Первичные и вторичные субъекты международного права
Субъекты международного права – потенциальные участники международных правоотношений, обладающие правами и обязанностями. В число субъектов международного права в настоящее время могут быть включены государства; народы (нации), борющиеся за независимость в порядке реализации права на самоопределение; государствоподобные образования; международные организации; индивиды.
Народы (нации), борющиеся за независимость в порядке реализации права на самоопределение, являются субъектами международного права именно в таком качестве непосредственно в период борьбы за создание собственной государственности. В прошлом такой статус был актуален в период борьбы против колониальной зависимости. В частности, в Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. говорится о праве всех народов свободно устанавливать собственный политический статус, осуществлять социальное, экономическое и культурное развитие, распоряжаться естественными богатствами и ресурсами. Формами осуществления права на самоопределение могут быть создание суверенного и независимого государства, добровольное присоединение к независимому государству или объединение с ним, а также установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Народы (нации), борющиеся за самоопределение, вправе создавать свои постоянно действующие органы для дипломатических контактов с другими государствами (например, Организация освобождения Палестины). Государства должны воздерживаться от любых насильственных действий, препятствующих реализации права народов на самоопределение.
В отечественной доктрине признание народов и наций в качестве субъектов международного права традиционно определялось как явно выраженный или молчаливый акт суверенного государства, констатирующий выход на международную арену нового суверенного образования или правительства, направленный на установление между признающей и признаваемой сторонами отношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Считается, что признание современным международным правом за народами права на самоопределение, суверенитет, участие в международных отношениях неизбежно ведет к признанию народа как основного носителя суверенитета, первоначальным субъектом международного права. Такая точка зрения основана на принципах международного права, фиксирующих правосубъектность наций в процессе борьбы за освобождение, которые ставят борющуюся нацию под защиту международного права. Основные права нации в области международных отношений включают право на:
- волеизъявление народа, борющегося за независимость;
- признание правосубъектности их органов;
- международно-правовую защиту и получение помощи от государств и международных организаций;
- участие в деятельности международных организаций и межправительственных конференций;
- участие в создании норм международного права;
- самостоятельное исполнение действующих международно-правовых норм.
Государственноподобные образования имеют ограниченную международную правосубъектность. Исторически такими образованиями были вольные города (Гамбург, Бремен, Рига, Кенигсберг, Амстердам, Краков, Данциг, Западный Берлин и др.), статус которых в той или иной степени определялся межгосударственными соглашениями или актами международных организаций. В 1929 г. между правительством Италии и представителями Святейшего престола для обеспечения независимости католической церкви было подписано соглашение о создании специального города-государства – Ватикана, которое в настоящее время осуществляет дипломатические сношения со многими государствами, располагает своими представительствами при международных организациях.
Рис. 2.1. Ватикан – государство-город.
Международные организации являются субъектами международного права, так как при их создании государства всегда определяют объем правосубъектности новой международной организации в учредительном договоре (например, Устав Совета Европы). Международная организация - это созданное на основе международного договора объединение государств, характеризующееся следующими признаками: участие суверенных государств; договорная основа; наличие определенных целей, соответствующих принципам международного права; система постоянно действующих органов; отраженный в уставе объем международной правосубъектности, включающей самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей государств-членов$$$Международная правосубъектность. М., 1971.%%%20^^^.
Международные организации носят различные наименования: организация, фонд, банк, союз, агентство, центр, что не влияет на статус организации.
Права и обязанности, предоставленные международной организации, необходимы для регулирования отношений между организацией и государствами-членами. Таким образом, международные организации обладают отраслевой международной правосубъектностью, объем которой определяется государствами в результате межгосударственных соглашений об учреждении данной организации.
