Внешняя политика РФ в отношении стран ближнего зарубежья (Украина, Закавказье)
Украина:
§ Конфликт в отношении цен на газ, поставляемый на Украину, который на Украине привёл к политическому кризису.
§ Конфликт в отношении гидрографических объектов, используемых в Крыму Черноморским флотом.
§ Обвинения России в укрывательстве бывших украинских чиновников, объявленных в международный розыск.
§ 20 января министр внутренних дел Украины Юрий Луценко заявил, что Россия систематически предоставляет своё гражданство бывшим высокопоставленным украинским чиновникам, объявленным Украиной в международный розыск после «Оранжевой революции». По его словам, российское гражданство за последнее время получили бывший мэр Одессы Руслан Боделан, бывший министр внутренних дел Николай Билоконь и бывший управляющий делами президента Кучмы Игорь Бакай. Предоставление российского гражданства фактически означает отказ выдать их Украине, поскольку, согласно российскому законодательству, Россия своих граждан не выдает иностранным государствам.
§ Неурегулированный статус Азовского моря и Керченского пролива (см. также Внешняя политика Украины).
§ 20 января МИД Украины передал российской стороне ноту с требованием прекратить работы российского земснаряда «Уренгой» в Керченском проливе, проводимые на государственной границе между Российской Федерацией и Украиной. В ответ временный поверенный в делах Украины в России был приглашён в МИД РФ, где ему было сказано, что вакватории Керченского пролива государственной границы не существует, а правовой статус пролива до сих пор является предметом переговоров, проводимых на основе российско-украинского Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. (см. также Конфликт вокруг Тузлы).
§ Ограничения во внешней торговле.
§ 14 ноября 2005 правительство России ввело пошлины на ввоз карамели и прочих сахаристых изделий с Украины в размере 20 %.
§ 20 января 2006 вступил в силу запрет на ввоз в Россию всех видов животноводческой продукции (мяса, мясных изделий, яиц, рыбы, молока, сыров, сливочного масла, консервов) с Украины. По официальному сообщению Россельхознадзора, причиной послужили «многочисленные нарушения российского ветеринарного законодательства». В Россию экспортируется 60 % всей молочной продукции Украины (48 тыс. тонн сливочного масла и 210 тыс. тонн сыров). Среднегодовой объём украинского продовольственного экспорта в Россию в денежном выражении составляет более 500 млн долларов.
§ 23 января 2006 Минэкономразвития РФ ввело антидемпинговые пошлины на импорт «некоторых видов украинских стальных труб» в размере от 8,9 % до 55,3 %.
§ 3 июля Минэкономразвития (МЭРТ) РФ объявило о начале очередного — четвёртого — антидемпингового расследования в отношении поставок стали в Россию с Украины (расследование касается импорта плоского холоднокатаного проката). До осени 2006 года МЭРТ должен вынести решение о возможном ограничении экспорта в Россию украинских труб, машиностроительного крепежа и труб большого диаметра. Заградительные пошлины уже введены на импорт украинского швеллера и прутков.
§ 6 июля комитет Госдумы по экологии предложил правительству России объявить мораторий на ввоз всей металлопродукции с Украины в связи с возможной радиоактивностью украинских стали, проката и труб — «до выполнения мероприятий, обеспечивающих радиационную безопасность РФ при ввозе металлолома и металлопродукции». Объёмы этого экспорта составляют $600-650 млн в год. Украина действия России считает политическими и намерена в ответ инициировать антидемпинговые расследования против российского стального экспорта на Украину. По данным Минпромэнерго РФ, в 2005 году Украина поставила в Россию 1,75 млн тонн проката, что составляет около 6 % российского рынка. Доля российских поставок на украинском рынке металлургической продукции на конец 2005 года выросла до 17,5 % ($950 млн).
§ 21 июля Минэкономразвития России объявило о завершении специального расследования в отношении импорта в Россию труб большого диаметра с Украины, из Германии, Италии и Японии и обратилось к правительству с просьбой ввести заградительную пошлину в размере 8 %. В 2005 году украинские металлурги выпустили около 600 тыс. т труб большого диаметра, из которых 280 тыс. т экспортировали в Россию.
§ Обвинения России в инспирировании парламентского кризиса на Украине.
§ 14 июля и. о. министра иностранных дел Борис Тарасюк заявил, что парламентский кризис на Украине организован внешней силой — «в том числе», Россией. По его словам, на Украине происходит «манипуляция некоторыми политическими силами» — Партией регионов, СПУ и КПУ. МИД России заявил, что Россия не причастна к созданию и работе «антикризисной коалиции», поскольку рассматривает «политические процессы в соседнем государстве как его сугубо внутреннее дело».
