Коммунизм и брачно-половая мораль

16. Каждой исторической, а, следовательно, и хозяйственной эпохе в развитии общества отвечает свой брачный идеал и своя брачно-половая мораль. При господстве родового быта, с его семейно-кровными узами, господствует иная брачная мораль, чем при выделении частной собственности и установление господства, мужа и отца (патриархат). При различных системах хозяйства утверждается и различная брачная мораль.

Не только каждой ступени развития общества, но и каждому классу соответствует своя брачно-половая мораль (достаточно сравнить нравы феодально-помещичьего класса и класса буржуазного в одну и ту же эпоху). Чем принципы частной собственности крепче, тем строже и брачная мораль. Требование целомудрия от женщины до законного брака вытекало из принципа частной собственности и не желания мужчины кормить и содержать ребенка другого мужчины.

Основа буржуазной морали—лицемерие (соблюдение внешней благопристойности и фактическом процветании всяческого разврата) и двойственной морали—одна мораль для мужчины, другая—для женщины.

17. В области брачных отношений между полами коммунистическая мораль должна прежде всего решительно отбросить всякое лицемерие, унаследованное от буржуазного мышления, и упразднить двойную мерку морали по отношению к мужчине и женщине.

18. Брачное общение в период диктатуры пролетариата должно быть расцениваемо только с двух вышеуказанных точек зрения: с точки зрения здоровья трудового населения и с точки зрения развитии уз солидарности и роста душевно-духовных скреп коллектива.

Половой акт должен быть признан актом непостыдным или греховным, а естественным и законным, как и всякое другое проявление здорового организма, как утоление голода или жажды. В явлениях природы нет ни морали, ни безнравственности. Удовлетворение здорового и естественного инстинкта только тогда перестает быть нормальным, когда оно переходит границы, устанавливаемые гигиеной. Этим наносится вред не только здоровью самого невоздержанного человека, но и трудовому коллективу, нуждающемуся в целесообразном использовании сил и энергии своих членов, в сохранении их здоровья. Поэтому коммунистическая мораль, признавая открыто нормальность здорового полового влечения в возрастe, свидетельствующем о «половой зрелости, однако, ставит границы половым проявлениям там, где они принимают нездоровые противоестественные уродливые формы или путем излишеств, а также ранних брачных сношений истощают организм и этим понижают трудовую энергию членов трудовой республики.

19. Но коммунистическая мораль, основывающееся на оздоровлении населения, точно так же осуждает полное половое воздержание.

«Понятие здоровья включает в себе полное и правильное удовлетворение всех потребностей человека и в этом именно состоит цель, к которой должна стремиться гигиена, а не в искуственном подавлении одной из самых важных функций организма, какою является половое влечение» (А. Бебель: «Женщина и социализм», стр. 133).

Как половое излишество, включая вступление в брачное общение в раннем юношеском обществе, когда организм не окреп и еще окончательно не сформирован, а так же, как и полное половое воздержание, как для мужчины, ток и для женщины, должны быть признаны одинаково вредными. С точки зрения гигиены расы нельзя установить, как обязательную форму общения между полами единобрачие или многобрачие, так как половые излишки могут быть и «при парном браке и, наоборот, смена брачного общения еще далеко не свидетельствует о половой невоздержанности.

Однако медицина устанавливает, что при многомужестве, т.е. половом общении женщины одновременно со многими мужчинами, понижается способность женщины к воспроизводству потомства. Так же, как и брачное общение мужчины со многими женщинами одновременно, истощая силы мужчин, отражается неблагоприятно на потомстве. Следовательно, такого рода брачные общения, как установленная форма, нежелательна с точки зрения интересов трудового коллектива, нуждающегося в приросте здорового и жизнеспособного населения.

20. Общеустановленный медицинский факт, что психологическое состояние родителей в момент полового акта влияет на здоровье и жизнеспособность ребенка. Поэтому в интересах оздоровления человечества коммунистическая мораль осуждает половое общение, вызванное оголенным физическим влечением, не окрашенным любовью, или хотя бы временно страстью или влюбленностыо.

Но коммунистическая мораль, в интересах коллектива, точно также осуждает брачное общение лиц, не питающих друг к другу физиологического влечения и основанного на каких-либо посторонних расчетах, а также на привычке или даже духовной близости, лишенной физиологического тяготения друг к другу.

21. Подходя к оценке брачного общения с точки зрения роста и развития чувств солидарности и усиления морального скрепа в трудовом коллективе, приходится установить прежде всего: выделение брачной пары в обособленную ячейку—не отвечает интересам коммунизма.

Основа коммунистической морали: воспитание в рабочем классе чувств товарищества, слияние в едином трудовом коллективе воли и духа отдельных членов этого коллектива.. Запросы и интересы отдельною лица должны быть подчинены интересам и задачам коллектива.

Отсюда вытекает необходимость ослабления семейных и брачных уз и, наоборот, воспитаниев мужчине и женщине чувств cолидарности и подчиненности своей воли—воле коллектива.

