Конституция СССР 1924 г. и новые конституции
Союзных республик
Образование федеративного государства может быть юридически оформлено по-разному – законом или договором. Так, РСФСР была провозглашена законом – «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа», ЗСФСР – Союзным договором Армении, Азербайджана и Грузии.
Образование СССР по решению декабрьского 1922 г. Пленума ЦК РКП(б) оформлялось также договором. Однако, уже первое заседание ЦИК СССР принимает решение о разработке актов конституционального значения – положения о флаге и гербе СССР и положения о наркоматах СССР. В связи с этим, в феврале 1923 г. ЦК РКП(б) принимает решение о создании комиссии по выработке проекта Конституции. Но только 27 апреля такая комиссия в составе 25 чел., включая представителей ЦИК всех союзных республик, начала работу. Во главе комиссии стоял М.И. Калинин. В ходе ее работы вновь возник вопрос: Создается Конституция или усовершенствуется Союзный договор? Вся тонкость заключается в том, что Конституция рассматривается как документ единого, хотя и федеративного государства, а союзный договор можно истолковывать как в федеративном, так и в конфедеративном смысле. Поэтому сторонники широкой децентрализации СССР, коммунисты Украины и Грузии, настаивали именно на последнем варианте оформления Союза. Проблему удалось решить в июне 1923 г., когда комиссия Калинина приняла резолюцию наркома юстиции Д.И. Курского, которая гласила: «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании СССР составляют Основной закон – Конституцию СССР».
После рассмотрения и обсуждения проекта Конституции ЦК РКП(б) и комиссиями ЦИК союзных республик 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утверждает его и вводит в действие. Окончательно проект Конституции был утвержден 31 января 1924 г. II съездом Советов.
Как и Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Союза ССР 1924 г. носила ярко выраженный классовый характер. Она закрепляла на территории, входящих в Союз, республик ведущую роль принципов диктатуры пролетариата. Вместе с тем это была Конституция федеративного союзного государства с четко обозначенным верховенством общесоюзной власти.
Конституция 1924 г. состояла из двух разделов.
Раздел первый «Декларация об образовании СССР» (вошла в текст Основного закона без изменений); Раздел второй «Договор об образовании СССР» (претерпел значительные изменения – состоял из одиннадцати глав и количество статей увеличилось с 26 до 72). Появились статьи, касающиеся суверенных прав союзных республик, съездов Советов, народных комиссариатов СССР, герба, флага, столицы СССР. Гимном Союза стал международный пролетарский гимн – «Интернационал», который был заменен лишь в 1944 г.
Своеобразие Конституции заключается в том (и это отличает ее от Конституции 1918 г. и последующих советских Конституций), что в ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.
Главное, чему уделяет внимание Конституция 1924 г., это конституционное закрепление образования СССР, прав Союза и союзных республик, системе высших государственных органов Союза и союзных республик.
В Декларации указывались причины, побудившие республики объединиться в одно союзное государство – борьба с внешними врагами (интервенция), восстановление разрушенного хозяйства, содержалось положение о том, что доступ в СССР открыт всем республикам «имеющим возникнуть в будущем». Были отражены принципы добровольности и равноправия союзных республик, а также право свободного выхода из СССР каждой из них.
По Договору СССР был конституирован как федеративное государство, где носителем суверенитета являлся Союз в целом и каждый из его членов в отдельности. Круг суверенных прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2. Среди 24-х вопросов, отнесенных к «ведению СССР в лице его верховных органов», можно выделить в две основные группы:
1. Внешние функции государства – внешняя торговля, внешние сношения, защита рубежей;
2. Хозяйственные дела – общее управление народным хозяйством, руководство его важнейшими отраслями.
Суверенные права республик были ограничены лишь вопросами, отнесенными к компетенции Союза. «Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно» (ст. 3). В конституции были оговорены некоторые специальные права: право выхода из Союза (ст. 4); право на неизменность территории; право на собственное гражданство (но гражданин каждой республики считался одновременно и гражданином Союза ССР) (ст. 7); право иметь свой собственный Основной закон, который должен соответствовать Конституции Союза (ст. 5).
