Депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации— избранный в соответствии с федеральным
законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в
Государственной Думе законодательные и иные полномочия,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным
законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и
статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» (ст. 1 указанного закона (ред. от 21.11.2011г.)).
Диспозитивная конституционно-правовая норма— правило
поведения, которое предоставляет субъектам выбор того или иного
варианта поведения в конкретном случае.
Диспозиция— один из трех элементов правовой нормы —
указание на права и обязанности (правило поведения).
Должностное лицо— лицо, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющее функции представителя
власти либо выполняющее организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственном органе или
органе местного самоуправления (ст. 4 федерального закона от 2 мая
2006 г. № 59-ФЗ ( ред. от 27.07.2010 г.)«О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации»).
Достоинство личности— качество человека, равнозначное праву на
уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием
личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность (Баглай М.
В., Ту-манов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С.
131).
Доступ к правосудию— правовой принцип, направленный на
обеспечение каждому права на судебную защиту, заключающийся в
возможности лица беспрепятственно прибегнуть к судебной защите в
случае нарушения его прав и законных интересов.
Единство системы государственной власти— принцип
организации государственной власти в Российской Федерации как
федеративном государстве, согласно которому федеральные
государственные органы и государственные органы субъектов РФ всех
ветвей власти имеют единый источник (волю многонационального
народа России), действуют в рамках единого законодательства,
обязаны взаимодействовать между собой в интересах граждан.
Единство экономического пространства— конституционный прин-
цип, предусматривающий обеспечение одинаковых условий для
осуществления экономической деятельности на всей территории страны,
а также отсутствие внутренних таможенных и иных границ,
препятствующих свободному перемещению товаров, услуг и капиталов.
Жалоба— просьба гражданина о восстановлении или защите его
нарушенных прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод или
законных интересов других лиц (ст. 4 федерального закона от 2 мая 2006
г. № 59-ФЗ(ред. от 27.07.2010 г) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации»).
Законодательный процесс— система процедурных действий по
созданию закона. В узком смысле законодательный процесс
рассматривается как порядок деятельности парламента, начиная от
принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона.
В широком смысле — это строго регламентированный ряд
последовательно сменяющих друг друга этапов создания закона, не
ограничивающихся рамками парламента, начиная от внесения
законопроекта в парламент, рассмотрения законопроекта, принятия
закона и заканчивая его обнародованием и вступлением в силу
(Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой.
2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 405).
Законотворчество— действия и отношения, предваряющие
законодательный процесс, включающие в себя выявление потребности
в принятии закона, научную, экспертную и организационную подготовку
законодательной инициативы. Законотворчество может включать и оценку
эффективности закона, и возможную его последующую корректировку
(Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой.
2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 405).
Защита избирательных прав— принудительный механизм
реализации права граждан избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать
в иных избирательных действиях, обеспечиваемый межгосударственными
организациями, органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, иными организациями,
самими гражданами посредством предотвращения нарушений
избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо
восстановления нарушенного права и иными способами (Матейкович М.
С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М.,
2003. С. 89).
Защита Конституции Российской Федерации— устранение
конкретных нарушений конституционных норм (Безуглов А. А., Солдатов С.
А. Конституционное право России: Учеб. для юрид. вузов (полный курс): В
3 т. М., 2001. Т. 1. С. 175).
Заявление— просьба гражданина о содействии в реализации его
конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод
других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных
правовых актов, недостатках в работе государственных органов,
органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика
деятельности указанных органов и должностных лиц (ст. 4
федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г) «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Злоупотребление избирательными правами— превышение
управомоченным субъектом избирательного процесса меры возможного
поведения, т. е. использование в рамках дозволенного ему общего типа
поведения (возможности избирать и быть избранным, участвовать в иных
избирательных действиях) таких вариантов поведения, которые
препятствуют реализации прав других субъектов избирательного процесса
и противоречат интересам избирательного корпуса в целом (Матейкович
М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М.,
2003. С. 137).
Идеологический и политический плюрализм— такое состояние
в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает
юридически статуса официальной государственной или обязательной
идеологии, а для выражения и воплощения различных политических
идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные
объединения, и все они действуют на основе (т. е. в рамках, с
соблюдением) закона и равны перед законом (Авакьян С. А.
Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С.
443).
Избирательная комиссия— коллегиальный орган, формируемый в
порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и
обеспечивающий подготовку и проведение выборов (ст. 2 федерального
закона от 12 февраля 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Императивная конституционно-правовая норма— правило
поведения, которое подлежит исполнению независимо от усмотрения
субъектов.
Иностранный гражданин— лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство)
иностранного государства (ст. 3 федерального закона от 31 мая 2002
г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской
Федерации»).
Исключительная экономическая зона Российской Федерации—
морской район, находящийся за пределами территориального моря
Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым
режимом, установленным федеральным законом от 17 декабря 1998 г. №
191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской
Федерации», международными договорами Российской Федерации и
нормами международного права (ст. 1 указанного закона (ред. от 21.
11. 2011 г.)).