Трудовая республика уже сейчас требует от матерей, чтобы они научились быть матерями не только для своего ребенка, но и для всех детей рабочих и крестьян и не признает самодовлеющих интересов брачной пары или жен, дезертирующих от работ ради заботы о брачном сожительстве.

Коммунистическая мораль в области брачных отношений требует: а) изъятия из этих отношений всякого рода материального или иного привходящего расчета. Купля и продажа ласк понижает чувство равенства между полами и потому подрывает основу братской солидарности, на которой только и может существовать коммунистическое общество. С этой точки зрения моральному осуждению подлежит как проституция, во всех ее видах и формах, так и всякого рода брак, освященный хотя бы советским законом, где основой является расчет;

б) уничтожение брачной регламентации, которая создает иллюзию, будто трудовой коммунистический коллектив может признать оторванные и изолированные от него интересы двух брачующихся членов. Чем крепче связь всех членов с коллективом, тем меньше необходимости в создании закрепленных брачных отношений; в) воспитание молодого, подрастающего поколения в духе здоровой ответственности перед коллективом и сознании, что любовь не есть содержание жизни (особенно это надо внушить женщинам, которых веками воспитывали в обратном представлении). Любовь лишь одно из проявлений жизни. Любовные переживания не должны заслонять собою другие многогранные интересы человека, связанные с задачами и интересами коллектива. Если идеалом буржуазного класса являлась брачная пара, нашедшая друг в друге полное дополнение и потому не нуждающаяся в душевном и духовном общении с общественным коллективом (в карикатурном виде этот идеал осуществляли Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович), то коммунистическая мораль требует, наоборот, воспитания в подрастающем поколении духовной многогранности, которая скрепляла бы каждого отдельного члена трудового коллектива духовно и душевно co многими товарищами, мужчинами и женщинами, повышая сумму любовно-симпатических чувств и переживаний всего человечества. Вместо прежнего девиза: все для любимого человека, мораль коммунизма требует: все для коллектива.

Подчиняя половую любовь интересам коллектива, коммунистическая мораль, однако, требует обогащения молодого поколения душевно-духовными богатствами, воспитания в нем большей душевной чуткости и духовной требовательности к себе и к лицу, с которым вступаешь в брачное общение. Унаследованный от буржуазии подход к брачному общению, как к акту прежде всего грубо половому, должен быть заменен целой гаммой радостно-здоровых любовных переживаний, обогащающих брачное общение и повышающих сумму счастья. Чем выше запас духовно и душевно развитых свойств в человеке, тем меньше места для голой физиологии и тем ярче любовное переживание.

22. Итак, брачное общение с точки зрения интересов трудового коллектива в переходный период диктатуры пролетариата должно быть основано: 1) на взаимном влечении, любви, влюбленности или страсти, но ни в коем случае не на расчете. Всякого рода расчет при заключении брачного сюза должен подвергаться беспощадному товарищескому осуждению; 2) форма и длительность брака не поддаются регулировке, но с точки зрения гигиены, расы и коммунистической морали брачное общение не должно вырождаться в голый физиологический акт к сопровождаться вредным для здоровья излишеством; 3) брачная пара, могущая передатъ свою болезнь по наследству, должна воздерживаться от потомства; 4) чувство ревности и собственности по отношению к любимому человеку должно уступить место чувству товарищеского понимания чужой души и признания свободы другого в области любовных переживаний. Чувство ревности—разъединяющее начало, поэтому оно с точки зрения коммунистического коллектива неприемлемо; 5) развитие более прочных духовных скреп с коллективом, повышением научных, политических и других духовных интересов в молодом поколении, достигается повышением душевно здоровых и ярких переживаний в самой любви.

23. Чем крепче спаян коллектив, чем устойчивее коммунисти-ческий быт, чем слитнее духовное переживание трудового общества, тем, значит, солидарнее воля коллектива и тем менее надобности искать убежища от душевного одиночество в браке.

24. Расцвет духовно-душевных переживаний человечества неслыханной высоты достигнет в коммунизме через подчинение слепых сил материи крепко спаенному, а потому небывало мощному трудовому коллективу.

В недрах этого коллектива созреют и новые невиданные формы взаимоотношения между полами, где яркая здоровая любовь примет многогранную окраску, озаренную ликующим счастьем вечно творящей и воспроизводящей природы.

Коммунистка, 1921, № 12-13.

коммунизм и брачно-половая мораль - student2.ru
ФЕМИНИСТКИЕ ОТВЕТЫ

НА ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ

Избранная библиография

Составитель В. Успенская

Анчарова М. Женщина и выборы в Учредительное собрание. М., 1917.

Арманд И. Задачи работниц в Советской России // Коммунистическая партия и организация работниц. М., 1919.

Арманд И.Ф. Очередные задачи по работе среди женщин. – М., 1920

Артемьева М. Женщина и наука // Женское образование. 1876. № 7-8.

Безобразова М.В. О Русском женском взаимно-благотворительном обществе. СПб., 1899.

Бландова М.Е. О современном положении русской женщины // Труды первого Всероссийского женского съезда. СПб., 1908.

