Вопрос2. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей и институтов права
Деление системы права на отрасли основывается на определенных критериях.
Такими критериями являются предмет (материальный критерий) и метод (юридический критерий) правового регулирования.
Предмет правового регулирования— совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами (отвечает на вопрос «что?»).
Предмет правового регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.
Предмет правового регулирования представляет собой условное выделение определенного обособленного круга (совокупности) общественных отношений, которые обладают единым качеством. Это позволяет обобщить нормы права, которые регулируют круг (совокупность) общественных отношений, в такую нормативную общность как отрасль права.
Общественные отношения, входящие в предмет должны отвечать следующим требованиям:
1. Они должны быть социально значимы, т.е затрагивать интересы индивидов, объединений, общества в целом.
2. Они должны носить сознательно-волевой характер, т.е. их участники должны обладать сознанием для того, чтобы понимать смысл правовых предписаний и волей, для того чтобы направлять свою деятельность на реализацию данных требований.
3. Должны требовать правовую регламентацию на данном этапе развития общества.
Границы предмета правового регулирования подвижны они могут как расширяться так и сужаться.
Например, предметом экологического права является обособленная группа общественных отношений по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Предмет земельного права — общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.
Предмет административного права — управленческие отношения. Предмет трудового права — трудовые отношения и т.д.
Каждая отрасль права имеет свою, относительно обособленную, сферу регулирования.
Отграничение предмета правового регулирования одной отрасли от другой осуществляется на основе выявления качественной однородности составляющих его элементов:
— субъектов,
— объектов,
— содержания,
— динамических факторов.
Например, в трудовых общественных отношениях субъектами выступают рабочие и служащие, объектом — предметы труда, содержанием — трудовая деятельность, динамическими факторами - изменяющиеся потребности в рабочей силе. Иной состав элементов имеют имущественные отношения, управленческие и т.д.
Предмет правового регулирования обычно рассматривают в качестве определяющего критерия системы права. Он — главное, объективное основание для распределения правовых норм по отраслям права. Его дополняет метод правового регулирования.
Метод правового регулирования— совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения (отвечает на вопрос «как?»).
Он несет основную нагрузку в динамике, в «работе» права, показывает, как регулируются общественные отношения, какими приемами и способами.
Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового влияния на общественные отношения. Метод правового регулирования во многом ориентирован на способы правового регулирования: дозволения, обязывания, запреты.
Общими являются два метода правового регулирования:
Императивный
Императивный - основан на началах власти и подчинения, не допускающий отклонений от предписанного варианта поведения. Доминирующие способы регулирования - возложение обязанностей и установление запретов, (властно-авторитарный, директивный), — строго-обязательный, построенный на началах власти и подчинения, на отношениях субординации (метод «вертикали»).
Диспозитивный— основан на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, допускающий возможность самостоятельного определения варианта поведения. Доминирующий способ регулирования – управомочивание.(метод «горизонтали)
Поощрительный -где действуют разного рода премиальные системы, направленные пи стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий. Поощрениясвойственны в основном трудовому праву. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.
Рекомендательный -обусловленный тем, предписывает вариант желаемого поведения с точки зрения государства. По отношениюк не государственным организациям властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.
Так, метод властных предписаний (обязывания) характерен, как правило, для административного права. Метод равенства сторон и свободного волеизъявления (дозволения) — для гражданского права. Метод справедливого вознаграждения и поощрения — для трудового права. Метод запрета (запрещениенедозволенных действий) — для уголовного права. Метод дозволения — для предпринимательского права и т.д.
С помощью метода правового регулирования можно легче ориентироваться, к какой отрасли права относятся те или иные понятия и термины. Например, термин «договор» употребляется в разных отраслях права — конституционном, международном, трудовом, гражданском. Трудовой договор подпадает под действие метода регулирования трудового права — метода соподчинения и тяготеет к связываниям, а договор как основание возникновения обязательств — под действие метода гражданского права — метода автономии и предполагает дозволения.
Таким образом, основанием для обособления норм права в отрасли и институты является предмет и метод правового регулирования.