Формы и средства реализации международно-правовой ответственности

В 2001 г. Комиссия международного права ООН приняла проект статей «Ответственность государств за международно-противоправные деяния», в котором изложила принципы и нормы международной ответственности государств. В этом документе международное преступ­ление государства определяется как «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством между­народного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сооб­ществом в целом».

Комиссией уточняется, что государство несет ответственность за поведение любого из его органов, независимо от занимаемого им места в системе государства, при условии, что он действует в своем официальном качестве. К ответственности государства относятся также поведение лица или группы лиц, действующих под контро­лем этого государства (например, ответственность государства, на­ходящегося в вооруженном конфликте, за деятельность своих воо­руженных сил). Государство должно возместить полностью ущерб, причиненный противоправным деянием.

Ответственность государств за причинение ущерба может быть в форме: сатисфакции (предоставление публичных извинений от имени государства, наказание виновных лиц), реституции (восстановление в пределах возможного положения, существовавшего до нарушения, возврат территории) и репарации (денежной или иной материальной компенсации ущерба в дополнение к реституции) $$$Мазов В.А. Ответственность в международном праве. М., 1979.%%%29^^^.

Сатисфакция - предоставление затронутому государству удовлетворения путем публичного извинения, наказания винов­ных должностных лиц и т. п. Речь чаще всего идет о возмещении ущерба, не поддающегося финансовой оценке, ущерба нематери­ального характера (например, оскорбление флага государства, нарушение дипломатической неприкосновенности).

Реституция - восстановление в пределах возможного мате­риального положения, существовавшего до совершения правона­рушения. Реституция может выражаться в форме восстановления разрушенного либо возврата имущества или территории.

Репарация - денежная или иная материальная компенсация ущерба, включая упущенную выгоду. Компенсация дополняет рес­титуцию и призвана возместить ущерб полностью. Исчисляемый в финансовом выражении ущерб включает ущерб, причиненный как самому государству, так и его гражданам и компаниям.

Коллективные санкции - принудительные меры, применяе­мые международной организацией к правонарушителю в целях по­буждения его к выполнению обязательств, вытекающих из право­отношения ответственности. Коллективные санкции устанавлива­ются на основании гл. VII Устава ООН «Действия в отношении уг­розы миру, нарушения мира и актов агрессии». Согласно ст. 41 Ус­тава ООН к таким мерам относятся: полное или частичное преры­вание экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств со­общения, а также разрыв дипломатических отно­шений.

Особым образом международное право регулирует вопросы применения военной силы, которое допускается, согласно Уставу ООН (гл. 7), за действия в отношении угрозы миру, нарушения мира, актов агрессии, а также для наказания за международные преступления. Основываясь на общих принципах международно­го права, применение вооруженной силы невозможно в односто­роннем порядке, одним государством или группой государств. Только Совет Безопасности, действующий во имя интересов ми­рового сообщества, вправе давать санкцию на военные действия и устанавливать процедуры их применения. Такие действия мо­гут включать демонстрации, блокаду, другие операции воздуш­ных, морских или сухопутных сил. Для организации подобных мер члены ООН обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и по особым соглашениям необ­ходимые вооруженные силы.

Международная уголовная ответственность физических лиц. Ответственность физических лиц за международные пре­ступления в целом неотделима от международно-правовой ответ­ственности государства. Вместе с тем международное право предусматривает непосредственную международную ответствен­ность физических лиц в случае их при­частности к международ­ным преступлениям. Международная юрисдикция распространя­ется на лиц, совершающих преступления как от имени своего го­сударства, так и в своем личном качестве. В международном пра­ве действует принцип неотвратимости наказания этих лиц, закре­пленный в Гаагской конвенции 1970 г. («либо суди, либо вы­дай»). Ст. 2 Конвенции обязывает государства привлекать лиц, совершивших международные преступления, к уголовной ответ­ственности в соответствии с законодательством данного государ­ства. Если государство не делает этого, нарушитель может быть наказан на основании международного права.

