Культура России во второй половине XVIII в.
Культура господствующих слоев русского общества во второй половине XVIII в. во многом определялась просветительной философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей. вниманием к человеческой личности.
Большие успехи были достигнуты в области образования. Сформировалась система закрытых сословных учебных заведений. В Петербурге открылись Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц, в Москве - Коммерческое училище, преобразованы Кадетские корпуса. В новых учебных заведениях старались обеспечить гуманное воспитание детей, развитие природных дарований, запрещались телесные наказания. Были сделаны первые шаги по организации женского образования. По школьной реформе 1782-1786 гг. создавалась система с едиными планами и общей методикой. Открывались 2 и 4-х классные народные училища (для всех сословий), солдатские школы. В 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова был открыт Московский университет. В 1757 г. начала обучение Академия художеств в Петербурге. Для подготовки в Университет были созданы две первые гимназии. В конце XVIII в. открылась Медико - хирургическая академия. К началу XIX в. в стране существовало 556 учебных заведений.
Развитие науки в середине XVIII в. связано с именем М.В. Ломоносова (1711-1765), который успешно работал в различных отраслях знаний - физике, химии, астрономии, геологии, истории, географии и др. В Академии наук работали крупные ученые Л. Эйлер, С.П. Крашенниников, В.М. Северин, К.Ф. Вольф и др. В развитии агрономии большое значение имели труды А.Т. Болотова (1738-1833), по инициативе которого в 1765 г. было учреждено Вольное экономическое общество, с целью внедрения агрономических знаний. Не нашли у современников должной оценки труды талантливых русских изобретателей И.И. Ползунова (1728-1766)., И.П. Кулибина (1735-1818).
Русский путешественник С.П. Крашенниников (1711-1755) составил первое описание Камчатки. Создаются труды по истории России В.Н. Татащевым (1686-1756), М.М. Щербатовым (1733-1790). И.М. Болтиным (1735-1792). Ведущим литературным направлением оставался классицизм. Представителями этого направления были М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин (1743-1816). Представителем сатирико-обличительного направления в литературе был Д.И. Фонвизин (1745-1792), в комедиях "Недоросль" дана яркая картина жизни и быта помещиков.
Поэт, драматург А.П. Сумароков (1718-1777) создает целую серию пьес для русского театра. Родоначальником сентиментализма в русской литературе стал М.М. Карамзин (1766-1826), написав повесть "Бедная Лиза".
В 1783 г. с целью обогащения, развития и изучения русского языка была учреждена Российская Академия наук. Ее президентом стала Е.Р. Дашкова (1743-1810). В области общественно-политической мысли доминирующим в этот период было просветительское направление. Его развитие в России связаны с именами Н.И. Новикова (1744-1818), А.М. Радищева (1749-1802), И.И. Бецкого.
Произведение А.М. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), обличало крепостное право и самодержавие и призывало к их уничтожению.
В архитектуре во второй половине XVIII в. барокко сменяет классицизм. Представителями раннего классицизма стали В.И. Баженов (проект Михайловского замка. Дом Пашкова в Москве), А.Ринальди (Гатчинский замок, Мраморный дворец в Петербурге). Архитектор И.Е. Старов создает Таврический дворец в Петербурге. Архитектором М.Ф. Казаковым были построены здания Сената в Кремле, здания Московского университета и другие постройки в Москве. Екатерининский период в Петербурге связан с творчеством Д. Кваренги. По его проектам построены здания Академии наук, ассигнационного банка, Эрмитажного театра. Кабинета. Александровского дворца в Царском Селе. Главное место в живописи занял портрет. Повысился художественный уровень произведений. Развитие принципов классицизма видно в творчестве Д.М. Левицкого, создавшего великолепную галерею парадных портретов "Смолянок". Галерею прекрасных женских образов создает в своих камерных портретах Ф. Рокотов. В творчестве В.Л. Боровиковского проглядывают черты сентиментальности. В творчестве В.Л. Боровиковского проглядывают черты сентиментализма (портрет М.И. Лопухиной).
Скульптором Ф.И. Шубиным создается целая галерея скульптурных портретов современников. В 1782 г. в Петербурге был открыт памятник Петру I ("Медный всадник"), созданный по заказу Екатерины II французским скульптором Э.М. Фальконе.
Вопрос 22