Семья обычного (традиционного) права
Охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар.
Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил.
Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейский народов:
1) Повиновение обычаю означает уважение предков.
2) Право групп сообществ.
3) Идея примирения сторон ( заинтересованных лиц, от группы людей).
В обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права- семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.
В результате колонизации Африки возникла:
Дуалистическая система права
Обычное право. Обслуживание замкнутых сообществ |
Право метрополий. Стремление запретить варварские обычаи, регулирование администр. отношений, ввели уголовное и торговое право |
Религиозная семья
Включает в себя 1.мусульманское право, 2.индускую правовую семью.
1. Относится к религиозным правовым системам, т.к основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. , но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.
2. Основана на своеобразном религиозном комплексе. К этой семье относятся правовые системы государств: Непала, Сингапура, Малайзии.
Особенности:
a) Связь с кастовой системой: основной догмой, которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на касты (определенные соц-ные иерархические группы), каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль.
b) Источники права и религии считаются веды: сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих по существу правила поведения.
c) Индийское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, раздела имущества, семейное право.
d) Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индуского права.
e) После колонизации был принят ряд законов. Суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением ( но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит «вызов национальному правосудию»).
104.)Систематизация нормативных правовых актов –приведение в единую систему, упорядочивание:
ü Быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену.
ü Выявить пробелы, коллизии, иные не согласованности в нормативном материале.
ü Совершенствовать действующею, систему законодательства.
Способы систематизации нормативно правовых актов:
Ø Учет
Ø Инкорпорация
Ø Консолидация
Ø Кодификация
105.)Кодификация.
Систематизация действующего законодательства направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Один из видов правотворческой работы, характеризуемый новизной регулирования об-ных отношений.
· Всеобщая кодификация (свод законов)
· Отраслевая кодификация (определенная отрасль права или подотрасль-кодекс)
· Специальная кодификация (группирует нормы права определенного правового института или нескольких институтов). Например: таможенный кодекс
Виды кодифицированных актов:
-кодексы
Крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных об-ных отношений.
-основы законодательства
Крупные нормативно правовые образования, содержат принципы правового регулирования об-ных отношений и применены в федеративном гос-ве, поскольку создают единое правовое гос-во:
-уставы
-положения
Сводные акты, регулирующие статус определенного гос-го органа, организации, учреждения.
-правила
Считается что в перспективе законодательства РФ должно быть преимущественно кодифицированным, т.к. :
Делают законодательство компактным, согласованным, обладают способностью наилучшим образом упорядочить действующие законодательство.
Укрепляют системность законодательства, его юрид. единство.
Охватывают широкий круг об-ных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности гос-ва и об-ва.
Имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в правовом регулировании.
Имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию нормативного материала.
Содержат обязательный элемент новизны в нормативно правовом регулировании об-ных отношений.
Регулируют об-ные отношения на основе единых принципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования.
106.)Инкорпорация.
Относится к внешним формам систематизации: подготовка и издание сборников, собраний нормативно правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Сохранение неизменности нормативного содержания акта-отличительная особенность инкорпорации.
Виды:
1) Официальная
Сборник или собрание:
ü Если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник.
ü Правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом.
На нее можно ссылаться при разрешении юрид. споров и вопросов: Свод законов.
2) Официозные
Собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официального выраженного собрания.
Например: Собрание действующего законодательства СССР.
3) Неофициальные
Издания научных учреждений, научных коллективных издательств, отдельных ученых. Не являются официальными изданиями и официальными источниками.
Особой разновидностью собрания законодательства является Свод законов, который представляет собой:
ü Информированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной).
ü Источник официального опубликования.
ü Собрание всего действующего законодательства, без какого-либо исключения.
Например: 6 февраля 1995г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов РФ». До революции 1917г. в России действовал Свод законов Российской империи.
107.)Консолидация.
Сведения множества нормативно правовых актов объединенных в один укрепленный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.
При консолидации:
a) Не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения или приводится лишь их редакционное совершенствование.
b) Объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт.
c) Работа осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых (а не чужих) актов, т.е. имеет место «авторское упорядочивание актов».
Чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения, административной ответственности.
108.)Учет.
Сбор, хранение, поддержание в рабочем состоянии нормативно правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы.
Цель- возможность оперативно находить нужную правовую информация.
Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационныйфонд.
