Международные и пограничные озера и реки

Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.

Хотя международные реки или их части входят в состав террито­рии соответствующего государства и находятся под его суверените­том, их правовой режим регулируется как национальным законода­тельством, так и международными договорами прибрежных госу­дарств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о ре­жиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна — Конвенцией о судоход­стве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.

Соглашениями установлена свобода судоходства по международ­ным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Ино­странные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными го­сударствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. По­граничные реки (озера) — это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или несколь­ких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют толь­ко суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей непри­брежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим Арктики

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государ­ства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: го­сударственная территория в полярном секторе ограничивается внеш­ним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую зна­чимость полярных секторов для экономики и безопасности прибреж­ных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориаль­ных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как откры­тые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Правовой режим Антарктики

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарк­тики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участву­ет около сорока государств. Это соглашение на конференции госу­дарств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территори­альные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отри­цает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых при­тязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарк­тики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных ис­следований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюда­телей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике нахо­дятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они явля­ются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

Наши рекомендации