Понятие и виды государственных органов внешних сношений
Органы внешних сношений осуществляют представительство, а также защиту интересов государства и его граждан на официальном уровне в отношениях с другими государствами.
Существуют внутригосударственные органы внешних сношений и зарубежные органы внешних сношений. К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел.
Зарубежные органы внешних сношений делятся на:
- постоянные органы внешних сношений – дипломатические представительства (посольства и миссии), консульские учреждения, постоянные представительства государств при международных организациях, торговые представительства;
- временные органы внешних сношений – специальные миссии, делегации государств на международных конференциях, делегации государств для участия в работе сессий международных организаций. Специальная миссия – временный зарубежный орган внешних сношений для выполнения конкретных заданий$$$Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.%%%81^^^.
Глава государства. В международном праве издавна существует норма, согласно которой глава государства осуществляет универсальное представительство государства без специальных полномочий. Это положение было вновь подтверждено Международным судом.
В решении Суда по делу о применении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него "Босния и Герцеговина против Югославии" говорится: "Согласно международному праву не может быть сомнений в презумпции того, что каждый глава способен действовать от имени государства в его международных отношениях...".
Конкретные полномочия главы государства зависят от конституционной системы государства. Особенно значительны они в президентских республиках.
Согласно Конституции РФ Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (ч. 4 ст. 80). Он осуществляет руководство внешней политикой, утверждает военную доктрину и, очевидно, также доктрину внешнеполитическую, ведет переговоры и подписывает договоры. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Президент назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Он принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, которые аккредитуются при нем.
Как Верховный Главнокомандующий Президент осуществляет права, предусмотренные международным правом на случай войны, включая применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др. В значительной мере полномочия Президента раскрываются в процессе реализации и закрепляются практикой.
Правительство. В парламентарных республиках главная роль в осуществлении внешних сношений принадлежит правительству. В нашей стране Правительство традиционно занимает положение органа преимущественно социально-экономического руководства. Его полномочия в международной области Конституция определила в самой общей форме: осуществляет меры по обеспечению "реализации внешней политики" (п. "д" ч. 1 ст. 114). Иначе говоря, Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый Президентом. На этом основании Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией либо законодательными актами РФ. Сказанное подтверждается и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с послед. изм.): Правительство осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями.
Ведомство иностранных дел. Ведомства иностранных дел являются органами исполнительной власти, осуществляющими управление внешними сношениями государства. Они состоят из центрального аппарата, а также зарубежных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств при международных организациях.
Основными задачами Министерства иностранных дел РФ являются:
- разработка и представление Президенту общей стратегии внешней политики;
- реализация внешнеполитического курса;
- координация международных связей субъектов Федерации;
- обеспечение дипломатической защиты интересов России;
- защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
- обеспечение дипломатических и консульских отношений;
- координация деятельности и контроль за работой федеральных органов исполнительной власти в области внешних сношений.
В правовой сфере МИД РФ:
- разрабатывает проекты договоров;
- осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров;
- участвует в подготовке предложений по приведению законодательства в соответствие международно-правовым обязательствам;
- обеспечивает действие единой системы регистрации и учета договоров;
- хранит подлинники и официальные копии договоров;
- осуществляет контроль за соответствием проектов договоров законодательству РФ и международному праву.