§ Положение русского языка на Украине
§ В конце сентября 2006 дипломатические ведомства Украины и России обменялись резкими заявлениями по поводу положения русского языка на Украине.
Всё началось с того, что МИД РФ распространил комментарий, в котором говорилось, что Россия не намерена более игнорировать случаи дискриминации русского языка на Украине «как малозначащее общественное явление. Гонителям русского языка на Украине необходимо наконец осознать, что двуязычие на Украине — это исторически сложившееся явление, и поэтому заниматься искоренением русского языка подобными методами просто контрпродуктивно».
МИД Украины в ответ потребовал от российского руководства прекратить разыгрывать «языковую карту» как метод влияния на внутриполитическую ситуацию на Украине и «с уважением относиться к законам Украины, как это предусмотрено международной практикой». В Киеве считают необоснованными российские обвинения в дискриминации русского языка на Украине и «насильственном вытеснении русского языка из разных сфер гражданской жизни» центральными и местными властями.
[править]Смена правительства
Российское руководство изменило своё отношение к Украине после смены украинского правительства и ряда внешнеполитических шагов, осуществлённых новым премьер-министром — Виктором Януковичем.
Виктор Янукович после вступления в должность сумел добиться от России до конца года сохранения цены на поставки газа на уровне 95 долл. за 1000 куб. м, установленной в результате газового кризиса января 2006 г.. Виктор Ющенко заявлял в декабре 2006, что вопрос цены — не главный; главное — определение прозрачной формулы формирования цен на российский газ. Украина, по его словам, готова платить 130 долларов за 1000 куб. м, если ей объяснят, как формируется такая цена. Он также заявил, что принятие чёткой методологии расчёта цены на газ — единственная страховка от политизации этого вопроса.
Виктор Янукович во время визита в Москву в начале декабря также заявил, что Киев заинтересован в участии в ЕЭП. Тем не менее официальная линия Киева на отказ от участия в таможенном и валютном союзах в рамках ЕЭП, а также в надгосударственных управленческих структурах ЕЭП пока остаётся неизменной.
В условиях обострения борьбы за власть между премьер-министром и президентом Украины (особенно после того, как Янукович уволил министра иностранных дел Бориса Тарасюка) и тому, и другому крайне важно улучшить отношения с Россией. В частности, Ющенко заявлял, что хотел бы обсудить схемы развития российско-украинских отношений, которые позволили бы Украине продвигаться в направлении евроатлантической интеграции при сохранении «особого партнёрства» с Россией.
22 декабря — состоялся визит президента Путина на Украину, в ходе которого он провёл переговоры с Виктором Ющенко и Виктором Януковичем. В рамках визита впервые начала работу межгосударственная комиссия по российско-украинским отношениям «Путин — Ющенко». Решение о создании комиссии, которую должны возглавить президенты двух стран, было принято ещё в марте 2005 г., но с тех пор её заседания регулярно откладывались.
[править]2010
В апреле 2010 года Д. А. Медведев провёл переговоры с президентом Украины В. Ф. Януковичем, по итогам которых были подписаны Харьковские соглашения о продолжении базирования российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года
Закавказье:
По отношению к странам СНГ Россия занимала, особенно в первый период, достаточно сложную позицию. С одной стороны, формально все они признавались как независимые государства. С другой стороны, Российская Федерация видела в них если и не какое-то временное недоразумение, то в значительной степени нечто, что должно зависеть и в той или иной степени будет зависеть и дальше от России.
Лишь с началом президентства Владимира Путина вектор политики на постсоветском пространстве определился. Теперь страны СНГ увидели в Москве достаточно понятную для них силу. Другое дело, что эта сила могла их устраивать или не устраивать. Грузию она не устраивала, Армению устраивала, а Азербайджан пытался проводить разнонаправленную политику.
Как мы уже говорили, наиболее крупная страна региона и по населению, и по потенциалу - Азербайджан. К 1980 г. в Баку, в его пригороде Сумгаите и в нескольких других городах было сосредоточено немало промышленных предприятий общесоюзного значения. Мало кто помнит, но Азербайджан занимал первое место в СССР по производству винограда - 2 млн. т в год (при 1,3 млн. в Молдавии и всего 0,8 млн. в Грузии). То есть, республика была достаточно развитой.
Важнейший для Азербайджана фактор - нефть. В 1900 г. на Баку приходилась половина всей мировой добычи нефти. Первая в мире скважина для добычи нефти была пробурена тоже здесь, еще в 1847 г. И вплоть до Великой Отечественной войны Баку оставался основой нефтяной промышленности СССР. Если бы не бакинская нефть, то СССР, конечно, не сумел бы победить. Разработки нефтяных месторождений в Баку и привели к формированию этого города как крупного и в значительной степени интернационального центра, поскольку на работу сюда приезжали и русские, и татары, и армяне, и, естественно, сами азербайджанцы. И именно нефть и газ в настоящее время дают Азербайджану право претендовать на достаточно серьезную роль в регионе и обеспечивают ему относительное преуспеяние.
