Схема функционирования политического маркетинга.
Покупка (голосование)
Данная схема наглядно показывает важнейшие элементы, которые необходимо учитывать маркетинговой службой при разработке стратегии и тактики избирательной кампании политического лидера (партии). Во-первых, рассмотрение особенностей политической культуры данного общества, которая оказывает воздействие на формирование ценностей и политический выбор электората, что, в свою очередь, влияет на приоритет во взглядах избирателей тех или иных личностных качеств кандидата, а, следовательно, на имидж политика. Сегменты политического рынка (или по П. Бурдье «политического пространства») – это социальные группы, которые имеют различную политическую ориентацию, которую необходимо учитывать при разработке стратегии избирательной кампании и выборе средств политической коммуникации (см. подробнее главу о политической коммуникации). Для того чтобы предвыборная кампания была успешной, важно соотносить выбранную программу действий кандидата с программой действий оппонентов, что позволяет усилить выгодные позиции кандидата и сгладить слабые.
В политическом маркетинге используются те же приемы сегментации рынка, что и в коммерческом маркетинге. Сначала выделяют категории потребителей – сегменты, которые характеризуются различным поведением по отношению к товару. Затем выбирают стратегию кампании в зависимости от состояния спроса.
Продвижение политика или партии на политическом рынке связано с рядом особенностей. Политик отождествляется с новым продуктом, именно новым. Оценка «нового» дается по-разному: со стороны производителя – это измененный (т.е. улучшенный продукт), со стороны потребителя – это новые выгоды, которые он получает, в связи с внесенными изменениями.
В последнее время наиболее активно в маркетинговых исследованиях, в том числе и в электоральных, используется новый подход – стратегическое позиционирование продукта. Он позволяет политику или партии соотнести представления электората о желаемой позиции со своей; произвести сравнительный анализ своей позиции с позицией соперника(ов); рассмотреть достоинства и недостатки альтернативных позиций; опереться на те из них, которые наиболее активно подчеркивают преимущества выбранной стратегии и тактики.
Таким образом, целью стратегического позиционирования является определение позиций, занимаемых кандидатом или партией, а также их конкурентов (т.е. соперников по предвыборной борьбе) и избирателей. Процесс стратегического позиционирования включает в себя четыре основных этапа.
- Идентификация соревнования.На этом этапе анализируются предпочтения и оценки избирателей относительно приемлемых кандидатов. Для этого производят интервьюирование небольшой репрезентативной группы избирателей.
- Моделирование предпочтений избирателей.Цель данного исследования заключается в стремлении понять по каким критериям, каким способом избиратели ранжируют кандидатов или партии. Знание механизма восприятия населения позволяет прогнозировать, т.е. выдвигать гипотезы, между кем развернется предвыборная борьба и какие факторы будут определяющими для более выгодного позиционирования кандидата (партии). На этом этапе разрабатываются пространственные многомерные модели, позволяющие проанализировать позиции кандидатов: схожие позиции располагаются рядом, несхожие – на расстоянии друг от друга.
- Моделирование рамок соревнования.Его цель ориентирована на изучение предпочтений избирателей для обозначения границ соревновательного поля. Такое моделирование основано на результатах интервьюирования группы избирателей. Это интервьюирование осуществляется в целях определения того, какие кандидаты или партии будут оспаривать друг у друга голоса одного и того же сегмента, какие элементы стратегии будут иметь наибольшее значение для позиционирования кандидатов.
- Выработка альтернативных вариантов стратегии.На этом этапе определяются:
- воздействие на избирателей позиции, занятой каждой из участвующих сторон;
- возможное вступление в борьбу какой-нибудь новой фигуры;
- диапазон изменчивости палитры возможных стратегических решений, из которой и надо черпать конструктивные элементы для формирования имиджа кандидата [18].