Блонина Е. К истории движения работниц в России. Харьков. 1920.

Браун Л. Женский труд и домашнее хозяйство. СПб., 1905.

Браун Л. Женщина и политика. СПб., 1905.

Браун Л. Женский вопрос, его историческое развитие и экономическое значение. СПб.,1906.

Браун Л. Охрана материнства. СПб., 1909.

Бюллетени Первого Всероссийского женского съезда. В 10 т. СПб., 1908.

Ватсон М. Международный женский конгресс в Лондоне // Женское дело. 1899. Кн. IX (сент.).

Ватсон М. Международный женский конгрессв Париже //1900. Кн. YI-YII.

Вахтина М.Л. Рефераты по женскому вопросу, читанные в Клубе женской прогрессивной партии. СПб., 1908.

Вахтина М.Л. Роль женщины в исторической революции и другие доклады. СПб., 1911.

Венгерова З. Феминизм и женская свобода //Образование. 1898. N5-6.

Вернадская М.Н. Аристократический труд //Собрание сочинений покойной Марии Николаевны Вернадской, урожденной Шигаевой. СПб., 1862.

Вернадская М.Н. Еще о женском труде// Собрание сочинений покойной Марии Николаевны Вернадской, урожденной Шигаевой. СПб., 1862.

Вернадская М.Н. Назначение женщины // Собрание

сочинений покойной Марии Николаевны Вернадской, урожденной Шигаевой. СПб., 1862.

Волькенштейн О. Итоги первого всероссийского женского съезда // Русская мысль. 1909. № 2.

Волькенштейн О.А. Кому и зачем нужно всеобщее избирательное право //Русская мысль. 1909. N 2.

Волькенштейн О.А. Освобождение женщины. Пг.,1917.

Волькенштейн О.А. Неприкосновенность личности и женщина. Пг.,1917.

Всероссийский союз равноправия женщин: 3-й делегатский съезд, Москва, 1906: Отчеты и протоколы. СПб., 1906.

Гижицкая Л. Новая женщина в литературе // Мир Божий 1897. № 1.

Гольцева Н.А. Женское движение в Соединенных Штатах. М.,1906.

Гюдри-Мено. Женщина. СПб.,1903.

Демская Р. Женщина прежде и теперь. Тифлис, 1919.

Д'Истриа Д. Женщина о женщинах, 1866.

Долгова Н.П. Имеются ли основания допустить женщин в земское самоуправление. СПб., 1913.

Дубовская П. Женская воля в разрешении социальных вопросов. М.,1906

Евреинова А.М. Об уравнении прав женщин при наследовании//Журнал гражданского и уголовного права. 1884. N3.

Е.Л. Новости по женскому делу. // Отечественные записки. 1870. № 1.

Е.Л. Женское движение у нас и за границей. // Отечественные записки. 1870, № 4.

Е.Л. Избирательные права женщин в Англии //Отечественный записки. 1871. № 6.

Е.Л. Парижский конгресс по женскому вопросу (сент. 1873) // Отечественные записки. 1873. № 5.

Ефименко А. Крестьянская женщина. Этнографический этюд //Дело.1873.№ 2-3.

Закута О. Как в революционное время Всероссийская Лига Равноправия женщин добилась избирательных прав для русских женщин. Пг., 1917.

Заявление Петербургского клуба женской прогрессивной партии о допущении женщин к государственной службе //Женский вестник. 1910. №1.

Жалоба женщин // Современник. 1857. N 5.

Исполатова С. Самосознание женщин как фактор обновления общественного строя. Речь, произнесенная на Первом Всероссийском женском съезде в Петербурге. М.,1912.

Кальманович А. Несколько слов о феминизме// Союз женщин.1907, № 5

Кальманович А. Женское движение и его задачи. СПб.,1908.

Кальманович А.А. Претензии к женскому движению вообще и к 1-му всероссийскому женскому съезду в частности. СПб., 1910.

Кальманович А.А. Женское движение и отношение партий к нему. Доклад, читанный на Первом Всероссийском женском съезде 15 декабря 19099 г. в Петербурге. СПб., 1911.

Кальманович А.А. Претензии к женскому движению вообще и к Первому Всероссийскому съезду в частности: Несколько слов о книге госпожи Коллонтай «Социальные основы женского вопроса». СПб., 1910.

Кальманович А. Женское движение и отношение партий к ним. СПб., 1911.

Кальманович А.А. Суфражистки и суфражетки. СПб., 1911.

Камраш В.Г. Феминизм об эмансипации женщин. М., 1902.

Камская Е. Женщина в семье и обществе// Исторический вестник. 1881, №8.

Клевцова О. Конгресс феминистов в Берлине //Голос жизни. 1905. № 10-14.

Коллонтай А.М. Женщина-работница в современном обществе//Труды Первого Всероссийского женского съезда. СПб., 1908.

Коллонтай А.М. Женщина-работница на первом феминистском съезде в России // Голос социал-демократа, 2 (март 1909): 6-7.