Как уже было сказано выше, значительное место (3–9 главы) в Конституции отводилось вопросам организации высших государственных органов Союза ССР. Высшим органом власти СССР являлся Съезд Советов Союза ССР. Делегаты на съезд избирались на республиканских съездах Советов. Норма представительства определялась количеством избирателей в городах (1 депутат на 25.000 избирателей) и губерниях ( 1 депутат на 125.000 избирателей). Съезд должен был собираться один раз в год. Однако уже в 1927 г. IV Съезд Советов установил, что впредь съезды будут собираться раз в два года. Важно отметить, что Съезд обладал исключительным правом изменять Конституцию СССР.
Съезд не был постоянно действующим органом. В период между съездами Советов верховная власть в СССР принадлежала ЦИК, который являлся двухпалатным органом:
- Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально их населению (414 чел.);
- Совет Национальностей комплектовался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой) и автономных областей (по 1 депутату от каждой).
Обе палаты были равноправны. Любой законопроект получал силу закона лишь в случае его одобрения каждой из палат.
ЦИК являлся как исполнительным, так и законодательным органом. В качестве верховного органа он обладал компетенцией равной съезду Советов СССР (кроме тех, которые исключительно принадлежали съезду). По Конституции сессии ЦИК должны были работать 3 раза в год. На период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся Президиум ЦИК СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат в количестве 21 человека. Важно отметить, что значение Президиума все больше возрастало по мере того, как съезды Советов и сессии ЦИК стали созываться реже. Поэтому Президиум скоро стал решать вопросы, отнесенные к компетенции этих органов власти.
ЦИК СССР формировал Правительство СССР – Совет Народных Комиссаров (СНК), который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом. СНК стоял из председателя и десяти наркомов и мог издавать декреты и постановления в рамках своей компетенции. В своей работе СНК был ответственен перед ЦИК СССР и его Президиумом.
Нетрудно заметить, что в конституционных главах о высших государственных органах СССР было закреплено единство законодательной и исполнительной власти. В этом проявилось неприятие большевиками «буржуазного» принципа разделения властей.
Органами отраслевого управления в СССР были народные комиссариаты, которые можно поделить на три группы:
I. Пять общесоюзных наркоматов – иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Они образовывались только в Союзе и действовали на территории республик через уполномоченных.
II. Пять объединенных наркоматов – ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Они образовывались и в Союзе и в республиках, и таким образом, эти наркоматы руководили теми отраслями, которые требовали централизации в масштабах всей страны и, одновременно, учета специфики республик.
III. Республиканские наркоматы – юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения. Эти наркоматы существовали только в республиках и в большей степени отражали местные особенности.
Конституция СССР 1924 г. просуществовала до декабря 1936 г. Если ее оценивать с формально-юридических позиций, то может показаться, что она воплотила ленинские представления по национальному вопросу, выраженные в формуле «вместе и наравне». На деле же, по мере укрепления сталинского единовластия, национальная политика все более устойчиво изменилась в направлении подмены демократического федерализма жестким унитаризмом, в рамках которого весомые конституционные права союзных республик становились фикцией.
После принятия первой Конституции СССР начался процесс по совершенствованию Основных законов союзных республик, который, по сути дела, вылился в создание новых республиканских конституций.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, как бы дополняли друг друга. Если Основной закон Союза был посвящен проблеме организации союзного государства и его соотношению с членами Союза, то конституции республик касались вопросов общественного строя, государственного механизма каждой республики, избирательного права, правового статуса граждан и т. д.
Вместе с тем, можно проследить особенности конституций республик, которые вытекали в первую очередь из особенностей самих республик. Самыми заметными были различия в форме государственного единства. Так, Конституция ЗСФСР, принятая в апреле 1925 г., имела такую же структуру, что и Конституция СССР, т. е. подразделялась на два главных раздела – Декларацию об образовании и Договор об образовании. БССР была унитарным государством, поэтому ее Конституция (1927 г.) не имела разделов и глав, касающихся форм государственного единства. В ней не было и специальных статей об административно-территориального устройстве.
По-разному решался в конституциях союзных республик вопрос о государственном языке. Так, конституция Украины (май 1929 г.) признавала языки всех народов, населяющих республику, равноправными и не закрепляла какой-либо язык в качестве государственного. Иначе этот вопрос решался в конституции БССР. Здесь белорусский язык считался «преимущественным для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями».