Русско-французские культурные связи на рубеже веков
Рубеж 19-20 столетий в истории культуры России отмечен существенным расширением границ творческих контактов отечественных мастеров и просто любителей искусства с представителями художественного мира зарубежных стран. Критик Александр Бенуа называл Москву этого времени "городом Гогена, Сезанна и Матисса" и был прав, так как в этот период российские купцы-меценаты (Иван Морозов, Сергей Щукин и др.) увлекаются творчеством французских живописцев, собирают удивительные коллекции и знакомят Россию с шедеврами современного искусства. Но наиболее символической значимостью для развития глубинных связей между Францией и Россией становится факт многочисленных приглашений российскими купцами французских художников в Москву. Так, Морис Дени украсил своими фресками столовую в доме А.В. Морозова, а Пьер Боннар декорировал летнюю резиденцию Ивана Морозова. Стены гостиной Харитоненко были украшены Обюссоном, а потолок - Вламинком. Апогеем тогдашних непрекращающихся контактов между Москвой и Парижем стал приезд к Щукину Матисса для размещения панно "Музыка" и " Танец", которые выставлены ныне в Эрмитаже.
Матисс был восхищен красотой русской иконописи. И это еще одно доказательство тому, что, если русские испытывали тягу к французской живописи, то самих парижских художников покоряла красота и духовная глубина произведений русского средневекового искусства. Перед иконами Андрея Рублева Матисс воскликнул: "У ваших студентов здесь, в России, есть ни с чем не сравнимые образцы для подражания, много лучше, чем на Западе". И добавил: "Французские художники должны бы приезжать учиться в Россию".
Рассматривая вопрос о русско-французских культурных связях начала 20 столетия нельзя не вспомнить деятельность Сергея Павловича Дягилева в этом направлении. С его именем связаны крупные начинания, так или иначе повлиявшие на судьбу не только отечественного, но и зарубежного искусства. С1906 года начинается многолетняя дягилевская эпопея пропаганды русского искусства за рубежом. Выставка русского изобразительного искусства (1906 г., Париж), цикл Русских исторических концертов (1907 г., Париж), серия Русских сезонов (балетные и оперные спектакли, показанные с 1909 по 1929 г.г. в Париже и других городах мира) - вот далеко не все начинания Дягилева, познакомившие Францию и весь западноевропейский мир с блиста
Русское зарубежье
Падение монархии, события октября 1917 года, еще длившаяся Первая мировая война, вспыхнувшая гражданская война изменили ход русской истории. В эмиграции оказались миллионы наших соотечественников: и дворянство, и купечество, и интеллигенция, и даже представители рабочих и крестьян. И все-таки, культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные писатели, ученые, философы, художники, музыканты, актеры.
Русская литература того периода раскололась на "здесь" и "там". За рубежом оказались Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев и многие другие.
Особую роль в становлении и развитии русской зарубежной литературы играли несколько центров: Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Константинополь и "русский Китай" - города Харбин и Шанхай. Но признанными литературными столицами стали Берлин и Париж. Именно в Париже обосновались Бунин, Куприн, Гиппиус и Мережковский, Ремизов, Зайцев, Ходасевич, Георгий Иванов, Тэффи и многие другие известнейшие поэты, прозаики, критики, публицисты. Здесь выходит самый известный литературно-художественный журнал русского зарубежья "Современные записки", издаются и самые популярные среди эмигрантов газеты: "Последние новости" и "Возрождение". Именно в Париже большинство идейных и литературных течений будут переживаться с особой остротой.
2010 г. ознаменовался беспрецедентным по масштабу и значимости в истории российско-французских отношений событием – проведением Года России во Франции и Года Франции в России. Его основная цель - формирование более современного и полного представления каждой страны друг о друге, поощрение разнообразных контактов и проектов, расширение круга участников всего комплекса двустороннего взаимодействия и открытие новых направлений обменов и сотрудничества.
Национальный год России во Франции начался еще в 2009 г., однако его официальным стартом стало открытие в марте 2010 г. в присутствии президентов Д.М.Медведева и Н.Саркози уникальной по содержанию выставки «Святая Русь» в Лувре. Сотням тысяч посетителей не только из Франции, но и из многих других стран мира было представлено около 400 оригинальных произведений старинного русского искусства от крещения Руси до эпохи Петра Великого, собранных из столичных и региональных музеев – эта коллекция не экспонировалась ранее даже в России.
Одним из кульминационных моментов программы Года России во Франции стало проведение в июне Российской национальной выставки в Гран-Пале с презентацией российских предприятий и регионов, а также гала-концерт "Созвездие России" на Марсовом поле в рамках празднования Дня нашей страны с участием более 20 отечественных коллективов, лауреатов всероссийских фестивалей искусств, в том числе симфонического оркестра под управлением В.Спивакова.