Коллонтай А. Два течения (По поводу I-ой международной женской социалистической конференции в Штутгарте) // Образование. 1907. N10.

Коллонтай А.М. Итоги второй международной женской социалистической конференции// Наша заря 1 (сентябрь 1910): 89-95.

Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.

Коллонтай А.М. На старую тему //Новая жизнь (1911),.

Коллонтай А.М. Половая мораль и социалистическая борьба //Новая жизнь, №9 (1911).

Коллонтай а.М. Новые законы страхования материнства //Современный мир, №10 (1912.

Коллонтай А.М. Союз защиты материнства и реформа сексуальной морали //Новая жизнь, №11, 1912.

Коллонтай А.М. Женское избирательное право в Шведском парламенте //Наша заря. №3. Июль 1912.

Коллонтай А.М. Новая женщина //Современный мир, №9 (1913),

Коллонтай А.М. Защита материнства //Наша заря. №9 (1913.

Коллонтай А.М. Крест материнства //Современный мир, №11 (ноябрь) 1914.

Коллонтай А.М. Работница-мать. СПб., 1914.

Коллонтай А.М. Общество и материнство. Пг., 1916.

Коллонтай А.М. Работница за год революции. М., 1918.

Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль //Новая мораль и рабочий класс, М., 1918.

Коллонтай А.М. Семья и коммунистическое государство. М., 1918.

Коллонтай А.М. Великий борец за право и свободу женщин //Бебель А. Женщина и социализм. Пг., 1918.

Коллонтай А.М. Работницы, крестьянки и крестьянский фронт. М., 1919.

Коллонтай А.М. Семья и коммунизм //Коммунистка. 1920. № 7.

Коллонтай А.М. Классовая война и работницы //Коммунистка, №5 (октябрь 1920.

Коллонтай А.М. Семья и коммунизм //Коммунистка, №7 (декабрь 1920) .

Коллонтай А.М. Трудовая республика и проституция //Коммунистка. 190. № 6.

Коллонтай А.М. Из моей жизни и работы. Одесса, 1921.

Коллонтай А.М. Производство и быт //Коммунистка, №10-11, 1921(март-апрель).

Коллонтай А.М. Проституция и меры борьбы с ней. М., 1921.

Коллонтай А.М. Роль феминисток и женщин-пролетарок в движении за эмансипацию женщин //Северо-западный голос. 1905. №33.

Коллонтай А.М. Задачи работниц в борьбе с проституцией //Голос социал-демократа 3 (апрель 1910).

Коллонтай А.М. Формы организации работниц на Западе //Дело жизни, №1 (22 января 1911)

Коллонтай А.М. Итоги съезда по борбе с проституцией //Социал-демократ, №14 (июль 1914).

Коллонтай А.М. Движение менаджерок (хозяек) во

Франции //Наша заря . №2 (сентябрь 1914).

Коллонтай А.М. Наши задачи // Работница. № 1-2 (1917).

Коллонтай А.М. Международное социалистическое совещание работниц. М., 1918.

Коллонтай А.М. К истории движения работниц в Росси// Коммунистическая партия и организация работниц. М., 1919.

Коллонтай А.М. Международная конференция социалисток. М., 1918.

Коллонтай А.М.(К.А.М.) Как борются работницы за свои права: I.Социалистическое движение работниц в различных странах; II. Формы организации работниц на Западе. М., 1919.

Коллонтай А.М. Международный день работниц. М., 1920.

Коллонтай А.М. К истории движения работниц в России. Харьков. 1920.

Коллонтай А.М. Задачи отделов по работе среди женщин //Коммунистка. 1920, № 6.

Коллонтай А.М. На пути к коммунизму и полному раскрепощению женщины //Три года диктатуры пролетариата. М., 1921.

Коллонтай А.М. Автобиографический очерк //Пролетарская революция. № 1 (1921).

Коллонтай А.М. Коминтерн и Вторая международная конференция коммунисток //Коммунистка. №12-13, май-июнь, 1921.

Коллонтай А.М. Международная солидарность и день работниц //Отчёт о Первой международной конференции коммунисток. М., 1921.

Коллонтай А.М. Творческое в работе К.Н.Самойловой // Коммунистка. № 3-5 (май).

Коллонтай А.М. Революционная деятельность Конкордии Николаевны Самойловой. М., 1922.

Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России. М., 1921.

Коллонтай А.М. Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений //Коммунистка. № 12-13, 1921(май-июнь).

Коллонтай А.М. Положение женщины в связи с эволюцией хозяйства. М., 1922.

Коллонтай А.М. Дорогу крылатому Эросу//Молодая гвардия. № 3 (май).

Коллонтай А.М. Письма к трудовой молодёжи. Письмо третье: О «драконе» и «белой птице» //Молодая гвардия, 1923, №2 (февраль-март).

Коллонтай А.М. Любовь пчел трудовых: Из серии рассказов "Революция чувст и революция нравов". М.,П., 1923.

Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции хозяйства. Пг., 1923.