Многие международно-правовые акты устанавливают от­ветственность физических лиц за совершение международных преступлений. Так, Конвенция о пресечении преступлений апар­теида и наказании за него устанавливает международную уголов­ную ответственность за апартеид лиц, членов организаций, учре­ждений и представителей государств, виновных в совершении таких преступлений. Эти лица не могут пользоваться правом политического убежища в любом государстве и подлежат выдаче как уголовные преступники. Подобное положение установлено для лиц, виновных в геноциде. Согласно Международной кон­венции о борьбе с финансированием терроризма, принятой Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 г., к числу международных преступлений относятся действия лиц, предоставляющих средства или осуществляющих их сбор для осуществления терроризма.

Вопрос об осуществлении правосудия в отношении лиц, об­виняемых в международных преступлениях, совершаемых физи­ческими лицами, впервые был поставлен после Второй мировой войны. В 1945 г. был создан первый Международный трибунал для суда над главными нацистскими преступниками, а в 1946 г. - над японским милитаризмом. В Уставе Нюрнбергского трибунала и его решениях предусмотрены следующие принципы ответст­венности физических лиц за международные преступления:

1. Всякое лицо, совершившее какое-либо действие, призна­ваемое, согласно международному праву, преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию.

2. То обстоятельство, что внутренним правом государства, гражданином которого является преступник, не установлено на­казание за действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, не освобождает его от ответственности по международному праву.

3. То обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое, согласно международному праву, пре­ступлением, действовало в качестве главы государства или ответ­ственного должностного лица правительства, не освобождает та­кое лицо от ответственности по международному праву.

4. То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не ос­вобождает это лицо от ответственности по международному пра­ву, если сознательный выбор был фактически для него возможен.

5. Каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом пре­ступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права.

Формы и средства реализации международно-правовой ответственности - student2.ru

Рис. 2.4. На заседании Международного военного трибунала в Нюрнберге. 1945 год.

В Уставе и решениях Нюрнбергского трибунала определены виды международно-правовых преступлений. Это - преступле­ния против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров. К военным преступ-лениям относятся: нару­шение законов и обычаев войны, в том числе убийства, рабство или дурное обращение с военнопленными или лицами, находя­щимися в море, убийства заложников или разграбление городов и деревень. Как преступления против человечества квалифициру­ются: убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или ре­лигиозным мотивам.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3074 (XXVIII) от 3 декабря 1973 г. утверждены Принципы международного со­трудничества государств в отношении обнаружения и наказа­ния лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В них установлено, что каждое государст­во имеет право осуществлять правосудие в отношении своих граждан, виновных в совершении военных преступлений и пре­ступлений против человечества. Наказанию такие лица подлежат, как правило, в тех странах, где совершили преступления. Личную уголовную ответственность несут как непосредственные испол­нители преступления деяний, так и должностные лица, отдавав­шие соответствующие приказы, в том числе глава государства пли правительства$$$Манийчук Ю.В. Последствия международного правонарушения. Киев, 1987.%%%30^^^.

Резолюцией Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 г. был учрежден Международный трибунал для судебного пресле­дования лиц, ответственных за серьезные нарушения междуна­родного гуманитарного права, совершенные на территории быв­шей Югославии. Согласно утвержденному Резолюцией № 827 (1993) Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 г. Уставу юрис­дикцию Международного трибунала составляет «осуществление судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нару­шения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года». Международный трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершивших серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., законов или обычаев войны, геноцид, преступления про­шв человечности.

Судьи Международного трибунала были избраны Генераль­ной Ассамблеей из представленного Советом Безопасности спи­ска. По рекомендации Генерального секретаря Совет Безопасно­сти назначил Обвинителя. Тюремное заключение преступников отбывается в государстве, определенном Международным три­буналом на основе перечня государств, которые заявили Совету безопасности о своей готовности принять осужденных лиц. Ме­стопребыванием Международного трибунала является Гаага. Расходы Международного трибунала относятся на счет регуляр­ного бюджета ООН в соответствии с Уставом ООН.

В 1994 г. Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Ме­ждународный уголовный трибунал по Руанде. Юрисдикция Ме­ждународного трибунала состоит в осуществлении судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за подобные наруше­ния, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. Попытки Совета Безопасности уч­редить подобные трибуналы ad hoc по Камбодже, Чечне, Восточ­ному Тимору, Гватемале, Ираку не увенчались успехом.