В 2010 г. российские и французские партнеры особенно интенсивно взаимодействовали в области кинематографа, изобразительного, театрального и музыкального искусства. Во французских залах с аншлагами проходили выступления наших лучших оперных, балетных и танцевальных коллективов, выдающихся российских музыкантов. Кроме уже завоевавших горячую любовь французского и мирового зрителя Большого и Мариинского театров, большим успехом пользовались гастроли по городам Франции трупп Пермского и Новосибирского театров оперы и балета, Государственного национального балета «Кострома», выступления Ансамбля песни и танца МВД России, Московского государственного академического театра танца «Гжель». Самые теплые отклики французской публики и критики получили концерты пианиста Д.Мацуева и скрипача В.Репина, а также оркестров под управлением мэтров российского дирижерского искусства - В.Гергиева, Ю.Башмета и В.Спивакова.
Прошедший год был особенно богат на различного рода фестивали. Одним из самых ярких был уже ставший визитной карточкой нашей страны на юге Франции Фестиваль российского искусства в Каннах, организованный Фондом социальных и культурных инициатив под председательством супруги президента России С.В.Медведевой и при поддержке Министерства культуры России. В 2010 г. Фестиваль принимал артистические коллективы из Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. От мала до велика французы с удовольствием участвовали в развлекательных мероприятиях молодежных фестивалей «Русский сезон» в парижском парке «Жарден д’Аклиматасьон» и Авиньоне, российской культуры на Монмартре и в столичном пригороде Кремлен-Бисетр, а также в Бордо, Лионе, Динаре и других городах.
Французские зрители имели возможность ближе познакомиться с новинками российского кинематографа. Успешно прошли Недели и Дни российского кино в Париже, Онфлере, Лиможе, Нанте, Марселе, Нанси, Страсбурге и Бордо. Работы отечественных кинематографистов были представлены на кинофестивале в Каннах, Фестивале женского кино в Кретее, документального кино в Клермон-Ферране, молодого кино в Анже, анимационных фильмов в Анси, фестивалях в Биаррице, Ницце и Тулузе.
В течение всего года в программе французских театральных фестивалей и репертуаре парижских и провинциальных театров было широко представлено российское театральное искусство. С особым успехом прошли длившиеся более месяца гастроли Малого театра Санкт-Петербурга под руководством Л.Додина в театре «МС 93» в парижском пригороде Бобиньи, спектакли Александринского театра под управлением В.Фокина в столичном театре Шаттле, а также выступления Драматического «Коляда-Театра» из Екатеринбурга и Театра Российской Армии по городам Франции.
Весьма насыщенными и разносторонними были контакты между музеями, обмены экспозициями, совместные российско-французские выставки как из музейных фондов, так и с привлечением уникальных произведений из частных коллекций. Наиболее запоминающимися, помимо экспозиции «Святая Русь» в Лувре, стали «Российская императорская гвардия» в Музее Армии Франции, «Романтическая Россия» в эпоху Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина в Музее романтической жизни, «Дары царей» в Национальном музее военно-морского флота, «Ленин, Сталин и музыка» в Сите де ля Мюзик в Париже, а также выставка, посвященная 65-летию Победы, которая прошла в Мемориале высадки союзнических войск в г.Кан в Нормандии. Активно развивались связи между художественными галереями, деловое сотрудничество ведущих российских и французских библиотек, архивных учреждений.
В сфере образования «перекрестные годы» способствовали преодолению негативных тенденций последних лет и укреплению здесь позиций русского языка. Франция остается одной из немногих стран дальнего зарубежья, где русский язык преподается в системе не только высшего, но и среднего образования. В результате совместной работы министерств образования двух стран были открыты международные секции русского языка в лицеях Ниццы, Страсбурга и Сен-Жермен-ан-Ле. В дальнейшем этот опыт планируется распространить на учебные заведения Лиона и Парижа. Значительно активизировались школьные и университетские обмены, многие учебные заведения двух стран установили прямые контакты и заложили основы для будущего сотрудничества.
В течение года французам и россиянам были предоставлены хорошие возможности поучаствовать в серии научно-познавательных мероприятий - конференций, круглых столов, коллоквиумов, форумов, посвященных проблематике двустороннего сотрудничества, литературных чтений и музыкальных вечеров, а также «поболеть» за свои национальные сборные в товарищеских встречах по футболу, гандболу и фехтованию.
Франция 19 века
Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.
Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.
Ги де Мопассан
Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.
произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".
Альфонс Доде
Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.
произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.
Ромен Роллан
Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.
произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".
Гюстав Флобер
Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.
произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.
Стендаль
Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.
произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".