Особая роль в избирательной кампании отводится маркетинговым исследованиям, которая заключается в следующем:
I. маркетинговое исследование на любом этапе предвыборной кампании может дать ценные сведения для более глубокого понимания реакции других людей на предложенную информацию:
- на этапе планирования - исследование описывает сложившуюся ситуацию относительно политического лидера или партии;
- на этапе проведения - исследование позволяет корректировать кампанию в соответствии с полученными данными и избегать повторения выявленных ошибок в будущем;
- после окончания кампании - исследование проводится для определения достигнутых результатов;
II. маркетинговые исследования так же информируют об эффективности деятельности СМИ.
В коммерческом маркетинге целью маркетинговых исследований, по мнению Ф. Котлера, является «определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах» [19]. Таким образом, цель маркетинговых исследований в предвыборных кампаниях можно определить как обеспечение сбора и анализа достоверной информации об электорате для разработки эффективной стратегии и тактики избирательной кампании кандидата или политической партии. Это будет прежде всего сводится к определению возможностей кандидата (партии) получить необходимое количество голосов избирателей, с помощью приспособления имиджа кандидата, его предвыборной программы и стиля кампании к требованиям и представлениям избирателей.
На этапе разработки стратегии и определения направлений избирательной кампанииосновные задачи маркетинговых исследований это: - установление наиболее распространенных идеологических предпочтений избирателей; - выяснение политических позиций различных слоев населения; - определение отношения населения к политическим лидерам и политическим партиям.
Полученные результаты изучения избирателей и округа дают возможность кандидату или партии определить цели и приоритеты избирательной кампании. Так, например, А.И. Ковлер выделяет следующие цели предвыборной кампании:
- закрепление достигнутого на прошлых выборах уровня, удержание позиций;
- участие в выборах и распространение идей партии, продвижение ее лидера (для новичков);
- завоевание новых избирателей по сравнению с прошлыми выборами;
- укрепление связи с союзниками;
- оценка положения в блоке;
- выявление потенциальных «перебежчиков» и «попутчиков» [20].
Другой не менее важной задачей маркетинговых исследований на этапе разработки стратегии является сбор данных для построения успешной и привлекательной предвыборной платформы. Как верно замечают С.А. Сэлмор и Б. Сэлмор, кандидат не может придумать программу и быть уверенным в том, что она будет работать. Платформа, «предлагаемая кандидатом, должна снискать доверие у избирателей и быть убедительнее, чем платформа соперника» [21]. Получение необходимой информации для формирования предвыборной платформы происходит при использовании различных методов, прежде всего с помощью социологических опросов. Исследователи таким образом выясняют какие проблемы больше всего волнуют в определенный момент времени как избирателей в целом, так и отдельные социальные группы. Именно выделенным проблемам уделяется первоочередное внимание в предвыборной программе кандидата (партии).
Более того, с помощью маркетинговых исследований среди общего количества избирателей можно выделить определенные группы, которым свойственно выделение одних и тех же приоритетных проблем, которые доверяют одной и той же политической партии. Подобные группы могут выделяться по разным основаниям: по половозрастным характеристикам, по району проживания, месту работы, социальной принадлежности, уровню образования. Это позволяет выделить более или менее устойчивый электорат данного кандидата или данной партии. Условно модель избирательного корпуса включает в себя следующие группы:
- безусловные, активные противники партии;
- пассивные противники партии;
- многочисленная группа безразличных и малоинформированных граждан, не имеющих четко выраженных политических симпатий («болото»);
- сторонники партии, ее клиентура;
- безусловные сторонники партии, ее члены.
Для разработки эффективной стратегии избирательной кампании очень важно определить четкую позицию политического лидера или политической партии в отношении каждой их выделенных групп и выбрать механизм воздействия на каждую из них. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что дифференцированный подход, используемый в предвыборной кампании, не должен разрушать целостный имидж кандидата (партии) и содержание его кампании.
На этапе разработки тактики избирательной кампанииодними из основных задач маркетинговых исследований являются: - выяснение имиджа кандидата (партии) и соперников в глазах электората; - определение представлений избирателей об идеальном политике, претендующем на данный пост; - разработка плана «медиатизации» кандидата (партии).
Маркетинговые исследования позволяют выяснить популярные каналы телевидения, газеты, радиостанции; модели предпочтения различных средств массовой информации определенными группами электората (например, предложенными А.И. Ковлером – см. выше); наиболее приемлемые способы общения с кандидатом. С помощью маркетинговых исследований, как правило, выясняются отношения представителей населения к различным видам предвыборной рекламной продукции (например, телевизионным роликам, газетным материалам, листовкам, плакатам и т.д.) и их содержанию.
