Весной 1906 г. Первая Дума начала работу.

Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской законодательной системы, дававшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной думы. Например, в своем адресе царю депутаты Думы потребовали отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключенным, отмены смертной казни и пр. А Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.

Наиболее острым был конфликт между Думой и Правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую прирезку земли и неизбежное при этом разрушение «культурных» (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 г. Правительство (П.А. Столыпин) обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требуя отставки Правительства. В результате Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июня 1906 г. распустило Думу. Первая Дума просуществовала семьдесят два дня (27.04.1906 г.–08.07.1906 г.).

Вместе с тем, в соответствии со ст. 87 Основных законов Правительство провело в августе 1906 г. Закон «О военно-полевых судах», но он не был представлен на утверждение Думы и его действие прекратилось весной 1907 г. (на его основании было казнено около семисот человек), Указ от 5 октября 1906 г. «Об уравнении крестьян в правах с другими сословиями» и Указ от 9 ноября 1906 г. «О праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность».

Вторая Государственная Дума открылась 2 февраля 1907г. Ее состав изменился – выборы дали еще больший перевес левым партиям, чем это было в Первой Думе. Силы в ней распределялись таким образом: правые и примыкавшие к ним умеренные составляли 1/5; кадеты, изменившие свою тактику, с примыкавшими к ним мусульманами – чуть больше; социалисты – более 2/5. Наметились ее попытки сотрудничества с Правительством. Даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность. Самая большая перемена по сравнению с Первой Думой была в фигуре председателя Совета министров П.А. Столыпина[19]. 6 марта в зале дворянского собрания он сообщил о мерах, предпринятых в период между Первой и Второй Думами и объявил правительственную программу будущих реформ.

Он предложил следующие направления деятельности Правительства:

1. Решение земельного вопроса;

2. Обеспечение свободы личности;

3. Укрепление начал веротерпимости и свободы совести;

4. Упразднение административной высылки;

5. Введение местного самоуправления, в том числе в Прибалтийском Западном крае и Царстве Польском;

6. Передача самоуправлению части государственных доходов;

7. Преобразование полиции, передача политических дознаний из ведения жандармской полиции следствию, установление точной сферы действия полиции;

8. Преобразования судов, допущение защиты на предварительном следствии;

9. Реформа рабочего законодательства, ненаказуемость экономических стачек, государственное страхование рабочих, снижение продолжительности труда, снижение норм малолетним, организация врачебной помощи;

10. Защита интересов русской торговли и промышленности на Дальнем Востоке, постройка Амурской железной дороги;

11. Школьная реформа, улучшение материального положения преподавателей, общедоступность, а впоследствии – и обязательность начального образования;

12. Возрождение армии и флота.

10 марта Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса. 10 мая – речью об устройстве быта крестьян и о праве собственности. Эта речь стала наиболее знаменитой не потому, что в ней изложены социальные и экономические аргументы, а потому, что он – последний защитник империи. Речи Столыпина произвели большое впечатление на думцев, так как выдвигались такие прогрессивные идеи, как крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.

Думская оппозиция критически встретила программу Правительства. Одновременно в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против «незаконных действий полиции». С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Сомнения не было, что Вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух провокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции («военной организации РСДРП») Второй Думы в подготовке ее военного заговора – вооруженного восстания в войсках на 3 июня 1907 г.

Манифестом 3 июня 1907г. Вторая Дума была распущена, просуществовав сто два дня (20.02.1907 г.–02.06.1907 г.). Акт 3 июня был справедливо назван «государственным переворотом», он был совершен в нарушении Манифеста 17 октября и Основных законов 1906 г., согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной думы.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое «Положение о выборах». Изменение избирательного закона также было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин – Польши, Кавказа, Средней Азии. Так, европейская Россия избирала четыреста три члена Думы, а Азиатская – пятнадцать. Вместе с тем, возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31% до 50%), но сократилось от крестьянской (с 42% до 22%). Городская курия была разделена на две. В первую входили «цензовые элементы», т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из двадцати семи городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы следовало избирать от рабочих.

Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Третьей Думе «Союзу 17 октября», а также консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил Правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

Думский справочник 1916 года показывает такую картину: дворяне, составляющие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в Третьей Думе 43% от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий – 84 (около 20%), торговцы 36 (7,5%), священники и миссионеры получили 44 места (около 10%) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили 11 мест.

Новой избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал представительство от курии землевладельцев, получивших 50% мест. Очень ловкий ход был сделан Правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

В Третьей Государственной думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов 154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов 147 депутатов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и помещиками и крупной буржуазией.

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла Третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума «крестьянская» превратился в Думу «господскую».

16 ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы Третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Из нее следовало, что первой и основной задачей Правительства являются не «реформы», а борьба с революцией. Несколько позже, в марте 1908 г. Столыпин выступил в Думе с речью о сооружении Амурской железной дороги. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являвшегося «коренной мыслью теперешнего правительства…».

Таким образом, наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии Третьей Думы, а затем в Общем собрании долго обсуждался Указ 9 ноября 1906 г., предоставлявшей крестьянам право, по их желанию, закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 г. был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», а 29 мая 1911 г. было издано «Положение о землеустройстве», регулировавшее работу землеустроительных комиссий.

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих, в соответствии с которым при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

Дума по инициативе Правительства рассмотрела к принятию законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако, эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проекты весной 1911 г. Государственный совет также отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии и также проект о введении волостных земств.

В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях», в соответствии с которым судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Объединяясь в один блок с правыми депутатами Думы, правительство в июне 1910 г. проводит Закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 г. Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (Радзивиловской, позже – Кёнигсбегргской, ныне Калининградская обл., в которой наряду с польским проживало русское население, что также усиливало русское вмешательство теперь уже в польские дела. Негативное влияние вызвало проведенное Столыпиным положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело сильную националистическую окраску.

В сентябре 1911 г. Столыпин был убит анархистом – агентом охранного отделения Д.Г. Богровым[20].

Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей «столыпинской» Думы (просуществовала положенные 5 лет с 01.11.1907 г. по 09.06.1912 г.) – прошли выборы в Государственную думу четвертого созыва. Председателем Четвертой Думы был избран М.В. Родзянко[21].

Работа этой Думы пришлась на очень сложный период, включивший в себя Первую Мировую войну. Так, начало войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с Правительством. Но трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. зазвучала резкая критика действий Правительства и выдвигалось требованье создать «Министерство общественного доверия», ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. Император принял на себя верховное командование армией и переехал в Ставку главнокомандующего в Могилев. В Думе образовался «Прогрессивный блок», в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока вновь требовала создания «Министерства общественного доверия», проведения ряда реформ и политической амнистии.

25 февраля 1917 г. Император издает Указ о роспуске Государственной думы (15.11.1912 г.–27.02.1917 г.). Ее депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы, на основе которого будет в дальнейшем создано Временное Правительство.

Вопросы для самоконтроля:

Наши рекомендации