Сведения о необходимых нормативно правовых актов, можно получить из официальных источников, сборников собраний этих актов, а также из информационно-поисковых сетей.
109.)Толкование права- толкование правовых норм и актов представляет интеллектуальную деятельность, в ходе которой познаются глубинные свойства права, устанавливаются воля законодателя или иного правотворческого органа (должностного лица), соц-ная направленность нормы и цели её принятия и др..
Стадии (формы толкования):
1) Уяснение
Внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта толкования (интерпретатора). При этом используются различные приемы толкования –грамматический, логический и др..
2) Разъяснение
Продолжение мыслительной деятельности на предыдущей стадии. Разъяснения содержания правовой нормы дают гос-ные органы, должностные лица, и другие специально уполномоченные на толкование норм права субъекты.
Виды:
ü Официальное
ü Не официальное
ü По объему (оно применяется при несовершенстве закона, а точнее, при недостатках в юрид. оформлении воли законодателя)
110.) Виды толкования
Официальное Разъяснение права -дается уполномоченными на это гос-ми органами или должностными лицами; закрепляются в специальных актах. -имеет обязательное значение для других субъектов -является юрид. значимым. 1) Нормативное Разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаях применения норм права. Цель- дать общий ориентир для право применения. -аутентичное (авторское) исходит от органа издающего акт. -легальное(разрешенное) носит подзаконных характер и осуществляется по поручению органа, издав. конкрт. акт, или когда этому органу дается соответсв. Полномочие. 2) Казуальное Дается компетентным органам по конкретн. Случаю, по поводу конкрт. Дела и обязат. лишь для него. |
Не официальное Дается субъектам не имеющим официального статуса, не обладающим полномочиями официально толковать нормы права. Она дается в форме рекомендаций, советов. 1) Обыденное Дается любым гражд. в повседневной жизни, используется при осуществлении законопроектов. 2) Профессиональное Исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры). 3) Доктринальное Осуществляется специальными науч.-ислед. институтами, учеными. |
2 подвида: 1) Судебное Разъяснение норм права осуществляющееся судами. 2) Административное Толкование исполнительными органами власти и касается вопросов соц-го обеспечения, налогов, финансов. |
Способы толкования:
1) Грамматический.
Анализ отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе в виде знаков препинания, союзов и др..
2) Логический.
Исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики.
3) Систематический.
Каждая норма права, есть часть системы права, взаимодействующая с множеством норм.
4) Историко-политический.
Установление тех или иных условий и обстоятельств (эко-ких, пол-ких, соц-ных), которую вызвали в жизни данную правовую норму, цели и задачи, которые ставило перед собой гос-во, регулируя данную сферу об-ных отношений.
5) Телеологический.
Позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Направлено на выявление целей издания акта, как непосредственных, так и перспективных. Необходим при существенных изменениях общественно-политической обстановки в стране и коренных изменениях правового регулирования об-ных отношений.
6) Специально-юридический.
Изучение технико-юридических приемов выражении воли законодателя; базируется на правилах юрид. техники.
Приемы:
ü Нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения.
ü Определение отраслевой принадлежности нормы.
ü Терминологическое толкование.
ü Сопоставление содержания нормы с применениями к ней, оговорки и другими приемами.
7) Функциональное.
Сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств.
Например: Так, при определении размера алиментов, подлежащих выплате на несовершеннолетних детей, суд должен учитывать материальное, семейное положение сторон и другие «заслуживающие внимания» обстоятельства (ст. 68, 83 СК РФ).
Билеты к экзамену по курсу
«Теория государства и права»
1. Предмет теории государства и права.
2. Методология теории государства и права.
3. Место теории государства и права в системе юридических наук.
4. Предпосылки происхождения государства.
5. Основные концепции в понимании сущности права (теория естественного права, нормативизм, социологический подход).
6. Основные концепции в понимании сущности права (реалистическая школа, историческая школа, психологический и классовые подходы).
7. Основные теории происхождения государства (теологическая теория, теория населения, теория общественного договора, экономическая теория).
8. Государственная власть: понятие и свойства.
9. Понятие и признаки государства.
10. Типология государства (формационный и цивилизационный подходы).
11. Понятие функций государства и их классификация.
12. Формы и методы осуществлений функций государства.
13. Государство в политической системе общества.
14. Форма государства: понятие и ее структурные элементы.
15. Форма правления: понятие и виды.
16. Республика как форма правления: понятие, признаки, виды.
17. Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды.