В последние десятилетия XIX века художественная жизнь Франции являла собой весьма пеструю картину. Медленно, постепенно ослабевали позиции официального салонно-академического искусства. Продолжали успешно работать импрессионисты - именно с них на рубеже 60-70-х годов началось радикальное обновление искусства. В 80-е годы заявил о себе неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк). Чуть позже сформировалась группа "Наби" (П. Серюзье, Э. Бернар, М. Дени, П. Боннар и др.), связанная с символизмом. Все больше распространялся "ар нуво" ("стиль модерн" по принятой у нас терминологии) - особенно в плакате, декоративном искусстве. Значительную роль в повседневной жизни играли в ту пору камерные, "прикладные" разновидности графики: оформление книг, сборников песен, нот - и, наконец, "изобразительная журналистика" - неотъемлемый элемент прессы тех лет, отражавшей динамичный, беспокойный ритм общественного бытия.
Разумеется, многие из этих течений, направлений, групп, сфер художественного творчества при внешней, да порой и программной несхожести обнаруживали все же известные точки соприкосновения. На разных уровнях прослеживаются не только общие стилевые моменты, но и новые подходы к произведению искусства, и в первую очередь к живописи и графике. Так, например, начинает складываться понимание картины не как "окна в мир", а как предмета, обладающего собственной вещественной значимостью. При этом происходит эстетизация и автономизация выразительных средств - цвета, линии; не подчиняясь больше задаче жизнеподобного воспроизведения натуры, они обретают самоценность, подчас декоративную красоту. Утверждается право художника на свободную трансформацию видимого мира ради воплощения его индивидуальных представлений о действительности, неких сущностных моментов, жажды обрести пластическую адекватность одолевающим его чувствам.
Самые общие и самые отчетливые стилевые изменения сказываются в ту пору в усилении плоскостности изображения, динамизации пространственных соотношений, резкой активизации линейно-ритмического начала и эмоциональной силы цвета.
Все это имеет самое прямое отношение к Тулуз-Лотреку - как к основным стилевым закономерностям его работ, так и к их содержанию. Лотрек был независим в своих пристрастиях, но многими нитями связан с большим и "малым" искусством своего времени, с его "одинокими вершинами" - Ван Гогом, Сезанном, Гогеном и массовым искусством улиц - однодневными, обиходными произведениями.
Лотрек, может быть, единственный из крупных мастеров конца века, сумевших органично сплавить в своем творчестве масштабность общечеловеческой, общемировой проблематики с непосредственной отзывчивостью на частные, мелкие события будней. Он был наиболее универсальным мастером, создавшим шедевры в разных видах искусства: живописи, печатной графике, плакате - и обогатившим их выразительные возможности. Он воплотил в них единый мир, но с разными эмоциональными оттенками, интонациями, идя от описательности к лаконичности формулы и наоборот или же от интимной приглушенности - к нарочитой броскости.
24 Во Франции основными направлениями философии XX века стали: неокритицизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, которые получили свое развитие в трудах таких философов, как Ренувье (1815-1903 гг.), Сартр (1905-1980 гг.), Камю (1913-1960 гг.), Мунье (1905-1950 гг.) и другие.
В литературе XX века основными направлениями были: абстрактный гуманизм, реализм, модернизм, пацифизм, декадентство, субъективизм и другие. Наиболее яркими представителями французской литературы в XX веке были: Пруст (1871-1922 гг.), Роллан (1866-1944 гг.), Франс (1844-1924 гг.), Моруа (1885-1967гг.), де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.), Базен (1911-1996 гг.) и многие другие.
В изобразительном искусстве Франции XX века присутствовали следующие направления: неоимпрессионизм, сюрреализм, постмодернизм, реализм и другие. Художники XX века: Пикассо (1881-1973 гг.), Утрилло (1883-1955 гг.), Дюфи (1877-1953 гг.) и многие другие.
Наиболее крупные достижения науки XX века во Франции относятся к физико-математическим наукам. Преемником Кюри в физике и химии был Ланжевен (1872-1946 гг.), Бройль (1892-1987 гг.) - один из создателей квантовой механики. Необходимо заметить, что в ХХ веке вклад французской культуры в общемировую культуру столь велик, что требует отдельного обстоятельного анализа, невозможного в рамках настоящей справки.
в конце XIX и начале XX века новые художественные течения, которые затем распространялись по всей Европе, оказывая влияние на другие художественны школы. Это пуантилизм (Жорж Сёра и Поль Синьяк), группа наби (Пьер Боннар, Морис Дени, Эдуар Вюйяр), фовизм (Анри Матисс, Андре Дерен, Рауль Дюфи), кубизм (ранние произведения Пабло Пикассо, Жорж Брак). Французское искусство откликнулось и на основные направления авангарда, как, например, экспрессионизм (Жорж Руо, Хаим Сутин), стоящая особняком живопись Марка Шагала или сюрреалистические произведения Ива Танги. После немецкой оккупации во Вторую мировую войну Франция потеряла лидерство в мировом искусстве.