В частности, целью Совета Европы, как это указано в Уставе Совета Европы, является достижение большего единства между государствами-членами для защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие экономическому и социальному прогрессу. Также Устав Совета Европы определяет и способы достижения цели: рассмотрение вопросов, представляющих общий интерес, заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, а также поддержание и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод. В связи с этим под эгидой Совета Европы было разработано около 200 международных договоров. В частности, заметное место среди них занимают Европейская социальная хартия, Европейская хартия местного самоуправления, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе, Европейская культурная конвенция. Таким образом, Совет Европы не ограничивается исключительно защитой прав и свобод человека, но и уделяет немалое внимание иным сферам взаимодействия государств-членов данной международной организации.
В современном международном праве все международные (межправительственные) организации обладают международной правосубъектностью. Объем их правосубъектности определяется государствами-учредителями, которая выражается в их способности участвовать в международных отношениях от имени государств-членов, а также заключать международные договоры с государствами и другими международными организациями. Права и обязанности конкретной международной организации отличаются не только по объему и содержанию, но и от прав и обязанностей входящих в нее суверенных государств. Правосубъектность международных организаций, как правило, ограничивается теми задачами и целями, во имя реализации которых они создавшись. Наибольшим объемом правоспособности обладает, согласно Уставу, Организация Объединенных Наций.
По масштабу и предмету деятельности международные организации подразделяются на универсальные и региональные. Универсальные международные организации рассчитаны на участие всех государств мира и располагают во всемирном масштабе широкой компетенцией.
К универсальным международным организациям прежде всего относится Организация Объединенных Наций. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Основными целями ООН являются:
- поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии пли других нарушений мира и проведение мирными средствами, к согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятия других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;
- осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
В соответствии с Уставом (ст. 7) главными органами Организации Объединенных Наций являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Международный суд и Секретариат.
Генеральная Ассамблея состоит из всех членов Организации. Каждый член Организации имеет право направлять на сессии Генеральной Ассамблеи не более пяти представителей. Каждое государство имеет в Генеральной Ассамблее один голос. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН происходят каждый год. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации в случаях особых обстоятельств.
Совет Безопасности, на который возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, состоит из 15 государств, которые имеют статус постоянных и непостоянных членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки были определены Уставом ООН постоянными членами Совета Безопасности. Десять других членов (непостоянных) избираются Генеральной Ассамблеей. При этом должное внимание уделяется в первую очередь степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя и один голос. Решения Совета Безопасности считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения. Эта формула получила название «принцип единогласия постоянных членов». Решение Совета считается отклоненным, если против проголосовал хотя бы один постоянный член (применил «вето»).
Экономический и социальный совет состоит из 54-х членов Организации, избираемых Генеральной Ассамблеей. В компетенцию ЭКОСОС, согласно Уставу ООН, входят вопросы экономического, социального, культурного сотрудничества, вопросы культуры, образования, здравоохранения. ЭКОСОС также занимается вопросами поощрения сотрудничества государств в области уважения и соблюдения прав человека, создавая необходимые для организации этой работы комиссии (одной из них была Комиссия по правам человека). По всем направлениям международного сотрудничества, входящим в компетенцию ЭКОСОС, Совет уполномочивается предпринимать исследования, составлять доклады и делать рекомендации Генеральной Ассамблее ООН, членам организации и заинтересованным специализированным учреждениям. В функции Совета входит подготовка для представления Генеральной Ассамблее ООН проектов конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, созыв международных конференций.
Международный суд ООН является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он действует в соответствии с прилагаемым к Уставу ООН Статутом, который образует неотъемлемую часть Устава. Участниками Статута Международного суда ООН являются все члены Организации, которые обязуются выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором он является стороной. Генеральная Ассамблея или Сонет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированных учреждений (по разрешению Генеральной Ассамблеи) могут запрашивать от Международного суда консультативные заключения по юридическим вопросам.
Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности и является главным административным лицом Организации, а также персонала ООН, который назначается Генеральным секретарем согласно правилам, установленным Генеральной Ассамблеей, с учетом широкого географического распределения. Согласно Уставу ООН при исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал Организации не должны запрашивать и получать указания от каких бы то ни было правительств или властей, посторонних для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией, уважая строго международный характер своих обязанностей.
