Крестьянская реформа 1861 г.

В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. И уже в Манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве Император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права. В начале 1857 г. был создан «Секретный комитет по крестьянскому делу» (возглавил его шеф жандармов князь А.Ф. Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в «Главный комитет по крестьянским делам», опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858–1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, в следствии чего в них стали образовываться фракции. Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Первоначальным результатом работы Главного комитета стало предложение сделанное весной 1858 г. о безземельном освобождении крестьян и введении военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в собственников своих наделов, в уничтожение «вотчинной» власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей. В заседаниях Главного комитета определились две позиции – одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.

Программа Крестьянской реформы была утверждена Императором в конце 1858 г. Она определяла выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Но в Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В комиссии вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. Комиссии рассматривались как представительные органы. В конце I860 г. был подготовлен проект, в соответствии с которым Крестьянская реформа делилась на две главных стадии:

1. Освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;

2. Превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения.

При этом проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок, а именно:

- сохранение в собственности дворян их запашки (пахотных земель);

- сохранение за крестьянами их дореформенных наделов: сначала в пользовании – за повинности, а потом в собственности – за выкуп;

- исчисление повинностей от их дореформенных размеров (но несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей;

- участие государства в выкупной операции в роли кредитора.

Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян проект предполагал два условия:

1. Крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет;

2. В роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.

Вместе с тем, крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение сорока девяти лет.

Таким образом, правовое положение крестьян должно было решительно измениться. То есть уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков, вводилось крестьянское самоуправление – «волостное общество – сельское общество – сходы – сельские должностные лица». Эти органы становились бы основой для участие крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.

На этом деятельность редакционных комиссий заканчивается, они закрываются. Проект в конце I860 г. передается сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет. 19 февраля 1861 г. Император утверждает ряд законодательных актов по конкретным положениям Крестьянской реформы. Так, были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главные идеи состояли в том, что крестьяне получают личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходит в пользование крестьян.

Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина, где первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной «местным положением», второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении. Вся земля в тридцати четырех губерниях делилась на три категории – нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько местностей, с учетом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности устанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении. Душевой надел состоял из усадьбы, пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола. Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или он собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Вместе с тем, собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки. Крестьяне на этот период являлись только пользователями и «временнообязанными». В этот переходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины (тридцать–сорок дней в год) и денежного оброка. Временно обязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда все они были переведены в состояние собственников. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. После утверждения договора все отношения сторон (помещик–крестьянин) прекращались и крестьяне становились собственниками.

Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах – крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Крестьяне выплачивали двадцать пять процентов выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение сорока девяти лет. Отметим, что полицейский и фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой – уйти из нее можно было лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из «общества», найдя «заместителя». Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, разделе земли на постоянно наследуемые участки, переделах, удалении из общины ее членов. Староста являлся фактическим помощником помещика, мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки. Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам – отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.

Таким образом, явно просматривается дворянский характер реформы, который проявился во многих чертах. А именно, в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах, так как земля там была дорогой, проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов, а в нечерноземных проявлялся фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

При выкупе выявилась определенная картина – чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем, введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

При всей своей прогрессивности, реформа имела и неблагоприятными последствия, которые выразились в следующем:

- наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли;

- община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами;

- крестьяне оставались обособленным сословием.

Наши рекомендации