Нефть из Азербайджана идет по основному экспортному нефтепроводу Баку-Тбилиси- Джейхан (турецкий порт на Средиземном море) через территорию Грузии и Турции. Другие экспортные нефтепроводы ведут в Новороссийск и в грузинский порт Супса. Дальнейшая эксплуатация разрабатываемых сейчас месторождений возможна еще в течение двух-трех десятков лет, затем они будут исчерпаны.
Существует конфликт между Туркменией и Азербайджаном по вопросу о том, как проводить срединную линию на Каспии - учитывать ли при этом сильно выступающий в море Апшеронской полуостров, на котором стоит Баку. Азербайджанцы, естественно, считают от крайней оконечности Апшерона, а туркмены - от всего западного берега Каспия. В результате возникают существенные расхождения, и глубоководная часть нефтяных месторождений Каспия, на которые претендует и Туркмения, пока не разрабатывается.
В Каспийском море существуют и большие запасы газа, которые начали эксплуатироваться только в последнее время. До 2006 г. включительно Азербайджан импортировал газ из России, но с 2010-го начинает экспортировать его туда. Именно азербайджанский газ рассматривается как основа для пока еще виртуального проекта «Набукко» - газопровода из района Каспийского моря в ЕС через Турцию и далее через Балканы. Тем самым, «Набукко» объективно составит конкуренцию трубопроводу «Голубой поток» (и проектируемому «Южному потоку»), по которому туда же идет газ из России.
Поэтому последние годы шла довольно активная борьба за Азербайджан и за то, кому он даст свой газ. И Азербайджан в духе своей многовекторной внешней политики обещал и тем, и другим.
Большая нефть и принесенные ею большие деньги, конечно, несколько застят глаза в плане осознания существующих проблем. Так, за счет сверхдоходов от нефти поддерживается курс маната, единственной из валют стран СНГ, которая ни разу не девальвировалась. На это уходят миллиарды долларов. Но власти Азербайджана не собираются чего-либо здесь менять, хотя эта решимость и носит чисто политический характер.
Некоторые экономисты опасаются за дальнейшую судьбу азербайджанской экономики в связи с ее чрезвычайной зависимостью от экспорта нефти. Но Азербайджан столь глубоко втянулся в нефтяную зависимость, что развивать там иные отрасли в ближайшей перспективе невозможно - они просто нерентабельны при наличии таких доходов от нефти. У экономистов это называется «голландская болезнь».
Армения в промышленном отношении потерпела такой же крах, что и остальные страны региона. В сельскохозяйственном отношении ее территория довольно проблемная. На протяжении длительного периода Армения существует, в основном, за счет своей диаспоры. Помимо тех, кто уехал на заработки в Россию и другие страны уже в постсоветское время, существует традиционно мощная мировая армянская диаспора - во Франции, в России, в США (прежде всего, в Калифорнии). Эти люди оказывают материальную помощь своей родине.
Армения сильно страдает от изоляции от внешнего мира. Граница с Азербайджаном, понятно, перекрыта. Турция, поддержавшая в карабахском конфликте азербайджанцев, свою границу с Арменией тоже перекрыла. Главная дорога на российскую территорию ведет через Грузию. Но, с учетом периодических осложнений в российско-грузинских отношениях, данный коридор не всегда функционирует хорошо. А путь через Иран, с учетом довольно сложной позиции Ирана по многим вопросам, тоже не всегда казался надежным. Так что блокада остается одним из серьезных препятствий для экономического развития Армении, особенно, с учетом ее военных расходов. Выход был найден в более тесном, чем у других государств региона, взаимодействии с Россией в рамках как СНГ, так и ОДКБ.
Грузия в природном отношении - страна благодатная. Существовавшая там промышленность за период после распада СССР тоже практически развалилась. У Грузии нет ни природных ресурсов, в отличие от Азербайджана, ни такой мощной диаспоры, какая есть у армян. Поэтому ей пришлось искать другие опоры, и достаточно быстро одной из таких опор стали США. Этот выбор был сделан еще при Э.Шеварднадзе. Хотя более преданного слуги, чем Шеварднадзе, в регионе у американцев не было, его свержение новой группировкой во главе с М.Саакашвили произошло при активном участии американцев. Малоизвестная деталь - именно министр иностранных дел России И.Иванов, который в момент переворота оказался в Грузии, содействовал переговорам между двумя сторонами, главным содержанием которых были гарантии безопасности для Э.Шеварднадзе (он так и живет в своем доме в Тбилиси). Американцы, на которых он столь преданно ориентировался, об этом даже не задумывались.