Небывалый размах международной преступности - много­численные террористические акты, уносящие тысячи жизней, международная торговля наркотиками, работорговля и другие преступления, широкомасштабные и вопиющие нарушения гума­нитарного права побудили мировое сообщество к принятию еще более эффективных мер в целях придания суду лиц, ответствен­ных за эти преступления. В июле 1998 г. дипломатическая кон­ференция в Риме подавляющим большинством (120 - «за», 7 - «против», 21 - «воздержались») одобрила Статут Международно­го уголовного суда.

Международный уголовный суд является постоянно дейст­вующим юридическим институтом, призванным преследовать в судебном порядке виновных в наиболее тяжких, с точки зрения международного права, преступлениях. К юрисдикции Суда от­носятся только те преступления, которые совершены после всту­пления в силу Римского статута. К юрисдикции Суда относится привлечение к ответственности индивидов, совершивших серьез­ные нарушения международного гуманитарного права, военные преступления, преступления против человечества и геноцид. В соответствии с принципом «дополнения» Международный суд действует лишь в случаях неэффективности национального пра­восудия. Чаще всего это случается, когда речь идет о наказании граждан, занимающих высокое положение, или когда правовая система государства не дает возможности для правосудия.

Международный уголовный суд призван:

- быть сдерживающим фактором для тех, кто планирует со­вершение тяжких преступлений;

- побуждать национальные органы юстиции, ответственные за это в первую очередь, привлекать к суду виновных;

- предоставлять возможность жертвам насилия и их семьям добиваться справедливости в отношении жертв тяжелых престу­плений;

- способствовать преодолению безнаказанности.

Согласно Римскому уставу дела могут поступать в Между­народный уголовный суд тремя способами:

1. Прокурор Суда может инициировать расследование, ос­новываясь на информации из любого источника, включая показа­ния пострадавшего или членов его семьи, если преступление и лицо, его совершившее, относятся к юрисдикции Суда.

2. Ратифицировавшие Римский статут государства могут обратиться к прокурору с просьбой расследовать одно или более преступлений, если они относятся к юрисдикции Суда.

3. Совет Безопасности ООН может просить прокурора о рассле­довании одного или более преступлений, но, в отличие от первых двух случаев, преступление всегда будет относиться к юрисдикции Международного уголовного суда, даже если оно было совершено на территории государства, которое не подписа­но Римский статут, и даже если обвиняемый является граждани­ном такого государства.

Следовательно, только прокурор Суда, должность которого занимает человек, обладающий высоким профессионализмом, большим опытом в уголовном судопроизводстве и исключитель­ной нравственностью, может инициировать расследование пре­ступлений. При этом речь идет о преступлениях, совершенных на территории государства, ратифицировавшего Римский статут, пли если обвиняемый является его гражданином. Исключение составляют случаи обращения в Суд Совета Безопасности.

Судьи (18 человек), как и прокурор, избираются государст­вами. Осуществляя правосудие, Суд применяет Устав, соответст­вующие договоры, принципы и нормы международного права. ( уд может приговорить виновного к тюремному заключению сроком до 30 лет.

Ответственность международных организаций. Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими междуна­родных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Вопрос об ответственности международных организаций получил отражение в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

Ответственность международных организаций устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов.

Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.

В случаях материальной ответственности международных организаций следует исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. В практике наметилась тенденция сочетания материальной ответственности международной организации и государств. Здесь возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов; 2) установление ответственности самой организации. В первом случае претензии об ответственности могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: а) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объекта; б) если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств - членов организации$$$Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 1980.%%%31^^^.

Международные организации могут быть и субъектами международных претензий. В Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось, что международная организация может выступать с претензией об ответственности за причиненный ей ущерб. ООН неоднократно предъявляла иски о возмещении причиненного ей ущерба (например, иск к Израилю в 1949 г. в связи с убийством израильскими террористами посредника ООН графа Бернадота и военного наблюдателя ООН полковника Серо),

Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств. В этом случае ответственность международной организации зависит от признания ее правоспособности на территории государства на основании учредительного акта или соглашения с государством о ее штаб-квартире или представительстве.

Тема 2.3. Соотношение международного и внутригосу­дарственного права

Наши рекомендации