Формы и средства реализации международно-правовой ответственности
В 2001 г. Комиссия международного права ООН приняла проект статей «Ответственность государств за международно-противоправные деяния», в котором изложила принципы и нормы международной ответственности государств. В этом документе международное преступление государства определяется как «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом».
Комиссией уточняется, что государство несет ответственность за поведение любого из его органов, независимо от занимаемого им места в системе государства, при условии, что он действует в своем официальном качестве. К ответственности государства относятся также поведение лица или группы лиц, действующих под контролем этого государства (например, ответственность государства, находящегося в вооруженном конфликте, за деятельность своих вооруженных сил). Государство должно возместить полностью ущерб, причиненный противоправным деянием.
Ответственность государств за причинение ущерба может быть в форме: сатисфакции (предоставление публичных извинений от имени государства, наказание виновных лиц), реституции (восстановление в пределах возможного положения, существовавшего до нарушения, возврат территории) и репарации (денежной или иной материальной компенсации ущерба в дополнение к реституции) $$$Мазов В.А. Ответственность в международном праве. М., 1979.%%%29^^^.
Сатисфакция - предоставление затронутому государству удовлетворения путем публичного извинения, наказания виновных должностных лиц и т. п. Речь чаще всего идет о возмещении ущерба, не поддающегося финансовой оценке, ущерба нематериального характера (например, оскорбление флага государства, нарушение дипломатической неприкосновенности).
Реституция - восстановление в пределах возможного материального положения, существовавшего до совершения правонарушения. Реституция может выражаться в форме восстановления разрушенного либо возврата имущества или территории.
Репарация - денежная или иная материальная компенсация ущерба, включая упущенную выгоду. Компенсация дополняет реституцию и призвана возместить ущерб полностью. Исчисляемый в финансовом выражении ущерб включает ущерб, причиненный как самому государству, так и его гражданам и компаниям.
Коллективные санкции - принудительные меры, применяемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Коллективные санкции устанавливаются на основании гл. VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии». Согласно ст. 41 Устава ООН к таким мерам относятся: полное или частичное прерывание экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Особым образом международное право регулирует вопросы применения военной силы, которое допускается, согласно Уставу ООН (гл. 7), за действия в отношении угрозы миру, нарушения мира, актов агрессии, а также для наказания за международные преступления. Основываясь на общих принципах международного права, применение вооруженной силы невозможно в одностороннем порядке, одним государством или группой государств. Только Совет Безопасности, действующий во имя интересов мирового сообщества, вправе давать санкцию на военные действия и устанавливать процедуры их применения. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду, другие операции воздушных, морских или сухопутных сил. Для организации подобных мер члены ООН обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и по особым соглашениям необходимые вооруженные силы.
Международная уголовная ответственность физических лиц. Ответственность физических лиц за международные преступления в целом неотделима от международно-правовой ответственности государства. Вместе с тем международное право предусматривает непосредственную международную ответственность физических лиц в случае их причастности к международным преступлениям. Международная юрисдикция распространяется на лиц, совершающих преступления как от имени своего государства, так и в своем личном качестве. В международном праве действует принцип неотвратимости наказания этих лиц, закрепленный в Гаагской конвенции 1970 г. («либо суди, либо выдай»). Ст. 2 Конвенции обязывает государства привлекать лиц, совершивших международные преступления, к уголовной ответственности в соответствии с законодательством данного государства. Если государство не делает этого, нарушитель может быть наказан на основании международного права.
Многие международно-правовые акты устанавливают ответственность физических лиц за совершение международных преступлений. Так, Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него устанавливает международную уголовную ответственность за апартеид лиц, членов организаций, учреждений и представителей государств, виновных в совершении таких преступлений. Эти лица не могут пользоваться правом политического убежища в любом государстве и подлежат выдаче как уголовные преступники. Подобное положение установлено для лиц, виновных в геноциде. Согласно Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, принятой Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 г., к числу международных преступлений относятся действия лиц, предоставляющих средства или осуществляющих их сбор для осуществления терроризма.
Вопрос об осуществлении правосудия в отношении лиц, обвиняемых в международных преступлениях, совершаемых физическими лицами, впервые был поставлен после Второй мировой войны. В 1945 г. был создан первый Международный трибунал для суда над главными нацистскими преступниками, а в 1946 г. - над японским милитаризмом. В Уставе Нюрнбергского трибунала и его решениях предусмотрены следующие принципы ответственности физических лиц за международные преступления:
1. Всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию.
2. То обстоятельство, что внутренним правом государства, гражданином которого является преступник, не установлено наказание за действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, не освобождает его от ответственности по международному праву.
3. То обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности по международному праву.
4. То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если сознательный выбор был фактически для него возможен.
5. Каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом преступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права.
Рис. 2.4. На заседании Международного военного трибунала в Нюрнберге. 1945 год.
В Уставе и решениях Нюрнбергского трибунала определены виды международно-правовых преступлений. Это - преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров. К военным преступ-лениям относятся: нарушение законов и обычаев войны, в том числе убийства, рабство или дурное обращение с военнопленными или лицами, находящимися в море, убийства заложников или разграбление городов и деревень. Как преступления против человечества квалифицируются: убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3074 (XXVIII) от 3 декабря 1973 г. утверждены Принципы международного сотрудничества государств в отношении обнаружения и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В них установлено, что каждое государство имеет право осуществлять правосудие в отношении своих граждан, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечества. Наказанию такие лица подлежат, как правило, в тех странах, где совершили преступления. Личную уголовную ответственность несут как непосредственные исполнители преступления деяний, так и должностные лица, отдававшие соответствующие приказы, в том числе глава государства пли правительства$$$Манийчук Ю.В. Последствия международного правонарушения. Киев, 1987.%%%30^^^.