Кольбе Е. Женское рабочее движение //Наша заря. 1913. №2.

Кувшинская Е. Женщины и политика //Труды Первого Всероссийского женского съезда. Спб.,1909.

Комарова А.А. Одна из многих: Из записок нигилистки. СПб., 1881.

Корсини М. Институтка. СПб., 1846.

Крестовская М. Из женской жизни // Мир Божий. 1903. № 2, 3, 4.

Крупская Н.К. Женщина-работница. Мюнхен. 1901.

Крупская Н.К. Война и деторождение// Коммунистка. 1920. № 1-2.

Крупская Н. О работе среди женщин. М.-Л., 1926.

Кускова Е. Женщины и равноправие. Союз женщин. 1908, № 12

Кускова Е. Женский вопрос и женский съезд // Образование. 1909. N 1-2.

Леткова Е. Елена Иосифовна Лихачева//Русское богатство. 1904. № 12.

Ланге Е. Женский вопрос в его современной постановке. М., 1909.

Л.Б. «Новая женщина» Англии //Образование.1898. № 7-8.

Литвинова Е. а), б), в) и г) Русского женского взаимноблаготворительного общества // Женское дело, 1899. Кн.1.

Лихачева Е. Новости по женскому делу во Франции и Америке //Отечественные записки. 1869. №5.

Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1796) СПб., 1890.

Лихачева Е. Женское движение за последнее десятилетие // Отечественные записки. 1880. №3.

Лухманова Н.А. О положении незамужней дочери в семье. СПб., 1896.

Львова Е. Русская работница. СПб., 1914.

Люлева Е. Свободная женщина и христианство. М., 1906.

Маслова П.И. Женщина о женщине. СПб., 1907.

Миловидова Э. Женский вопрос и женское движение. М-Л, 1929.

Мирович Н. Женщина и экономический вопрос //Образование.1899. № 1.

Мирович Н. О положении женщин в Норвегии //Голос жизни. 1905. № 15.

Мирович Н. О I съезде русских деятельниц по благотворительному просвещению (июнь 1905 г.) // Русская мысль. 1905, № 5.

Мирович Н. Женское движение в Европе // Русская мысль. 1906, № 8.

Мирович Н. Победа женского движения в Финляндии //Русская мысль. 1907. N 7.

Мирович Н. Женское движение в Европе и Америке. М., 1907.

Мирович Н. Из истории женского движения в России. М., 1908.

Мирович Н. Несколько слов о феминизме// Союз женщин, 1908. № 3.

Мирович Н.(Иванова З.С.) Из истории женского движения в России. М., 1908.

Мирович З. Первый всероссийский женский съезд // Вестник Европы. 1909. № 1.

Мирович Н. Женское движение в России XX века//Ланге Е. Женский вопрос в его современной постановке. М., 1909.

Мирович Н. Женский парламент в Лондоне // Русская мысль. 1909. № 7.

Мирович Н. III конгресс Международного союза избирательных прав женщин в Копенгагене (авг. 1906 г.)// Русская мысль. 1909. №11.

Мирович Н. III конгресс Международного союза избирательных прав женщин (1911 г.) // Вестник Европы. 1911. №7.

Михайлова Вера. Русские законы о женщине. М.,1913.

Николаева М.К. (Цебрикова). Наши бабушки (по поводу женских характеров в романе "Война и мир") // Отечественные записки. 1868. №6.

Николаева М.К. (Цебрикова). Превыспренные героини //Русское богатство. 1891. №12.

Об Обществе взаимопомощи служащих интеллигентных женщин // Женское дело. 1899. Кн.4.

Об Обществе попечения о молодых девицах// Женский вестник. 1910. N 11.

Общество охранения здоровья женщин// Женское дело. 1899. № 8.

О взаимодействии женских организаций с депутатами Государственной думы // Союз женщин. 107. № 1.

О гражданском состоянии женщин в России // Вестник Европы. 1826. № 17-24.

О женщинах //Вестник Европы. 1812. № 9-16.

О Первом Всероссийском съезде по борьбе с торгом женщинами //Женский вестник. 1910. № 5-6.

О реорганизации Союза равноправия женщин в Российскую Лигу равноправия женщин //Союз женщин. 1909. №2.

Орловская М.В. О женском движении в России. СПб., Тип. Мирный труд, 1911.

Ответ москвички «Союзу 17 октября» //Союз женщин. 1907. № 3

Отголосок на "Жалобу женщин" // Современник. 1858. № 2.

Отчет Российской лиги равноправия женщин за 1914-1915 гг. Петроград, Северная Печатня, 1917.

Погожева А. Клубы рабочих девушек в Лондоне // Русская мысль. 1896. N 2.

Покровская М.И. Задачи женской прогрессивной партии. СПб., 1906.

Покровская М.И. О высшем женском образовании в России.

СПб., 1906.

Покровская М.И. Женский труд (по устройству жилищ для бедных за границей) // Вестник Европы. 1898. № 8.

Покровская М.И. Защитники и противники равноправия женщин в Первой Государственной Думе СПб., 1907.

