Дипломатические представительства и их функции
В предмет правового регулирования дипломатического и консульского права входят следующие блоки международных отношений:
— отношения по поводу регламентации внешних сношений государств;
— отношения, связанные с определением формы дипломатического и консульского представительства государств;
— отношения по организации дипломатической и консульской службы и дипломатического этикета;
— отношения по подготовке и созданию дипломатических и консульских актов;
— отношения по подготовке дипломатических и консульских кадров.
Источниками дипломатического и консульского права являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. и др.
Под дипломатическим представительством Венская конвенция 1961 г. понимает постоянный зарубежный орган внешних сношений государств, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств.
Функции консула закреплены в ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и Консульском Уставе СССР (1976 г.). Необходимо отметить, что в указанных документах функции консула идентичны.
К функциям консула относятся:
— защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан;
— содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;
— выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания;
— выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;
— оказание помощи и содействия гражданам представляемого государства;
— исполнение обязанности нотариуса;
— передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;
— оказание помощи судам, самолетам и их экипажам в оформлении необходимых документов, расследование на указанных транспортных средствах любых происшествий, имевших место в пути;
— другие функции, закрепленные в международно-правовых актах и законодательстве РФ.
Глава и персонал дипломатических представительств
Перед назначением главы дипломатического представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства. Государство не обязано мотивировать отказ в предоставлении агремана. После получения агремана главе представительства выдается верительная грамота. Дипломатическое представительство считается учрежденным (ст. 13 Венской конвенции 1961 г.) в зависимости от сложившейся практики: 1) назначением главы дипломатического представительства; 2) прибытием главы дипломатического представительства в аккредитуемую страну; 3) вручением верительной грамоты главой дипломатического представительства главе государства или копии верительной грамоты главе ведомства иностранных дел.
Консульское представительство учреждается путем выдачи главе консульского представительства консульского патента. В консульском патенте указывается: полное имя и класс, консульский округ, местопребывания консульства. Консульский патент направляется по дипломатическим каналам для получения консульской экзекватуры. Экзекватура выдается как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на консульском патенте. С момента получения экзекватуры глава консульского представительства считается приступившим к исполнению своих обязанностей, а консульское представительство считается учрежденным.
Статья 14 Венской конвенции 1961 г. выделяет три класса глав представительств:
— класс послов и нунциев (аккредитуемых при главе государства);
— класс посланников и интернунциев (аккредитуемых при главе государства);
— класс поверенных в делах (аккредитуемых при министрах иностранных дел).
Дипломатические ранги устанавливаются национальным законодательством. В Российской Федерации действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г., который утвердил следующие ранги: чрезвычайный и полномочный посол РФ, чрезвычайный и полномочный посланник РФ первого и второго класса; советник первого и второго классов; первый секретарь первого и второго класса; второй секретарь первого и второго класса; третий секретарь и атташе.
Статья 9 Венской конвенции 1963 г. выделяет четыре класса глав консульских учреждений:
— генеральный консул;
— консул;
— вице-консул;
— консульский агент.
Консульские должностные лица в Российской Федерации имеют те же ранги, что и дипломатические должностные лица.
Под дипломатическим корпусом понимается совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В широком смысле дипломатический корпус - совокупность членов дипломатического персонала иностранных представительств в данном государстве и членов их семей. Дипломатический корпус возглавляет дуайен, который является старейшим по пребыванию в аккредитуемом государстве глава дипломатического представительства. Дипломатический корпус и дуайен имеют привилегии исключительно протокольного характера.