В течение XX века четырнадцать французских литераторов были удостоены Нобелевской премии. Наиболее ярким памятником французского модернизма является «роман-поток» Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», выросший на почве учения Анри Бергсона. На позициях модернизма находился и влиятельный издатель Nouvelle Revue Française, Андре Жид. Творчество Анатоля Франс и Ромена Роллана эволюционировало в сторону социально-сатирической проблематики, в то время как Франсуа Мориак и Поль Клодель попытались осмыслить место религии в современном мире.
В поэзии начала XX века с экспериментаторством Аполлинера соседствовало возрождение интереса к «расиновскому» стиху (Поль Валери). В предвоенные годы доминирующим направлением авангарда стал сюрреализм (Кокто, Бретон, Арагон, Элюар). В послевоенное время на смену сюрреализму пришёл экзистенциализм (повести Камю), с которым связана драматургия «театра абсурда» (Ионеско и Беккет). Крупнейшими явлениями эпохи постмодернизма стали «новый роман» (идеолог — Роб-Грийе) и группа языковых экспериментаторов УЛИПО (Раймон Кено, Жорж Перек).
В 1920-х годах во Франции распространился джаз[36], крупнейшим представителем которого стал Стефан Граппелли. Французская поп-музыка развивалась по другому пути, нежели англоязычная. Так, ритм песни часто следует ритму французского языка (такой жанр обозначается как шансон). В шансоне акцент может делаться как на слова песни, так и на музыку. В этом жанре необычайной популярности в середине XX в. достигли Эдит Пиаф, Шарль Азнавур. Многие шансонье сами писали стихи к песням, как, например, Жорж Брассенс. Во многих регионах Франции возрождается народная музыка. Как правило, фолк-группы исполняют композиции начала XX века, с использованием фортепиано и аккордеона.
Во второй половине XX в. во Франции получила распространение и обычная эстрадная музыка, исполнителями которой были, например, Мирей Матье, Далида, Джо Дассен, Патрисия Каас, Милен Фармер, Лара Фабиан
Особо значительный вклад французы сделали в электронную музыку[36]. Жан-Мишель Жарр, проекты Space и Rockets были одними из пионеров этого жанра. В ранней французской электронике центральную роль играл синтезатор, а также эстетика научной фантастики и космоса. В 1990-е во Франции развиваются и другие электронные жанры, такие как трип-хоп (Air, Télépopmusik), нью-эйдж (Era), хаус (Daft Punk) и др.
Рок-музыка во Франции не так популярна, как в северной Европе, однако и этот жанр хорошо представлен на французской сцене. Среди патриархов французского рока 1960-70-х стоит отметить прогрессивных Art Zoyd, Gong, Magma. Ключевые группы 80-х — пост-панки Noir Désir, металлисты Shakin' Street и Mystery Blue. Самые успешные группы последнего десятилетия — металлисты Anorexia Nervosa и исполняющие рэпкор Pleymo. Последние также связаны с хип-хоп сценой Франции.
В XX веке французский театр был подвержен авангардным течениям, позже испытал сильное влияние Брехта. В 1964 году Ариана Мнушкина и Филипп Леотар создали «Театр дю солей», призванный устранить разницу между актёрами, драматургом и зрителями.
Во Франции существует сильная цирковая школа; в частности, в 1970-е годы здесь (одновременно с Великобританией, Австралией и США) возник так называемый «новый цирк», вид театрализованного представления, в котором сюжет или тема передаются зрителями при помощи методов циркового искусства.
Несмотря на то, что именно Франция является местом изобретения кино в конце XIX века, современный облик французского кинематографа сформировался уже после Второй мировой войны, после осмысления наследия войны и немецкой оккупации. После ряда антифашистских лент произошло важное обращение французского кинематографа к гуманизму. После войны получили мировую известность лучшие экранизации французской классики: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953). Ещё в конце 1950-х очень важную роль в развитии французского кино сыграл новаторский фильм А. Рене «Хиросима, любовь моя» (1959). В конце 1940-х — начале 1950-х годов получают известность блистательные актёры: Жерар Филип, Бурвиль, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани и другие.
На пике «новой волны» французского кино за короткий срок приходят более 150 новых режиссёров, среди которых ведущие места заняли Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Луи Маль. Затем появились до сих пор известные фильмы-мюзиклы режиссёра Жака Деми — «Шербурские зонтики» (1964) и «Девушки из Рошфора» (1967). В результате Франция стала одним из центров мирового кино, привлекающих лучших кинематографистов со всего мира.