Покровская М.И. Первый Всероссийский женский съезд // Женский вестник. 1909. № 5. С. 121-123.

Покровская М.И. Наши толстые журналы и женское движение // Женский вестник. 1914. № 2.

Покровская М.И. Как рабочие понимают феминизм //Женский вестник. 1917. №3.

Покровская М.И. Женская беззащитность // Женский вестник. 1905. № 2. С. 45-52.

Покровская М.И. Борьба с проституцией // Журнал русского общества охранения народного здравия. 1900. № 4. С. 399-428.

Покровская М.И. Борьба с проституцией. СПб., 1902.

Покровская М.И. Борьба с проституцией: Доклад II Отделению Русского общения народного здравия 10 дек. 1899 г. СПб., 1900 (Оттиск из журнала Русского общества охранения народного здравия, 1900, № 4).

Покровская М.И. Единая половая нравственность // Женский вестник. 1910. № 4. С. 89-92.

Покровская М.И. Женщина в крепостное время и ее психология // Женский вопрос. 1911. № 2. С. 43-47; № 4. С.89-92; № 5-6. С. 125-238; № 10. С. 206-208.

Покровская М.И. Женский труд в России: приказчицы // Женский вестник. 1914. № 3. С. 79-83.

Покровская М.И. Женский труд в России: прислуга // Женский вестник. 1914. №1. С. 11-14.

Покровская М.И. Закон и жизнь: Доклад на публичном собрании Клуба женской прогрессивной партии // Женский вестник. 1914. № 3.

Покровская М.И. Женский труд в России: фабрично-заводская работница // Женский вестник. 1913. № 7-10. Июль - октябрь. С. 155-160, 178-182, 203-209.

Покровская М.И. Половое воспитание. М., 1913.

Покровская М.И. Закон и жизнь // Женский вестник. 1914. № 3.

Покровская М.И. Вопрос расовой гигиены // Женский вестник. 1914. № 1.

Проект Устава Всероссийского женского совета//Женский вестник. 1908. №11.

Работницы и первый женский съезд// Союз женщин.1908. № 5-6.

Равноправие женщин. Третий съезд союза равноправности женщин. Отчеты и протоколы. СПб., 1906.

Российская лига равноправия женщин //Союз женщин. 1909. № 2.

Российское общество защиты женщин в 1900-1901гг. СПб., 1902.

Самойлова К.Н. Август Бебель и женский вопрос //Работница. 1914. №23.

Самойлова К.Н. Работница в Российской революции. – Пг., 1919

Самойлова К.Н. Организация работниц – неотложная задача. Харьков, 1920

Самойлова К.Н. Работницы в российской революции. М., 1920.

Самойлова К.Н. Крестьянка и советская власть. М., 1921.

Сборник памяти А.П.Философовой (1837-1912). Т.1-2. Пг., 1915.

Саблина К.(Крупская Н.) Женщина работница. СПб., 1906

Сталь Л. Новые женщины //Коммунистка. 1920. №6.

Сталь Л. Печать и женское коммунистическое движение. М.;Л., 1927.

Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге, 10 -16 декабря 1908 г. СПб., 1909.

Тыркова-Вильямс А.В. Первый женский съезд // Зарницы, 1909, N 2, т.2.

Тыркова-Вильямс А.В. Первые шаги. Первый женский всероссийский съезд // Новый журнал для всех, 1909, N 1.

Тыркова А. Анна Павловна Философова // Вестник Европы. 1912. № 6.

Тыркова А. Освобождение женщины. Петроград, 1917.

Тюрберт С. А. Два направления в социализме и женском движении// Союз женщин. 1907. № 5

Тюрберт С. Женский вопрос и политический строй //Труды первого Всероссийского женского съезда. СПб., 1909.

Тюрберт С. Идеал и политическая практика // Союз женщин. 1909. № 2

Фарафонтова Т. Общество попечения о молодых девицах в Санкт-Петербурге // Женское дело. 1899. Кн.4.

Флейшиц Е. Первый Всероссийский съезд по образованию женщин // Вестник Европы. 1913. № 2.

Философова А.П. К русскому обществу и русской женщине //Союз женщин. 1907. № 5

Философова А.П. Женский вопрос //Первый женский календарь на 1912 год. СПб., 1912.

Философова А.П. Международный совет женщин // Союз женщин. 1907. № 2.

Философова А.П. О национальных советах женщин//Женский вестник. 1908. N11.

Хроника женских избирательных прав //Женский вестник. 1913. №2.

Хроника женского движения // Женское дело. 1899. Кн.1, 4.

Хроника женского движения // Женский вестник. 1907. № 5.

Хроника женских избирательных прав//Женский вестник. 1913. № 2.

Цебрикова М. 20-летие женского вопроса//Женское образование. № 6.

Цебрикова М. Гуманный защитник женских прав// Отечественные записки. 1879, № 2.

Цебрикова М. Женщины американской революции // Вестник Европы. 1870, июнь, с. 507-542; июль, с. 60-95.