18. Форма государственного устройства: понятие и виды.
19. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.
20. Унитарное государство: понятие, признаки, виды.
21. Демократические политические режимы: признаки, общая характеристика и виды.
22. Авторитарный политический режим: признаки и общая характеристика.
23. Тоталитарный политический режим: признаки и общая характеристика.
24. Общая характеристика Российской Федерации с точки зрения формы государства.
25. Государственный аппарат: понятие и структура.
26. Механизм государства: понятие и его структура.
27. Государственный аппарат Российской Федерации.
28. Легальность и легитимность государственной власти.
29. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
30. Правовое государство: понятие и его признаки.
31. Социальное государство: понятие и принципы.
32. Предпосылки формирования правового государства в Российской Федерации.
33. Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификации.
34. Правовой статус человека и гражданина: понятие и структурные элементы.
35. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие и механизм защиты.
36. Правовое государство и права человека (международно правовые и внутри-государственные гарантии).
37. Пределы вмешательства государства в сферу частных и общественных интересов.
38. Сущность современного государства.
39. Понятие и признаки права.
40. Право в системе социального регулирования.
41. Понятие, функции и сущность права.
42. Понятие и виды источников права.
43. Правовой обычай как источник права.
44. Судебный (правовой) прецедент как источник права.
45. Правовая доктрина как источник права.
46. Нормативный договор как источник права.
47. Нормативно-правовой акт как источник права.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
49. Правотворчество: понятие, цели и принципы.
50. Законодательный процесс: понятие и основные этапы.
51. Пробелы и коллизии в праве: понятие, способы их устранения и восполнения.
52. Закон и его признаки.
53. Понятие системы законодательства и ее основные элементы.
54. Система законодательства в Российской Федерации.
55. Понятие и основные элементы в системе права.
56. Отрасль права: понятие и классификация.
57. Правовой институт: понятие и виды.
58. Понятие и признаки нормы права.
59. Структура правовой нормы.
60. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
61. Диспозиция нормы права: понятие и их виды.
62. Санкции нормы права: понятие и их классификация.
63. Соотношение нормы права и системы законодательства.
64. Способы изложения нормы права в нормативно-правовых актах.
65. Соотношение системы права и системы законодательства.
66. Понятие правоотношения и его виды.
67. Состав правоотношения: понятие и его основные элементы.
68. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.
69. Правосубъектность: понятие и структура.
70. Понятие юридических фактов и их классификация.
71. Состав правоотношения и фактические составы.
72. Понятие и формы реализаций норм права.
73. Правомерное поведение: понятие и классификации.
74. Правонарушение: понятие, признаки, виды.
75. Состав правонарушения: понятие и элементы.
76. Объект правонарушения: понятие и виды.
77. Субъект правонарушения: понятие и виды.
78. Элементы объективной стороны правонарушения.
79. Субъективная сторона правонарушения: понятие и характеристика элементов.
80. Объективная сторона правонарушения: понятие и общая характеристика.
81. Основные формы реализации права.
82. Право применение как форма реализации права.
83. Основные стадии процесса применения права и их характеристика.
84. Акты применения права: понятие, признаки и структура.
85. Классификация актов применения права.
86. Соотношение нормативно-правовых актов и актов право-применения.
87. Понятие юридической ответственности и ее виды.
88. Основания и признаки юридической ответственности.
89. Цели принципы юридической ответственности.
90. Правовое сознание: понятие, структура, виды.
91. Правовая культура: понятие и ее структура.
92. Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие и х общая характеристика.
93. Правовой нигилизм в России: понятие, формы правления, причины и пути преодоления.
94. Роль правосознания и правой культуры в механизме правового регулирования.
95. Правовое воспитание: понятие, цели, формы.
96. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы и этапы.
97. Стадии процесса правового регулирования.
98. Понятие, принципы и гарантии законности.
99. Общественный порядок и правопорядок: проблемы соотношения.
100. Понятие, принципы и гарантии законности.
101. Законность и правопорядок.
102. Правовая система и правовая семья: соотношение категорий.
103. Основные правовые семьи: понятие и их особенности (англосаксонская, романо-германская, религиозно-традиционная).
104. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и формы.
105. Кодификация как форма систематизации законодательства.
106. Инкорпорация как форма систематизации законодательства.
107. Консолидация как форма систематизации законодательства.
108. Учет как форма систематизации.
109. Толкование права: понятие и стадии.
110. Основные виды и способы толкования.