизнеобеспечения данной местности. Земства получили права иметь собственный бюджет, используемый для решения всех хозяйственных вопросов.
Распорядительными органами земств были уездные и губернские собрания гласных (депутатов).
Исполнительными органами земств были управы, которые избирались собранием гласных на 3 года. Работники управы получали жалование по решению собрания.
После создания земств в России получает бурное развитие просвещение, здравоохранение и культура.
Продолжением реформы местного самоуправления стала городская реформа – «Городовое положение» 1870 г. В городах создавались представительные органы из всех сословий - городские Думы. Как и земства, они занимались попечением о торговле, образовании и др., но в пределах городов.
Судебная реформа.
До реформы российские суды критиковали все, суды были безмолвными, без адвокатов, без присяжных. В 1864 году вводятся «Новые судебные уставы», которые создали принципиально новую систему судопроизводства:
1) бессословность
2) гласность
3) состязательность
4) независимость от администрации
5) несменяемость судей
6) институт присяжных заседателей.
Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде; уголовные и тяжкие в окружном. Окружной судья утверждался царем по представлению министра юстиции. Несколько окружных судов объединялись в судебные палаты. В них рассматривались особо важные государственные и политические преступления. Высшей судебной инстанцией стал сенат. За соблюдением законности в судах наблюдали прокуроры.
Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной политике.
Образовательная реформа.
Проводимые реформы понуждали к появлению большого числа образованных людей, что вызывало необходимость реформировать систему образования.
В 1864 году были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальные и среднее образование.
Введено было всесословное образование. В гимназии принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. Гимназии были разделены на классические и реальные. В классических преобладали гуманитарные предметы, в реальных – математика и естественные науки. Выпускники классических гимназий могли продолжить обучение в университетах, а выпускники реальных – в технических вузах. Что касается начальных народных училищ, то по новому положению наряду с государственными могли открываться частные школы.
Университетам была возвращена автономия, ликвидированная Николаем 1, восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
Военная реформа.
Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе (введенном Петром 1) не может противостоять более современным европейским. Система рекрутского набора давала одно и тоже число солдат, как для мирного времени, так и для военного. Проблема была в том, что в случае войны нельзя было резко увеличить состав войск обученными кадрами, а в мирное время сократить, чтобы не тратится на содержание. Необходима была армия, обладающая обученным запасом личного состава. Ключом к решению данной проблемы стал закон 1874 года о всеобщей воинской повинности мужчин с 20 лет. Теперь солдаты не служили всю жизнь. Все мужчины служили 6 лет в сухопутных войсках или 7 на флоте. Затем отправлялись в запас. А в случае войны мобилизировались. Лица, имевшие высшее образование служили полгода, со средним образованием 1,5 года.
Началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введены стальные артиллерийские орудия, улучшен конный парк, развивался военный паровой флот.
Создавались военные гимназии, юнкерские училища, академии Генерального штаба.
Все это позволило поднять боеспособность армии, сохранить ее численность в мирное время и иметь обученный запас на случай войны.