Цебрикова М. Гуманный защитник женских прав (о романе Писемского "Люди сороковых годов") // Отечественные записки. 1870. № 2.

Цебрикова М. Женщины Американской революции // Вестник Европы. 1870. №6.

Цебрикова М. Псевдо-новая героиня ("Обрыв" Гончарова) // Отечественные записки. 1870. №5.

Цебрикова М.К. Предисловие //Милль Д.С. Подчиненность женщины. СПб., 1870.

Цебрикова М. Из огня да в полымя // Вестник Европы. 1871. Т.3.

Цебрикова М.К. Двадцатилетие женского вопроса //Женское образование. 1882. № 6.

Цеткин К. Женский вопрос и германское студенчество. Одесса, 1905.

Цеткин К. Интеллигентный пролетариат, женской вопрос и социализм. Пг., 1918.

Чехова М.А. Речь на общем собрании РЛРЖ, 25 января 1909 г. // Союз женщин, 1909. № 2.

Шабанова А.Н. Воспоминания о женском международном конгрессе в Берлине //Новое слово. 1896. № 2.

Шабанова А. Международный женский конгресс в Стокгольме (1911г.) // Вестник Европы. 1912. № 1-2.

Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России. СПб.,1912.

Шапир О. Идеалы будущего // Труды первого Всероссийского женского съезда. СПб., 1909.

Шапир О. Первый Всероссийский женский съезд //Женская мысль. 1909. № 1.

Шахматова Н.А. Что такое феминизм? Реферат, читанный 17 марта 1912 года в Московском отделении Российской лиги равнопарвия женщин. М., 1912.

Щепкина Е. Женское население Петербурга // Образование. 1897. № 5-6.

Щепкина Е.Женский вопрос и конституционализм (историческая справка) //Союз женщин. 1907. № 5

Щепкина Е.Н. Из истории развития женской личности в

России: Лекции и статьи. СПб., Тип. Б.М.Вольфа, 1914.

Щепкина Е.Н. Воспоминания и дневники русских женщин //Исторический вестник. 1914. № 8.

Щепкина Е. Женское население Петербурга // Образование. 1897. № 5-6.

Щепкина Е. Женское движение. СПб., 1905

Щепкина Е. Женское движение 1905 года в отзывах современных деятелей. СПб., 1906.

Щепкина Е. Апология «буржуазок» в книге г-жи Коллонтай «Социальные основы женского вопроса» //Союз женщин. 1909. № 2.

Щепкина Е.Н. Женщины в русских университетах // Вестник Европы. 1912. № 9.

Щепкина Е.Н. Из истории развития женской личности в России: Лекции и статьи. СПб., Тип. Б.М.Вольфа, 1914.

Щепкина Е.Н. Женское движение в годы Французской революции. Петроград, 1921.

Ясевич-Бородаевская В.И. Надежда Васильевна Стасова: (Биографический очерк). СПб., 1896.

коммунизм и брачно-половая мораль - student2.ru

коммунизм и брачно-половая мораль - student2.ru

коммунизм и брачно-половая мораль - student2.ru

Феминистские ответы

на женский вопрос в России

коммунизм и брачно-половая мораль - student2.ru

(вторая половина XIX – первая треть ХХ в.)

Хрестоматия

Печатается в авторской редакции

Технический редактор А.В. Жильцов

Подписано в печать 18.02.2010. Формат 60 ´ 84 1/16.

Усл. печ. л. 12,75. Тираж 100 экз. Заказ № 65.

Тверской государственный университет

Редакционно-издательское управление

Адрес: Россия, 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33.

коммунизм и брачно-половая мораль - student2.ru Тел. РИУ: (4822) 35-60-63.

[1] Мужские ответы на женский вопрос в России (вторая половина XIX –первая треть ХХ в.): Антология /Сост. и ред. В. Успенская. Тверь, 2005.

[2] Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России //Общественные науки и современность. 1991. № 4; Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы: Материалы межрегион. науч. конф. Иваново, 1993; Хасбулатова О. Опыт и традиции женского движения в России (1860–1917гг). Иваново, 1994; Женщины в социальной истории России /Под ред. В. И. Успенской. Тверь, 1996; Айвазова С. В лабиринте женского равноправия. М., 1998; Пушкарева Н. Русская женщина: история и современность: Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800–2000: Материалы к библиографии. – М., 2002; Пушкарева Н. Л. У истоков русского феминизма: сходства и отличия России и Запада //Российские женщины и европейская культура /Под ред. Г. А. Тишкина. СПб., 2002; Марксистский феминизм: Коллекция текстов А.М.Коллонтай /Сост. и ред. В. И. Успенская. Тверь, 2003; Юкина И. Библиография по истории женского движения и феминизма (1850 –1920-е годы). СПб, 2003; Юкина И. Русский феминизм как вызов современности. СПб. 2007. Особое место в изучении «женского вопроса» принадлежит Г. А. Тишкину, который более 25 лет плодотворно работает над темой, постоянно расширяя сферы исследования. См.: Женский вопрос в России: 50–60-е годы XIX века. – Л., 1984.