Источник конституционного права России (как отрасли права)—
форма установления и выражения действующих конституционно-
правовых норм.
Источники науки конституционного права России— носители
информации, в которых содержатся уже накопленные знания о
конституционном праве и изучение которых способно дать
исследователю новые научные знания о конституционном праве
(Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право Росси: Учеб.
для юрид. вузов (полный курс): В 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 157).
Источники права— исходящие от государства или признаваемые
им официально документальные способы выражения и закрепления
норм права, придания им юридического, общеобязательного характера
(Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт
комплексного исследования. М., 1999. С. 76).
Кворум— установленное законом или регламентом органа
государственной власти минимальное количество его членов,
необходимое для начала работы и принятия решений.
Компетенция— возложенный законно на уполномоченный субъект
объем публичных дел. Будучи сложным явлением, она состоит из
элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам
относятся:
а) нормативно установленные цели; б) предметы ведения как юридически
определенные сферы и объекты воздействия; в) властные полномочия
как гарантированная законом мера принятия решений и совершения
действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их
неисполнение (Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001. С. 55–56).
Конституционная законность— совокупность требований к
властным структурам в процессе создания конституционных предписаний,
их выполнения, а также система мер, направленная на восстановление
нарушенных конституционных норм (Колосова Н. М. Конституционная
ответственность в Российской Федерации: Ответственность
органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение
конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
С. 5).
Конституционная (основная) обязанность— установленная
государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его
конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину
определенные вид и меру поведения и ответственность за
ненадлежащее его исполнение (Воеводин Л. Д. Юридический статус
личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 141).
Конституционное право России (как отрасль права)—
совокупность правовых норм, закрепляющих основные права, свободы и
обязанности личности, а также основы организации общества и
государства.
Конституционное Собрание Российской Федерации—
предусмотренный Конституцией РФ учредительный орган
государственной власти, образуемый для решения вопроса о
пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ.
Конституционные права и свободы— закрепленные в конституции и
гарантированные государством возможности, позволяющие каждому
человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру
своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему
социальными благами как в личных, так и в общественных интересах
(Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.
М., 1997. С. 135).
Конституционный строй Российской Федерации— устройство
общества и государства, отраженное в Конституции Российской
Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации— судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством конституционного
судопроизводства.
Кооперативный федерализм— практика федеративных отношений
в государстве, основанная на кооперации, сотрудничестве федерального
центра и регионов (субъектов федерации) в осуществлении программ
социально-экономического развития, в формировании и обеспечении
функционирования системы перераспределения ресурсов в рамках
федерации в целях сбалансированного развития всех ее территорий.
Коренные малочисленные народы Российской Федерации—
народы, проживающие в России на территории традиционного
расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни,
хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. чел. и
осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1
ст. 1 федерального закона от 30 апреля 1999 г.№82 (ред. от 28.12.2010 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
Лицо без гражданства— лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия
гражданства иностранного государства (ст. 3 федерального закона от 31
мая 2002 г.№ 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской
Федерации»).
Местное самоуправление— форма народовластия,
обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого
территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою
ответственность в пределах, установленных законодательством, решать
вопросы местного значения.
Метод конституционного права— способ воздействия на
общественные отношения.
Митинг— массовое присутствие граждан в определенном месте
для публичного выражения общественного мнения по поводу
актуальных проблем преимущественно общественно-политического
характера (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ ( ред. от 08.06.2012 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Муниципальный правовой акт— решение по вопросам местного
значения или по вопросам осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
принятое населением муниципального образования непосредственно,
органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного
самоуправления, документально оформленное, обязательное для
исполнения на территории муниципального образования,
устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или
имеющее индивидуальный характер (ст. 2 федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Муниципальный район— несколько поселений или поселений и
межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах
которой местное самоуправление осуществляется в целях решения
вопросов местного значения межпоселенческого характера населением
непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного
самоуправления, которые могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации (ст. 2 федерального закона от 06.10. 2003 г.
№ 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Народ (Российской Федерации)— согласно Конституции РФ
совокупность граждан РФ, которая обладает учредительной властью и при
определенных условиях вправе ее реализовать, является носителем
суверенитета и единственным источником власти в России. В состав народа
России входят исторически сложившиеся на ее территории компактно
проживающие нации, и поэтому народ России в Конституции РФ
(преамбула, ч. 1 ст. 3) именуется как «многонациональный народ» (Краснов
М. А., Кряжков В. А. Толковый словарь конституционных терминов и
понятий. СПб., 2004. С. 131).
Наука конституционного права— способ производства и
организации знаний о конституционном праве Российской Федерации
(Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт
комплексного исследования. М., 1999. С. 98).
Непосредственная демократия— совокупность конституционно-
правовых институтов, посредством которых народ выражает свою
волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного
самоуправления (Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб.
курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 363–364).
Нормативный юридический акт— официальный документ,
содержащий юридические нормы (Алексеев С. С. Право: азбука —
теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.
77).
Образование нового субъекта Российской Федерации—
процедура, предусматривающая изменение состава субъектов
Российской Федерации и не связанная с принятием в федерацию
иностранного государства или его части.