Января 1714 года считается датой учреждения Петром I петербургской Кунсткамеры
Сложно даже перечислить все заслуги императора Петра I в деле развития Государства Российского, их будет слишком много: от успешной военной реформы до распространения в сельском хозяйстве страны кос (до царя-реформатора этот ныне привычный инструмент в России был мало известен, пользовались только серпом). Помимо иных новшеств, пытливый ум и неукротимая энергия уникального царя подарили нашей стране и первый в ее истории музей.
Еще в конце XVII века, во время пребывания в странах Европы, Петр I обратил внимание на различные «кабинеты редкостей», в которых собирались старинные или необычные предметы. Вернувшись в Россию, он тоже стал собирать приглянувшиеся ему редкости. Первые годы это собрание хранилось в его личном кабинете и так и называлось — «Государев кабинет».После учреждения Санкт-Петербурга в новую столицу перевезли и собрание «Государева кабинета». К тому времени коллекция разрослась, и ее разместили в одном из домов рядом с Летним дворцом. Получился настоящий музей, который на европейский манер именовали по-немецки «Куншткамерой» — «Комнатой искусств».
Произошло это в самом начале 1714 года. Указ царя Петра о размещении коллекции в Петербурге не сохранился, возможно, его и не было и все было сделано по устному распоряжению монарха. Поэтому спустя два десятилетия после смерти царя-реформатора датой основания первого русского музея решили условно считать последний день января 1714 года.
Почти сразу коллекция Кунсткамеры стала пополняться уникальными материалами. Так, в 1715 году владелец тагильских заводов на Урале знаменитый купец Демидов поднес в дар Екатерине I, супруге Петра I, более тысячи древних золотых вещей, найденных в Южной Сибири и Восточном Казахстане. Позднее ученые определили, что этот поистине царский подарок состоит из ювелирных изделий скифов, созданных за несколько веков до нашей эры.
В следующем, 1716 году по распоряжению царя в Голландии приобрели уникальную коллекцию — не предметы роскоши или ювелирного искусства, а большое собрание минералов, растений и раковин, научное значение которого сложно переоценить.
Но царь Пётр во всем был сторонником системного подхода. Не рассчитывая только на подарки и собственный поиск редкостей, он решил начать регулярное пополнение коллекции. Управляя огромной страной, строя новую армию и флот, среди всех иных забот Пётр I не забыл издать специальное распоряжение о развитии музея.
13 февраля 1718 года появился царский указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку».
Указ требовал по всей стране собирать необычные экземпляры живых существ, и за них государство платило немалые по тем временам деньги – «за человеческую по 10 рублей, за скотскую и звериную по 5, а за птичью по 3 рубли, за мертвых; а за живыя, за человеческую по 100 рублей, за скотскую и звериную по 15 рублев, за птичью по 7 рублей; а ежели гораздо чудное, то дадут и более…». Для сравнения: хорошая крестьянская лошадь тогда стоила 2 рубля.
Царский указ не забыл и о коллекционировании старинных и уникальных предметов, а также ископаемых костей доисторических животных: «Также ежели кто найдет в земле или в воде какия старыя вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или и такия, да зело велики или малы перед обыкновенным, также какия старыя подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно: також бы приносили…».
Кунсткамера из частной коллекции царя превращалась в настоящий государственный музей. Сначала увеличившуюся коллекцию переместили в так называемые Кикины палаты, дворец в стиле барокко, ранее принадлежавший боярину Александру Кикину, казненному за организацию побега из России царевича Алексея.
Именно здесь в 1719 году впервые все собранные Петром I редкости стали демонстрировать посетителям. Так частная коллекция русского царя стала настоящим музеем в современном значении этого слова.
Вскоре Петр I распорядился построить специальное здание на стрелке Васильевского острова. Это был целый комплекс, настоящий большой дворец, получивший официальное название «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». Комплекс начали строить в 1718 году и завершили лишь через год после смерти императора. В 1726 году коллекция Кунсткамеры переехала в новое помещение и размещается там по сей день.
Ровно за год до своей смерти, 28 января (8 февраля) 1724 года, император Петр I учредил Российскую Академию наук. Кунсткамера стала первым учреждением академии, и именно изображение здания Кунсткамеры является символом РАН, главного научного центра нашей страны.
С момента своего основания Кунсткамера являлась важнейшим и крупнейшим музеем России — и русские цари, и советская власть ценили ее историческое и научное значение. За три века Кунсткамера и ее коллекции лишь дважды подвергались опасности. Первый раз это случилось в 1747 году — в здании музея произошел крупный пожар, однако большую экспонатов удалось спасти.
Второй раз смертельная опасность нависла над Кунсткамерой в 1941 году, когда гитлеровские войска окружили Ленинград. Город и в те дни готовился к уличным боям, на набережной у Кунсткамеры рыли окопы, а само здание музея должно было стать одним из узлов обороны — командование Ленинградского фронта приказало разместить на первых этажах позиции для артиллерийских орудий, а на крыше установить зенитные пулеметы. Но руководитель блокадного города Андрей Жданов распорядился приостановить выполнение этого приказа и в целях сохранения уникальных коллекций Кунсткамеры включить его в линию обороны только в случае прорыва немцев в центр города.
За годы блокады Кунсткамера неоднократно попадала под артобстрелы. На крыше музея дважды возникал пожар, но старейший русский музей был спасен его сотрудниками и ныне доступен всем нам.
В этом году Кунсткамере, дата основания которой отмечается 31 января, исполняется 302 года. Первому музею России пошел четвертый век.