[3] Союз женщин. 1907, № 5.

[4] См., например: Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. Иваново, 1996; Женщины в социальной истории России. Тверь, 1996; Айвазова С. В лабиринте женского равноправия. М., 1998; Марксистский феминизм: Коллекция текстов А. М. Коллонтай /Сост. и ред. В. Успенская. Тверь, 2003.

[5] Tarrow, S. Struggle, Politics and Reform: Collective Actions, Social Movements and Cycle of Protest. Occasional Paper # 21. Western Societies Program, Center for International Studies, Cornell University, NY. 1989.

[6] Некрасова Е. Указ. соч. С. 808.

[7] Цебрикова М. К. Предисловие// Милль Дж. С. О подчинении женщины. 2-е изд. СПб., 1870. С. II.

[8] Цебрикова М. К. Указ. соч. С. ХII-XIII.

[9] См. публикации в книге: Мужские ответы на женский вопрос в России (вторая половина XIX– первая треть ХХ в.): Антология /Под ред. В. И. Успенской. Тверь, 2005.

[10] Гиероглифов А. Общественное призвание женщины// Отечественные записки. 1863. Т. 143. № 7-8. С. 521.

[11] Saarinen, A. Patronesses, Gentlewomen, Feminists – and Common Wives. Political Gender and Class Systems in Tampere during the Period of Industrialization// Moving On. New Perspectives on the Women’s Movement. Aarhus University Press. 1991.

[12] Killian, L. Social Movements// Handbook of Modern Sociology. Ed. by R. Faris. Chicago. 1964; Smelser, N. Social and Psychological Dimensions of Collective Behavior// Smelser, N. Essays in Sociological Explanation. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice Hall. 1968.

[13] Цебрикова М. К. Указ. соч. С. 208.

[14] Тыркова, А. В. Анна Павловна Философова и ее время. Пг., 1915. Т. 1. С. 371.

[15] См.: Успенская В. Женщины и общество: Литература по женскому вопросу….. Материалы к библиографии. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999.

[16]См., напимер, труды: английского либерала Милля ("Подчиненность женщины", "Избирательное право женщин"), немецких социалистов Энгельса ("Происхождение семьи, частной собственности и государства") и особенно Бебеля ("Социализм и женский вопрос").

[17] См.: Лео А. Современный вопрос о правах женщины // Вестник Европы. 1869, № 5. Е.Л. Женское движение у нас и за границей // Отечественные записки. 1870, № 4. Парижский конгресс по женскому вопросу (сент. 1873) // Отечественные записки. 1873, № 5. Лихачева Е. Женское движение за последнее десятилетие // Отечественные записки. 1880, № 3. Венгерова З. Феминизм и женская свобода // Образование. 1898, № 5-6. Покровская М.И. Женский труд (по устройству жилищ для бедных за границей) // Вестник Европы. 1898, № 8. Успехи феминизма в различных странах // Образование. 1902, № 1. Мирович Н. Победа женского движения в Финляндии // Русская мысль. 1907, № 7. Мирович Н. Женское движение в Европе // Русская мысль. 1906, № 8. Мирович Н. О I съезде русских деятельниц по благотворительному просвещению (июнь 1905 г.) // Русская мысль. 1905, № 5. Волькенштейн О. Итоги Первого всероссийского женского съезда // Русская мысль. 1909, № 2. Тыркова А. Женский труд и проституция // Русская мысль. 1910, № 6. Мирович З. VI конгресс Международного союза избирательных прав женщин (1911 г.) // Вестник Европы. 1911, № 7. Шабанова А. Международный женский конгресс в Стокгольме (сент. 1911 г.) // Вестник Европы. 1912, № 1-2.

[18]Щепкина Е. Женское движение. Спб., 1906. С. 1.

[19] См.: Хасбулатова О. Указ.соч. С. 104.

[20] Коллонтай А. Указ соч. // Марксистский феминизм С. 48.

[21] См.: Закута О. Как Лига равноправия женщин боролась… / Женщины в социальной истории России / Под ред. В. И. Успенской, Тверь, 1996.

[22] Женское дело. 1912. № 14. С. 8.

[23] Исполатова С. Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя: Речь на Первом Всероссийском женском съезде в декабре 1908 г.// Союз женщин. 1908, № 12. С. 12–16.

[24] Ее позиция по отношению к феминизму изложена в работе "Социальные основы женского вопроса", изданной в 1909 г.

[25] Успенская В. Радикальный проект женской эмансипации А. Коллонтай // Александра Коллонтай: Теория женской эмансипации в контексте Российской гендерной политики. Материалы международной научной конференции /Под ред. В. Успенской. Тверь, 2003. С. 19.

[26] Среди этих работ: Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений, О "драконе" и "белой птице", Дорогу крылатому Эросу. См.: Марксистский феминизм: Коллекция текстов А. М. Коллонтай…

[27] Брошюрку пришлось выпустить уже после роспуска Государственной Думы.

[28] См. Устав и Платформу в приложении

Наши рекомендации