Резолюцией Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 г. был учрежден Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. Согласно утвержденному Резолюцией № 827 (1993) Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 г. Уставу юрисдикцию Международного трибунала составляет «осуществление судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года». Международный трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершивших серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., законов или обычаев войны, геноцид, преступления прошв человечности.
Судьи Международного трибунала были избраны Генеральной Ассамблеей из представленного Советом Безопасности списка. По рекомендации Генерального секретаря Совет Безопасности назначил Обвинителя. Тюремное заключение преступников отбывается в государстве, определенном Международным трибуналом на основе перечня государств, которые заявили Совету безопасности о своей готовности принять осужденных лиц. Местопребыванием Международного трибунала является Гаага. Расходы Международного трибунала относятся на счет регулярного бюджета ООН в соответствии с Уставом ООН.
В 1994 г. Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Международный уголовный трибунал по Руанде. Юрисдикция Международного трибунала состоит в осуществлении судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. Попытки Совета Безопасности учредить подобные трибуналы ad hoc по Камбодже, Чечне, Восточному Тимору, Гватемале, Ираку не увенчались успехом.
Небывалый размах международной преступности - многочисленные террористические акты, уносящие тысячи жизней, международная торговля наркотиками, работорговля и другие преступления, широкомасштабные и вопиющие нарушения гуманитарного права побудили мировое сообщество к принятию еще более эффективных мер в целях придания суду лиц, ответственных за эти преступления. В июле 1998 г. дипломатическая конференция в Риме подавляющим большинством (120 - «за», 7 - «против», 21 - «воздержались») одобрила Статут Международного уголовного суда.
Международный уголовный суд является постоянно действующим юридическим институтом, призванным преследовать в судебном порядке виновных в наиболее тяжких, с точки зрения международного права, преступлениях. К юрисдикции Суда относятся только те преступления, которые совершены после вступления в силу Римского статута. К юрисдикции Суда относится привлечение к ответственности индивидов, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, военные преступления, преступления против человечества и геноцид. В соответствии с принципом «дополнения» Международный суд действует лишь в случаях неэффективности национального правосудия. Чаще всего это случается, когда речь идет о наказании граждан, занимающих высокое положение, или когда правовая система государства не дает возможности для правосудия.
Международный уголовный суд призван:
- быть сдерживающим фактором для тех, кто планирует совершение тяжких преступлений;
- побуждать национальные органы юстиции, ответственные за это в первую очередь, привлекать к суду виновных;
- предоставлять возможность жертвам насилия и их семьям добиваться справедливости в отношении жертв тяжелых преступлений;
- способствовать преодолению безнаказанности.
Согласно Римскому уставу дела могут поступать в Международный уголовный суд тремя способами:
1. Прокурор Суда может инициировать расследование, основываясь на информации из любого источника, включая показания пострадавшего или членов его семьи, если преступление и лицо, его совершившее, относятся к юрисдикции Суда.
2. Ратифицировавшие Римский статут государства могут обратиться к прокурору с просьбой расследовать одно или более преступлений, если они относятся к юрисдикции Суда.
3. Совет Безопасности ООН может просить прокурора о расследовании одного или более преступлений, но, в отличие от первых двух случаев, преступление всегда будет относиться к юрисдикции Международного уголовного суда, даже если оно было совершено на территории государства, которое не подписано Римский статут, и даже если обвиняемый является гражданином такого государства.
Следовательно, только прокурор Суда, должность которого занимает человек, обладающий высоким профессионализмом, большим опытом в уголовном судопроизводстве и исключительной нравственностью, может инициировать расследование преступлений. При этом речь идет о преступлениях, совершенных на территории государства, ратифицировавшего Римский статут, пли если обвиняемый является его гражданином. Исключение составляют случаи обращения в Суд Совета Безопасности.
Судьи (18 человек), как и прокурор, избираются государствами. Осуществляя правосудие, Суд применяет Устав, соответствующие договоры, принципы и нормы международного права. ( уд может приговорить виновного к тюремному заключению сроком до 30 лет.
Ответственность международных организаций. Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Вопрос об ответственности международных организаций получил отражение в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).
Ответственность международных организаций устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов.
Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.
В случаях материальной ответственности международных организаций следует исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. В практике наметилась тенденция сочетания материальной ответственности международной организации и государств. Здесь возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов; 2) установление ответственности самой организации. В первом случае претензии об ответственности могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.
В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: а) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объекта; б) если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств - членов организации$$$Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 1980.%%%31^^^.
Международные организации могут быть и субъектами международных претензий. В Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось, что международная организация может выступать с претензией об ответственности за причиненный ей ущерб. ООН неоднократно предъявляла иски о возмещении причиненного ей ущерба (например, иск к Израилю в 1949 г. в связи с убийством израильскими террористами посредника ООН графа Бернадота и военного наблюдателя ООН полковника Серо),
Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств. В этом случае ответственность международной организации зависит от признания ее правоспособности на территории государства на основании учредительного акта или соглашения с государством о ее штаб-квартире или представительстве.
Тема 2.3. Соотношение международного и внутригосударственного права