Когда определены основные задачи на каждом из этапов избирательной кампании, т.е. разработана предвыборная платформа, выделены группы избирателей и способы коммуникации с ними, то не менее важной задачей маркетинговых исследований является распределение ресурсов кампании. Полученные данные позволяют их более рационально использовать: тратить прежде всего на те направления предвыборной кампании, которые признаны более эффективными для данного кандидата (партии).
Все маркетинговые исследования, применяемые в избирательных кампаниях, можно классифицировать по различным основаниям: по объекту, по времени проведения и по целям, по решаемым задачам, в соответствии с этапами предвыборной кампании.
По объектувыделяются маркетинговые исследования, направленные на:
- политический и социально-экономический анализ избирательного округа (или страны как единого округа для федеральных списков);
- анализ избирательного корпуса и намерений отдельных категорий электората;
- анализ информационных потоков, определяющих предпочтения избирателей и их выбор;
- анализ образа кандидата или избирательного объединения [22].
По времени и целям проведенияисследователи выделяют следующие виды маркетинговых исследований:
- исходный опрос(проводится до начала кампании за 4-8 месяцев) позволяет выявить намерения и ожидания избирателей, что в случае необходимости позволяет откорректировать кампанию кандидата;
- периодические опросы(проводятся 3-4 раза за кампанию) показывают насколько успешно проходит кампания кандидата;
- отслеживающие опросы(в течение кампании) – это опросы небольшого числа респондентов о восприятии ими ключевых тем избирательной кампании, которые выдвинулись на первый план в ходе предвыборной кампании [23].
В соответствии с характером решаемых задачможно предложить следующую классификацию маркетинговых исследований, используемых в предвыборных кампаниях:
- анализ избирательного округа в целом, создание его модели;
- анализ распределения долей избирателей, отдающих предпочтение конкретному кандидату, распределение их между кандидатами;
- анализ эффективности реализации стратегии и тактики избирательной кампании;
- анализ динамики изменения готовности избирателей к участию в выборах;
- анализ результатов выборов, мотивов принятия решения о выборе конкретного кандидата или предвыборного объединения;
- прогнозирование результатов выборов.
В соответствии с основными этапами избирательной кампаниивыделяются следующие виды маркетинговых исследований:
- предварительные, позволяющие кандидату принять решение об участии в выборах или отказаться от него;
- мониторинговые, позволяющие вести слежение за социально-политическими ориентациями избирателей и фиксировать происходящие изменения в их отношениях к кандидатам;
- специальные, цель которых выяснить специфические вопросы, возникающие в ходе избирательной кампании (например, имеет ли для избирателей значение религиозная принадлежность или семейное положение кандидатов), а также определить смысл и значение новых факторов, возникающих в ходе кампании;
- итоговые, позволяющие определить мотивы голосования, эффективность средств пропагандистского воздействия, расстановку социально-политических сил, а также получить другую информацию, необходимую для деятельности вновь избранного деятеля или участников будущих выборов [24].
Другим не менее важным видом политического маркетинга является п олитико-административный маркетинг,ориентированный на проведение государственных маркетинговых кампаний, целями которых выступают: - коррекция посредством информирования и убеждения поведенческих моделей, представляющих серьезную угрозу для общества; - внедрение в жизнь общества идей, ценностей, алгоритмов поведения, рассматриваемых большинством как положительные [25]. Цель политико-административного маркетинга совершенно иная по сравнению с электоральным или коммерческим. Он ни в какой степени не ориентирован на получение прибыли или депутатского мандата, его назначение в достижении в обществе большей социальной справедливости, а также в продвижении основных направлений государственной политики.
В качестве наиболее важных направлений государственных маркетинговых кампаний выделяются следующие: предупреждение о наиболее опасных заболеваниях и несчастных случаях, защита окружающей среды, более внимательное отношение к пожилым и инвалидам, развитие политического участия граждан и т.д.
Типологию государственных маркетинговых кампаний можно произвести по субъекту и объекту, целям, характеру коммуникации:
- по субъектам деятельности:правительства, министерств и ведомств, специальных структур при первых лицах государства, межведомственных структур, органов регионального управления и местного самоуправления (мэрий и т.д.);
- по объектам воздействия:внешняя, внутренняя, национальная, международная;
- по характеру воздействия:информирующие, разъяснительно-убеждающие, имиджевые;
- по целям:политические (решение вопросов занятости, уплаты налогов и т.д.); социальные (борьба с наркоманией, предупреждение заболеванием СПИДом и т.д.); финансово-экономические (реклама экспортных товаров и технологий, экономного расхода воды и т.д.).