К универсальным организациям относятся также специализированные учреждения ООН: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. Специализированные учреждения ООН являются самостоятельными международными организациями. Они создаются межправительственными соглашениями и облечены широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и др. и находятся в постоянной связи с ООН. Экономический и социальный совет ООН уполномочивается заключать с любым из специализированных учреждений соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставлены в связь с Организацией. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.
Региональные организации предполагают ограниченный состав и открыты в основном для государств определенного региона. Это - Организация американских государств (ОАГ), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский союз и др.
Совет Европы учрежден 5 мая 1950 г. Его целью, согласно уставу Организации, является «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу». В рамках Совета Европы заключаются соглашения, проводятся совместные действия в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, в сфере защиты прав человека и основных свобод. Органами Совета Европы являются: Комитет министров, Консультативная Ассамблея, Секретариат. Местопребывание Совета Европы - Страсбург (Франция).
Устав Совета Европы и значительный массив международ-пых соглашений, заключенных в рамках этой региональной организации, были признаны юридически обязательными для России в 1996 г., когда Россия официально стала его участником. Став членом Совета Европы, Россия, как и другие члены этой международной организации, обязана выполнять нормы, заключенные в Уставе Совета Европы. К числу таких обязательств, прежде всего, относится активное участие России в реализации целей Совета Европы, сформулированных в его Уставе. В практическом плане это означает сотрудничество с другими европейскими государствами во имя экономического и социального прогресса, присоединение к соглашениям, предусматривающим совместные шаги в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, содействие дальнейшему обеспечению прав человека и основных свобод. Россия, как и каждый член Совета Европы, должна признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под ее юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами.
К региональным относится Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она имеет все признаки международной организации, за исключением того, что учреждена политическим, а не международно-правовым соглашением.
Европейский союз сложился в результате глубоких интеграционных процессов между государствами Западной, Южной и Северной Европы. Начало европейской интеграции было положено тремя договорами, учреждающими Европейское сообщество угля и стали (1951 г.). Европейское экономическое сообщество (1957 г.), Европейское сообщество по атомной энергии (1957 г.). Новый этап европейской интеграции закреплен в Договоре о Европейском союзе, подписанном в Маастрихте (Нидерланды) 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском союзе преобразовал Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество, определил ориентиры общей экономической политики на основе единой европейской валюты, закрепил принципы формирования общей внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел. Договор учредил гражданство Союза, предоставив его гражданам особые права.
Индивиды также являются субъектами международного права, но необходимо сказать, что объем их международной правосубъектности существенно меньше, чем у государств. На протяжении долгого времени индивиды вообще не признавались субъектами международного права. По мнению сторонников такой точки зрения, индивиды не создают нормы международного права, не наделяются правами и свободами непосредственно международно-правовыми нормами и лишь пользуются теми правами и свободами, которые обеспечивают им государства в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами$$$Ковлер А.И.Международные стандарты прав человека и проблема международной правосубъектности индивида // Антропология права: Учебник. Гл. 10. М., 2002. С. 376 – 388.%%%21^^^.
В отечественной науке международного права не выработан единый подход по поводу признания индивидуумов субъектами международного права. Долгое время преобладала точка зрения, что индивид не относится к субъектам международного права, так как является бенефициарием (пользователем) в отношении норм международного права, созданных государствами. Сторонники данного подхода к вопросу о международной правосубъектности индивида основываются на том, что, обращаясь в межгосударственные органы по поводу защиты своих прав, индивид выступает как автономный бенефициарий международных актов по защите прав и свобод человека.
Отметим, что для России и других стран Восточной Европы доступ индивида в международные учреждения - явление новое. И, тем не менее, не только «теоретическая» и практическая возможность физических лиц пользоваться правами и обязанностями, урегулированными международным правом, свидетельствует о серьезных изменениях в их правовой природе. Получая самостоятельный статус в международных органах, индивид имеет возможность независимо от государства защищать спои права. Закрепление этого права на уровне внутригосударственного права (как это сделано в Конституции РФ) лишь усиливает гарантии международно-правовой защиты человека.