Политические программы иосифлян и нестяжателей.
Освобождение от татаро-монгольской зависимости и образование единого государства благотворно сказалось на экономике Руси, вызвало хозяйственный и экономический подъем. В это период православная церковь владела огромными земельными угодьями, активно развивала хозяйственную деятельность. С конца XV в. возрастает и ее вмешательство в политическую жизнь государства. Политика великих князей, недовольных все увеличивающей экономической и политической мощью церкви, была направлена на ограничение ее могущества. Эти идеи нашли воплощение в учении о «нестяжательстве». На Соборе 1503 г. нестяжатели поддержали предложение великого князя о ликвидации церковного землевладения.
Им противостояли приверженцы сохранения существующей церковной системы, первоначально они назывались «стяжатели», затем «иосифляне» - по имени их идеолога Иосифа Волоцкого. Цель у «стяжателей» и «нестяжателей» была все же одна - улучшить работу церкви, но они по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и соотношение духовной и светской власти.
Нестяжатели – сторонники особого направления русской общественно-политической мысли, противоположной стяжателям.
Основные идеи нестяжателей:
- идеал монашеского устройства – раннехристианская община;
- отторжение от церкви всех богатств и лишение ее права владения населенными землями;
- частной собственности у монастырей быть не должно, накопление богатства нельзя оправдать даже благими целями;
Основоположник учения - Нил Сорский (1433-1508). О нем известно немного. Биографические сведения противоречивы и отрывочны. По одним источникам, он происходил из крестьян, по другим – выходец из московской служилой семьи, по третьей – принадлежал к боярскому роду. До пострига служил в Москве чтецом, занимался переписыванием книг. Совершил путешествие в Палестину, Константинополь, Афон. Между 1473 и 1489 гг. вернулся и основал скит на р. Соре.
Наиболее полно доктрина нестяжателей выражена в трудах Максим Грека.
Максим Грек (Михаил Триволис) (1470-1555) происходил из знатного греческого рода, близкого к Палеологам. Получил университетское юридическое образование в Италии. Был свидетелем движения Дж. Саванароллы. Постригся в доминиканцы, позднее - в православные монахи. В монастыре занялся философией и богословием. В 1518 г. приезжает по просьбе Василий Ш в Москву для унификации богослужебных книг. Но когда нестяжатели стали подвергаться гонениям, Максим Грек предстал перед судом в 1525 г. Обвинения: непочтительный отзыв о Василии III, противодействие его разводу с женой, шпионаж в пользу Турции и, конечно, выступления против прав на владение землей церковью. Его признали виновным и приговорили к ссылке, в которой он провел более 20 лет. И греческий патриарх, и глава русской церкви обращались к властям с просьбой об освобождении Грека и разрешении ему возвратиться на Афон. Однако их просьба не была удовлетворена. Последние годы Грек жил в Троице-Сергиевом монастыре и погребен здесь же. Канонизирован в 1988 г.
Основные произведения:«Слово о неизглаголанном божием промысле», «Послание к благоверному царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси» и др.
Соотношение светской и духовной власти.Духовная и светская власть должны быть разделены, каждая из них имеет свою сферу деятельности, которая определяет допустимые только для нее меры воздействия.
Государство. Большое внимание М.Грек уделял законным способам происхождения власти - наследственный и выборный, когда в выборах участвуют простые люди. Цель государства - обеспечение мирной и спокойной жизни людей и стабильного внутреннего порядка.
Сущность власти рассматривается М.Греком традиционно – как реализация Божественной воли. Считал, что критиковать правителя можно вплоть до признания его правления «мучительским», но предпринимать что-либо против него недопустимо.
Форма правления предпочтительней, по Греку, та, при которой царь управляет подвластными «в синклитских советах царских», в составе которых бояре и дворяне, т.е. речь в определенной степени идет о сословно-представительной монархии. Перечисляя обязанности царя, Максим Грек повторил такие положения, как: слушать советы мудрых советников и духовенства, защищать и устраивать жизнь подданных на основании хороших законов.