В заключение необходимо подчеркнуть, что политический маркетинг ориентирован на изучение двух типов политических процессов – избирательного и политико-управленческого, поэтому неправомерно сводить его только к электоральному маркетингу. Выделение политико-управленческого маркетинга связано с формированием новой управленческой парадигмы, когда государство предпочитает не преимущественно силовое, а преимущественно убеждающее воздействие. Кроме того, политический маркетинг показывает, насколько важной является прикладная часть политического прогнозирования, т.е. реализация методов политического прогнозирования в практической деятельности позволяет заранее, особенно в случае их своевременного и правильного использования, спроектировать, например, успешную избирательную кампанию кандидата или партии, выработать легитимное политическое решение или произвести коррекцию важных политических процессов.
Вопросы для повторения
- В чем состоит специфика политического прогнозирования?
- Какие методы прогнозирования и почему являются наиболее адекватными для применения в российских условиях?
- В чем заключается сущность построения электоральных прогнозов с применением математических методов?
- Какие элементы политического прогнозирования используются в электоральном маркетинге? В каких ситуациях они наиболее эффективны?
- Какие виды политических технологий вы знаете?
- Каковы основные цели проведения государственных маркетинговых кампаний?
Литература для самостоятельного изучения
- Ахременко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне // Вестник Московского университета, сер.12 Политические науки, 1999. №1, с.28-42.
- Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
- Ковлер А.И. Основы политического маркетинга. М., 1993.
- Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН, 1999.
- Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев: ИМСО Украины, 1999.
- Синяков А.В. Некоторые подходы к прогнозированию результатов голосования // Вестник Московского университета, сер.18 «социология и политология» 1999 №1, c .20-26.
- Усманов Б.Ф. Эффективность избирательного процесса: конституирование будущего // Социологические исследования. 2000. №8.
- Lewis-Beck M.S. and Rice T.W. 1992. Forecasting Elections. Washington: Congressional Quarterly Inc
[1] Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.
[2] Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.
[3] Ахременко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне // Вестник Московского университета, сер.12 Политические науки, 1999. №1, с.28-42.
[4] Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: Учебное пособие. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного педагогического университета, 1998.
[5] Тавокин Е.П. Социологические прогнозы электорального поведения // Социс, 1996. №7. с.15-20.
[6] Синяков А.В. Некоторые подходы к прогнозированию результатов голосования // Вестник Московского университета, сер.18 «социология и политология» 1999 №1, c .20-26.
[7] Статистика: курс лекций. Под ред. Ионина В.Г. - Новосибирск: Издательство НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999
[8] Мангейм Дж.Б. и Рич Р.К. Политология. Методы исследования. - М.: Весь мир. 1997.
[9] Lewis-Beck M.S. and Rice T.W. 1992. Forecasting Elections. Washington: Congressional Quarterly Inc
[10] Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю. Выборы 1999-2000 гг. в России: трансформация электорального пространства и властных отношений // Пол i тична думка. 2000. № 2.
[11] Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999. С.8.
[12] Там же. С.8.
[13] Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или Как «продать» вождя // Полис. 1997. №5. С.88.
[14] Политологический словарь / Под ред. проф. В.Ф. Халипова. М., 1995. С.81.
[15] Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995. С.10.
[16] Там же. С.10.
[17] Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН, 1999. С.62-63.
[18] Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН, 1999. С.72-73.
[19] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Изд-во «Прогресс», 1991. С.118.
[20] Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995. С.42.
[21] Сэлмор С.А., Сэлмор Б. Кандидаты, партии и избирательные кампании. Как делаются выборы в Америке // Технологии и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. С.18.
[22] Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995. С.30.
[23] Сэлмор С.А., Сэлмор Б. Кандидаты, партии и избирательные кампании. Как делаются выборы в Америке // Технологии и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. С.18.
[24] Общая и прикладная политология. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. С.893.
[25] Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН, 1999. С.199.