Право. Максим Грек последовательно развивает мысль об ограничении царской власти не только советом, но и законом. Различает «правду» (закон) и «неправду» (нарушение закона).
Значительное место в произведениях М.Грека отводится критике суда. Он отмечает взяточничество судей, критикует практику внесудебного произвола и беззаконных поборов, выражающуюся в подбрасывании улик невинным в целях получения откупа, средневековые формы судебного поединка, как несправедливого способа разрешения дел, отдавая при этом предпочтение свидетельским показаниям и клятве.
Отношение к ереси. Официальные церковные иерархи настаивали на преследовании еретиков, и не только силами церкви, но всеми средствами государственного принуждения, вплоть до применения к ним смертной казни. Нестяжатели считали недопустимым преследования еретиков, предлагая воздействовать на них лишь убеждением, мудрыми беседами.
Иосифляне (стяжатели) – сторонники особого направления русской общественной мысли, получившие свое название по имени своего главного вдохновителя – Иосифа Волоцкого. Термин «иосифляне» появился в научной литературе во 2-й половине 19 в.
Основные идеи иосифлян:
- сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и ее экономического положения;
- необходимость увеличения («стяжения») церковного имущества, что позволит церкви успешнее реализовать одну из главных своих задач – творить «благие дела»: строительство монастырей, содержание клира, помощь нуждающимся;
- признание личного «нестяжения» монахов.
Иосиф Волоцкий(Иван Иванович Санин) (1439-1515), церковный деятель, духовный писатель, святой Русской православной церкви. Происходил из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 20 лет принял постриг в основанном Пафнутием Боровском монастыре. После смерти Пафнутия стал настоятелем монастыря, однако в 1479 г. из-за недовольства братии введением им строгого общежительного устава, оставил игуменство, покинул монастырь и после хождения по многим русским обителям основал Иосифо-Волоцкий монастырь, где и был игуменом до конца своих дней. В 1591г. был причислен к лику святых.
Особо отметим, что Волоцкий стал довольно значительным лицом в государстве: руководил иосифлянской духовной партией, члены которой занимали ключевые посты в церкви, волоцкие монахи участвовали в крещении будущего царя Ивана IV, выступали главными обвинителями на процессах Максима Грека, М. С. Башкина[3] и Феодосия Косого. К иосифлянам был близок монах Филофей, сформулировавший и обосновавший концепцию «Москва – третий Рим».
Основные произведения:«Послания разным лицам», «Духовная грамота», «Слова антиеретического содержания» (например, Слово против ереси новгородских еретиков), которые затем были собраны в Сборник под названием «Просветитель».
Государство. Соотношение духовной и светской власти. Позиция иосифлян по отношению к царской власти не была постоянной. Первоначально иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель, по мысли И.Волоцкого – земной человек и простой исполнитель Божьей воли, поэтому ему следует воздавать лишь «царскую честь, а не божественную». Если на троне утверждался тиран, то повиноваться ему не следует. Последующее сближение Волоцкого с великим князем Иваном III привело к изменению его взглядов на природу великокняжеской власти: признавая, как и прежде, ее божественное происхождение, он уже заявляет о необходимости подчинения правителю всех институтов государства и церкви. Единственное ограничение власти государя – недопустимость выхода за пределы Божьих и государственных законов.
Право.Волоцкий проводит классификацию законов традиционно для своего времени. Но в его классификации отсутствует распространенное в западноевропейской мысли различие между божественным законом и государственным (положительным). Источником всякого законодательства, по его мнению, является Божественная воля.
Иерархия законов согласно его учению выглядит следующим образом:
- Поместные и Вселенские Соборы[4];
- «словеса Святых Отцов[5]»;
- «градские законы», которые механически сочетают в себе первые и вторые.
Отношение к ереси. И. Волоцкий проявляет абсолютную нетерпимость к еретикам, Инакомыслие он считает преступлением не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики должны сурово наказываться.
В целом союз иосифлян с государством сохранялся до 2-й половины XVI в. Позднее идеи неотчуждаемости церковного имущества стали противоречить идеологии формирующегося самодержавия. Отголоском иосифлянской доктрины стала политика патриарха Никона.